Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ Байдулинская СОШ, Ульяновская обл. р.п Тереньга
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 24.12.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 19540
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
проектная работа по теме "Достопримечательности родного края. История Свято-Троицкой церкви Тереньгульского района Ульяновской области"
 
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Байдулинская средняя общеобразовательная школа»
МО «Тереньгульский  район» Ульяновской области

Областная научно-практическая

конференция обучающихся «ЭКО – 2014»

номинация: «Краеведение»



Исследовательский проект

«История Свято- Троицкой храма

села Молвино Тереньгульского района»

 

 

 

Работу выполнили:

Юлия Тиханкина, 17 лет

Юлия Цвиркун,17 лет

Ангелина Куприянова,10 класс

Екатерина Яшина, 10 класс
Руководитель:

Кочеткова

Наталия Анатольевна

учитель английского языка.

2013 - 2014 год

Содержание

  1. Введение    ……………………………………………………………  3

1.1 Актуальность реализованного проекта    ……………………….  3

1.2 Цели и задачи проекта   ………………………………………….  5

 

1.3. Методы исследования         ……………………………………  6

 

1.4. Этапы работы над проектом   …………………………………… 7

 

2. Исследовательская часть проекта   ………………………………….. 8

2.1.  Изучение литературы по данной теме  …………………………  8

2.2 . Результаты исследовательской работы  ………………………...  9

2.2. 1. Архивная справка ……………………………………….  ...9

2.2. 2. Некоторые исторические факты …………………………10

2.2. 3. Храм в наши дни   …………………………………………11

2.2. 4. Иконы Свято-Троицкого храма ………………………….12

3.  Заключение ………………………………………………………………………………………14

4. Выводы  …………………………………………………………………………………………….15

4.1. Потенциал развития исследования………………………….. 16

 

5. Ресурсы, задействованные при реализации проекта  ……………16

6. Приложение   ………………………………………………………...17

  1. 1. Введение

Обоснование актуальности темы исследования

 

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев.

В старину люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы согласны с тем, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест.

1.1  Актуальность работы.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

 

Практическая значимость.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения  в  нравственные  ценности.  В  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование  характера,  мышления,  речи  человека,  начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине.  Любовь  к  Родине  подрастающего  поколения  начинается  с  ощущения  родного  края,  родной  земли.  Материал  по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихся,  которые  возникли  в  последнее  время.

Данный проект может применяться на внеклассных мероприятиях, на уроках по региональному компоненту, на уроках истории.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

  • воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства.
  • воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  развитии  и  процветании  своего  города.

Задачи проекта:

  • ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  населения  Ульяновской области,  участием  и   значением  родного  края  в  исторической,  политической,  экономической  и  культурной  жизни  России.
  • развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника;  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.
  • развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся.
  • формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.
  • профессиональная  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейшего  образования,  выбора  профессии  и  места  работы.
  • овладение  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией.
  • ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

Основная проблема при работе над данным проектом:

-   Историческое значение Свято - Троицкой храма  села Молвино Тереньгульского района для тереньгульцев.

Тип проекта: информационный

Исполнитель проекта:

одна группа (4 чел) из разных классов (10 и 11-ый классы)

Объект исследования: Свято-Троицкий храм

Планируемый результат: учащиеся знакомятся с  историческими данными о храме,  беседуют с жителями с. Молвино и служителями храма, обрабатывают информацию и представляют полученные сведения в виде презентации.

1.3.  Методы исследования:

1.Эмпирический (изучение и анализ литературы и источников).

2.Беседа с респондентами.

3.Обобщение и систематизация полученных сведений.

Место проведения исследования: Тереньгульский район, с.Молвино.

Время работы над проектом:  4 урока

Материалы и оборудование: листы бумаги – 10-15 шт. , СD – диск, интерактивная доска.

1.4. Этапы работы над проектом:

Первый этап (один урок):

  1. Обсуждение плана работы

- обсуждение плана работы над проектом: вид проекта, состав группы, содержание, поиск информации, работа с текстом, подготовка презентации, выступление,  соблюдение регламента для выступления.

- какие вопросы должны быть раскрыты:

Какое значение имел и имеет Свято-Троицкий храм?

  1. Обсуждение в группе – распределение обязанностей при выполнении данного проекта

Второй этап (два урока):

  1. Изучение литературы, поиск информации в интернете,
  2. Работа в группах: выбирают текст для презентации, готовят необходимый иллюстративный материал, продумывают звуковое оформление, отрабатывают чтение, репетируют выступление.
  3. Встречаются  и беседуют с жителями села и служителями храма о значении данного храма и ее истории
  4. Обобщение данных

На этом этапе учитель работает с группой, следит за обсуждением.

Третий этап (один урок):

Данный урок посвящен презентации, подготовленной учащимися. За отведенное время (5-7 мин) учащиеся рассказывают о значении храма села Молвино, стараясь сделать свои выступления запоминающимися и интересными. На данном этапе оценивается работа, проделанная учащимися.

2. Исследовательская часть проекта

2.1. Изучение литературы по данной теме.

Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь — особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь приметишь с первого взгляда. Очень уж отличается вид храма от обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные купола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов.

Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.

Строятся православные церкви алтарем на восток, туда, где восходит солнце. Ибо для верующих Господь — сам свет немеркнущий. Даже в молитвах они называют Иисуса Христа «солнцем правды». Чаще всего в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому на кресте Господу. Сверху здание храма обычно завершается куполом, воплощающим собою небо. Вверху купол завершается главою, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Свято – Троицкая церковь,  моего родного села, об истории которой я хочу рассказать, имеет семь куполов. Семь глав означают семь таинств и семь Вселенских соборов.

Каждый храм посвящен Богу и носит имя того или иного события религиозной жизни или святого. К названиям церквей, возводимых на Руси, обычно добавлялось «обыденная», «ружная», «проща». Обыденный храм строился по обету — во время неурожая, чумы, мора и т.п. — из деревянных заготовок за один день. Утром, на заре, закладывали фундамент, а к ночи церковь освящали. Ружная церковь — на постоянном жалованье (руге) у государства (до 1917г.). Проща — прощение грехов, исцеление. Церкви эти назывались по находившимся в них чудодейственным иконам.

2.2. Результаты исследовательской работы

2.2.1. Архивная справка.

Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкий храм -  действующий храм .   
Престолы: Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль: Эклектика
Год постройки: 1903.
Адрес: Россия, Ульяновская область, Тереньгульский район, село Молвино, ул. Куйбышева Д. 76

Согласно акту архитектора Симбирского губернского правления Петра Ивановича Малукалова строительство  каменного храма в с. Молвино было завершено в 1903 году ,колокольня же закончена в 1906 году.

Все работы исполнены согласно проекту, утвержденному 3 мая 1900г. № 106 ,отступление состояло только в том,что примыкающие к алтарю помещения отдельны не глухой стеной ,а соединение арками , в дальнейшем предполагалось из них сделать приделы .Храм получил название во имя Пресвятой Троицы и 27 мая 1908 году был освещен .

Здание церкви каменное ,с такою же колокольней ,в одной связке , крыта железом с одним престолом Живоначальной Троицы.

Земля при церкви состоит из усадебной с церковным погостом 2.5 десятка квадр. саж., пахотной 33 десятка квадр .саж.
Всего 35.5 десятка квадр .саж.:

В настоящее время это классический среднерусский кирпичный храм в "Русско-византийском" стиле. Однако его главнейшей особенностью является совершенное отсутствие купола.

Центральный двусветный четверик завершают на каждой  стороне по 7 маленьких кокошников, от которых сразу на одной линии подымаются пять маленьких же главок. Скорее всего бывший прежде здесь традиционный шатёр или купол обрушился в советские годы, и его не стали восстанавливать в надежде на лучшие времена.

2.2. 2.     Некоторые исторические факты.

Село Молвино (Рюмино-Троицкое) Тереньгульского района было образовано во второй половине 18 века помещиком Иваном Георгиевичем Кротковым, в пяти верстах от его Родового имения. Уже в 1774 году в селе был построен первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Церковь была двухпрестольная. Главный (Троицкий) предел был холодным, а второй (Во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца) - теплым.
Впоследствии село принадлежало знаменитым симбирским родам Гончаровых и Фатьяновых.

Деревянный храм служил сельчанам до начала 20 века, когда стал совершенно ветхим и уже не вмещал всех верующих, которых к этому моменту в селе было более тысячи человек.
Тогда прихожанами было принято решение о строительстве нового каменного храма и начат сбор средств. Возведение церкви началось в 1903 году, а в 1905 году он был освещен.

Однако после Октябрьской революции в 1918 году, сельские жители приняли активное участие в капанном восстании против Советской власти. Выступление крестьян было жестоко подавлено в 1919 году, и в качестве мести многие храмы были закрыты и порушены. Досталось и молвинской церкви: она была разграблена, а многие иконы расстреляны из винтовок. Само здание храма стало использоваться под зернохранилище.

В разграблении участвовали и местные активисты. Один из них иконами из Свято-Троицкого храма выложил у себя в доме пол, за что был наказан Господом: и он сам и вся его семья задохнулись в подполе.

После падения коммунистического режима, храм было решено восстановить. При поддержке и активном участии местных жителей церковь была возрождена.

Много людей помогали    восстанавливать   церковь. Филиппов В.Д., Навознов А.А.,    Шуёнков В.А. принимали активное      участие в этом деле.    Чернова Александра Степановна,    Фатенкова Раиса Степановна, Зеленцова    Зинаида Григорьевна, Евстигнеева Мария Николаевна и другие помогали собирать     денежные средства на восстановление Свято-Троицкого храма  с. Молвино.

2.2.3 . Храм в наши дни.:

Теперь  этот небольшой, но красивейший храм, выполненный в русско-византийском стиле, принимает верующих со всех окрестных сел и районного центра Тереньги. Свято-Троицкая церковь – единственная действующая в Тереньгульском районе церковь, которая несет свет Православия более ста лет.

Иконостас  Свято –Троицкого храма был изготовлен в Тереньгульском районе. Когда церковь  разрушили, поникодила

была перевезена  в г. Ульяновск. Ее вернули в село Молвино после того, как  Свято – Троицкий храм  был восстановлен. Отец  Борис благословил ее.

В 1996 году отец Алексей и отец Александр были назначены настоятелями  Свято – Троицкой церкви с. Молвино. Позже отец Александр стал настоятелем храма в с. Алешкино. А отец Алексей так и остался служить в Свято- Троицком храме.

Архиепископ Прокл и Отец Борис благословили их.

Биография Батюшки.

Селиверстов Алексей Владимирович родился 18 ноября 1958 года.

Образование: 10 классов в Федькинской школе Тереньгульского района, затем поступил учиться в педагогический институт, проучился там три года на факультете иностранных языков. Затем он работал в Ульяновске на автозаводе, был котроллером ОТК. Потом поступил в торговое училище. После  окончания работал продавцом в магазине строительных материалов. В это время Алексей уже ходил на службы в церковь, к отцу Борису. ( из беседы с Яковлевой Раисой Владимировной, с. Федькино)

2.2.4. Иконы Свято-Троицкого храма.

В церкви находится множество икон:

Чудотворный образ «Владимирской Божьей матери».

Иверская  Чудотворная икона «Божьей матери»

«Никола Чудотворец» хранится в алтаре. Эта икона мироточила однажды.

Икона «Воскресенье Христово» тоже хранится в алтаре.

Икону «Казанской Божьей матери привозили сюда из Жадовского монастыря.

Все иконы были принесены людьми.

Многие из них до сих пор хранят в себе воспоминания былых лет (дырки от пуль).

Крестный ход.

Несколько раз в Молвинскую церковь привозили Чудотворную Казанскую Жадовскую икону Пресвятой Богородицы. Колокольный звон возвестил о том, что икона прибыла в село Молвино. Процессия, возглавляемая священнослужителями Алексеем и Александром, направлялись к месту встречи. После непродолжительной церемонии передачи иконы, процессия возвратилась к храму. Потом прошла божественная литургия в церкви. Прибыл кортеж с иконой Чудотворной Казанской Божьей. Зазвучал благодатный звон колоколов, молодые солдаты подняли святыню, украшенную живыми цветами, на плечи, и с молитвами пошло шествие к собравшимся. Православные верующие пали ниц перед иконой.

Предание о иконе.

Чудотворная Казанская Жадовская икона Пресвятой богородицы была найдена поселянином села Ивановское Карсунского уезда, которому во сне пришло знамение в образе девушки. Она повелела Тихону, страдающему тяжелым недугом рук и ног, пойти в село Жадовку и найти исток речки Смородинки, в котором находится икона Божьей Матери. Родниковая вода и икона исцелили Тихона от тяжелой болезни. Об этом он рассказал пастухам, и на месте, где пастухи приспособили икону- исцелительницу, возникла часовенька, а потом- монастырь. Эта обитель стала местом паломничества прихожан. И святыня исцеляла их не только от болезненных недугов, но и от природных явлений.

В 1847 году Чудотворную Казанскую Жадовскую икону Божьей Матери благословили ежегодно проносить крестным ходом в Симбирске для поклонения.

Обряд крещения.

Крещение ребенка является древним церковным обрядом. Этот обряд включает в себя миропомазание. Батюшка берет кисточку, опускает ее в сосуд, где находится жидкость, называемая "мир". Затем батюшка мажет лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги ребенка крестообразно. Потом он отрезает прядь волос ребенка. Эта прядь остается в храме. Она является символом жертвенности богу.

Потом священник забирает ребенка у крестных родителей и погружает его в купель три раза. Затем он надевает телесный крест ребенку и возвращает его крестным родителям. Батюшка читает молитвы постоянно.

Затем священник берет ребенка на руки, подносит его к иконостасу и возвращает его родителям.

3.  Заключение.

Я знаю… Я верю… Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Знание и вера — тайны нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе, доброта и жестокость, любовь и ненависть. И еще — вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные и даже безнадежные мгновения жизни.

В разное время в разных странах по-своему шло развитие общества. Но повсюду люди рано или поздно приходили к общему для всех организованному поклонению высшим силам, к вере во многих богов или в единого Бога. Вера — спутник человека от первого мгновения жизни до конца. Она освящает рождение, любовь, добрые дела и вместе с родственниками оплакивает смерть. Вера стала источником вдохновения для поэтов, скульпторов, архитекторов, драматургов.

Без веры немыслимы нравственное развитие, укрепление сил добра в борьбе со злом, победа совести над бессовестностью, любовь к своей родине и ее защита. Но любовь к Родине невозможна без любви к родине малой, без знания ее истории, развития. Поэтому данная работа — дань уважения моему родному краю, моему селу.

4.  Выводы

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2) История убедительно свидетельствует –храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции.

Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.

3) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.

В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы. В нашем крае возвращено к жизни 3 храма. Но сколько еще их,

к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…

Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о закрытии храмов, святынь, хранящих многовековую святость и судьбы многих поколений людей. Важно, наверное, другое. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро – главной частью жизни.
В своей работе мы попыталась обработать собранный нами материал.И е сли наши старания принесли кому-то свет знаний, значит, мы работали не зря. 4.1. Потенциал развития исследования

Не все страницы истории церквей нашего края ещё изучены.

Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

  1. Ресурсы, задействованные при реализации проекта :

Брусилов Б.П. Хлеб да соль в посты и праздники. — Москва, «Советский спорт», 1996г.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Религии. — Москва, «Олимп», 1998г.

Интернет-ресурсы:

  ignatovka.my1.ru/load/1-1-0-3

  http://sobory.ru/article/?object=18497

Фотографии взяты также из личного архива Кочетковой Наталии Анатольевны и  Распаевой Татьяны Алексеевны, жительницы с. Байдулино, Тереньгульского района

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икона «Никола Чудотворец»                           Иконы свято-Троицкой церкви

 

 

 

 

 

 

Иконостас Свято- Троицкого храма

 

 

Батюшка Алексей

 

 

 

 

 

Крестный ход

 

 

 

 

Жадовская икона Божьей матери

 

Чернова А.С., жительница села Байдулино, помогавшая

восстанавливать храм

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Кочеткова Н.А. написал(а) 3383 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    к сожаленью не загрузились фотографии

     
       
     
     
    0 очков