Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "СОШ №226", Заречный
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 29.08.2016
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 4648
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Гражданскую позицию возможно сформировать лишь при комплексной работе. Экспертиза-один из методов ее...
Экспертиза как метод формирования гражданской позиции
 
 

Понятие гражданственности часто используется в узком трактовании и сводится только к патриотической составляющей. На это делают акцент и множество программ, проектов и курсов. Формирование патриотизма как важнейшего компонента гражданственности, безусловно очень важно в современных условиях, но понятие гражданственности как таковой значительно шире.

         Под гражданственностью следует понимать сформированное гражданское самосознание, то есть осознание человеком принадлежности к своему государству, мировому сообществу в целом, гражданские качества и социальную активность, возникающую вследствие сформированной активной гражданской позиции.

         Образование, направленное на воспитание гражданственности, рассматривается как комплексный механизм развития ценности знаний и компетентностей, который наделяет граждан возможностью плодотворной жизни в условиях демократии. Сегодня стало очевидно, что требуется новый тип гражданина: не только информированного, но и активного – способного внести вклад в жизнь своего сообщества, своей страны и за ее пределами и готового брать на себя большую ответственность.

         Деятельность учащихся на уроках обществоведческих дисциплин следует рассматривать как сложное нравственно- духовное явление. Сущность процесса формирования гражданской позиции личности учащихся в условиях социума требует новых положений, подходов и разработки педагогической технологии ее реализации.

         Актуальность рассматриваемой проблемы формирования гражданственности в школе возрастает в связи с рядом противоречий, среди которых можно выделить:

- обозначившийся переход России к демократическому и гражданскому обществу, предполагающий серьезные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека и сохраняющиеся подходы к воспитанию юных граждан в общеобразовательных школах;

- объективная потребность современного общества в выпускниках школ с высоким уровнем гражданственности и отсутствие разработанных механизмов ее формирования;

- практическая востребованность педагогических средств формирования гражданственности учащихся  и их слабая теоретическая обоснованность.

         Важную роль играет общий механизм формирования личностной позиции, которая включает в себя самоопределение, саморазвитие, самосознание обучающихся. Одним из таких механизмов, на наш взгляд, может стать механизм становления экспертной позиции. Современная школа дает возможность для формирования субъектного мнения, но не всякое субъектное мнение можно считать экспертным. Эксперт- человек, осознающий происходящие общественные процессы, основываясь на фактах и действительности, способный к конструктивному диалогу и готовый не только дать оценку уже случившемуся, но и предложить пути решения проблемы и просчитать последствия своих предположений.

         Формирование экспертных позиций включает в себя множественность субъектных высказываний, что позволяет считать это составляющей механизма формирования перспективного мышления, что является одной из задач современного образования. Через формирование личностной позиции происходит самопознание, самоопределение, формирование самосознания обучающегося, что в результате формирует гражданственность.

Позиция не формируется в одиночку, поэтому на уроках обществоведческих дисциплин есть все условия  для реализации этих механизмов. Например, в рамках учебных тем в курсе обществознания возможно формировать экспертные позиции. Уже с 5-6 класса ребенок может

попытаться оценить жизненные ситуации и найти выход из них, оценив все последствия. Подросток 7-8 класса, который своим ориентиром считает кого-то извне, на уроках обществознания может применить их и проверить их нравственную и теоретическую составляющую, основываясь на конкретных обществоведческих фактах и исторических событиях. Если данный механизм будет  реализовываться поэтапно в средней школе, то старшеклассник сможет на основе полученного опыта сформировать не просто личностную, а субъектную позицию, что позволит говорить о сформированной гражданственности.

Данный механизм может успешно применяться при изучении других предметов, что является важным при формировании целостной развитой личности при реализации ФГОС.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев