Карточка публикации
Информация об авторе публикацииДворец учащейся молодежи, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 07.06.2016
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13405
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях детских творческих колле...
Деловая игра для педагогов дополнительного образования
 
 

Привалова Юлия Анатольевна, методист отдела художественного творчества

ГБУДО Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Деловая игра для педагогов дополнительного образования «Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях детских творческих коллективов как реализация принципа опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности»

Санкт-Петербург 2016 год

Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов создания ситуации успеха на занятиях как одного из условий реализации принципа опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

Задачи:

• Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

• Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.

• Проанализировать методы и приёмы создания ситуации успеха.

• Создать банк данных ситуаций успеха

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с ра¬вной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В педагогической практике приходится иметь дело с обучающимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддерживать и усилить, если педагог вовремя заметит и поощрит малейшие порывы ребенка к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Дети, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ребенок овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, то в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении ребенка замечают и отмечают педагоги, товарищи, коллектив сверстников.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Структура деловой игры. Деловая игра состоит из серии индивидуальных, парных и групповых заданий, в ходе которых участники практически отрабатывают навыки создания ситуаций успеха.

Игра «Знакомство» Материал: бумажные сердечки, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями. Инструкция: 1. напишите на сердечке свое имя и 1 прилагательное, в полной мере характеризующее Вас. 2. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение Предложения на карточке: У меня вызывают симпатию люди, которые….. Самая большая радость для меня –это… Я люблю, когда… Мне радостно, когда… Я горжусь тем, что…. Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-…. Думаю, что самое важное для меня…. Школа для меня- это…. Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня… Мои друзья… Самое большое достижение в моей жизни… Я ценю в людях… Я чувствую себя уверенно, когда …. Человек считается успешным, если… Таким образом, клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины -как вы думаете, почему мы составили такую паутину? (создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом) Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Комплименты”. Игра “Комплименты” Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева. Обязательные условия. 1. Обращение по имени. 2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. 3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А вы сегодня очень…” или “А у вас сегодня …”. Рефлексия. 1. Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их? 2. Какой комплимент вам понравился больше всего? Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагога на занятии. Деление на группы Встаньте, пожалуйста, в две шеренги Предлагаю учителям рассчитаться следующим способом: утро-день-вечер А теперь объединиться в 3 группы. (садятся за столы) Правила работы в группе «Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора. «Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою «Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу. В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг) Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения Основная часть (Участники занимают места за столами) Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием детей идти на занятия, работать на занятии, а также выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Ребенок приходит в образовательное учреждение преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этой надежды – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к обучению? Виноваты ли в этом образовательные учреждения и методы обучения? Какую роль играет при этом педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее. Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха. Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха? Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось: СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех; УСПЕХ - это результат подобной ситуации; ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности. В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Как создать на занятии ситуацию успеха? Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. Я Вам предлагаю рассмотреть типы ситуаций успеха. Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов: 1. Неожиданная радость. 2. Общая радость. 3. Радость познания. 4. Мнимый успех. Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и приемы, через которые они реализуются, а также посмотрим как эти приемы можно использовать в своей педагогической деятельности. 1 тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой. Вот вашему вниманию, предлагаются педагогические приёмы «Неожиданной радости» 1. Приём «Эмоциональные поглаживания» Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами». Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок. Похвала требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной. При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил: • Хвалить следует за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога. • Не следует при детях • хвалить ребёнка за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один воспитанник из группы подготовился к занятию, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине. • В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить того, кого не любят в классе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на те или иные успехи не столь популярных одногруппников. • Дети очень охотно и преувеличенно приписывают педагогам "любимчиков", и у педагогов действительно есть более приятные для них воспитанники, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента. 2.Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно. Алгоритм: 1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт. 2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ребёнку найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую. Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки». 3. Прием«Даю шанс» Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики. В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет показать настоящие знания. На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался. Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться. Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника. 4. Прием «Умышленная ошибка» Можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания. 5. Прием «Авансирование» Речь идет о тех случаях, когда педагог заранее предупреждает ребёнка о самостоятельной итоговой работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе это - упреждающий контроль. Смысл - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с педагогом подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. 6. Прием «Холодный душ» На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен. 2 тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка. 1. Прием “Следуй за нами” Смысл - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий. Алгоритм: 1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед воспитанников. 2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия. 3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его. Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств « старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора. 2. Прием “Эмоциональный всплеск” Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не очень любил русский язык, но занимался более ил менее регулярно, имел средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило , изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: « Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!». Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…». Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему ситуацию успеха! 3. Прием “Обмен ролями” Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся, превращаясь из формы деловой игры в прием создания ситуации успеха. 4. Прием “Заражение” Педзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. 3 Тип «Радость познания» - суть данного типа успеха состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. 1. прием “Эврика” Суть - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые задачи. Нужно помнить, что: • успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается; • ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость; • ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Мы идем на природе, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые решают люди в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять. О чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то. Я сам решил задачу- радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим успехом 2. прием «Линия горизонта» Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью. «Мнимый успех» - удовлетворенность воспитанников невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи. Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых ребёнок сможет повысить свои достижения. Решение ситуации (обсуждение в подгруппах) Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним». Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы: «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п. «У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п. «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!». Наиболее правильным будет считаться ответ «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием». «Я постараюсь выяснить, почему ребёнок не хочет работать вместе с одногруппником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню воспитаннику, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При выяснении причины возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем». Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка? Выслушиваются ответы педагогов. • внушает ребёнку уверенность в собственных силах; • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов; • создаёт ощущение внутреннего благополучия; • происходит переоценка своих возможностей. Каковы последствия создания ситуации успеха? Педагогу следует помнить о том, что: • Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей. • За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно. • Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»). • Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности. • Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях. Рекомендации «Успешного воспитания» Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось. Так говорить не стоит! А вот так надо! Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно! Мне кажется, ты был взволнован, когда занимался. Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю? Ты сейчас очень громко говоришь Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе, как со мной разговаривал Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно Ты должен относиться к занятиям серьёзнее! Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?! Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать… Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой. Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки. Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать. А сейчас мы с вами составим рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия. (Педагоги предлагают свои варианты, затем появляются на слайде готовые ответы) . Добавьте в каждое занятие по одной порции: • мудрости; • терпения; • храбрости; • работоспособности; • оптимизма; • преданности своему делу; • вольнодумия и свободомыслия; • доброты; • отдыха и заботы о здоровье; • доброго юмора; • такта; • веры в каждого ребёнка. (Педагоги работают в подгруппах, составляют свой рецепт, и визуализируют его на ватмане) А я вам предлагаю свой рецепт приготовления - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству! Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности! Для того чтобы воспользоваться методами и приёмами успешного проведения занятия, вы в дальнейшей своей работе можете пользоваться памятками, которые лежат у вас на столах. Упражнение «Дружественная ладошка» Задание: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки (по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями) Список литературы. 1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса/А.С. Макаренко. М.: Академия, 1989. – 125 с. 2. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия/Н. Пезешкиан. М.: Институт позитивной психотерапии, 2005. – 128 с.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев