Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКОУ "Гимназия имени Горького А.М.", омская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 30.05.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15922
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Формирования творческих способностей и предметных компетенций средствами информационно-коммуникативных технологий
 
 

Формирования  творческих способностей и предметных компетенций средствами  информационно-коммуникативных технологий

Основной целью моей педагогической деятельности является

Создание условий для формирования личности, способной к самосовершенствованию и самореализации в самостоятельной взрослой жизни

Задачи:

  1. воспитание человека с активной жизненной позицией, умеющего  аргументировано отстаивать свою точку зрения; умеющего анализировать ситуацию, критически оценивать ее  и  находить пути решения возникающих проблем;
  2. развитие познавательного интереса к математике
  3. развитие поисковой, творческой, исследовательской активности

 

Основная цель моей деятельности -   развитие личности

Ведущий принцип – принцип «выращивания».

Функции учителя - организатор сотрудничества, консультант

Методы обучения - проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлективность.

Форма организации - групповая, коллективная.

Способы усвоения = поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником - продуктивный, творческий, проблемный.

Позиция ученика - активность, наличие мотивации к самосовершенствованию

Целевые ориентации

-Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

-Гуманно- личностный подход к ребенку.

-Единство обучения и воспитания.

Тактика. Ближайшие педагогические взаимодействия

  • Специальные творческие умения
  • Учебные игры
  • Дискуссии
  • Семинары
  • Научно- практические конференции
  • Развитие у учащихся потребности к творчеству, в стремлении к
    самовыражению, самопознанию, саморазвитию

Предполагаемый результат: любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника

 

Для достижения этих целей выделяется несколько направлений

1.Использование проблемно-диалогической технологии на уроках математики

Желание учиться у ученика не появляется само собой, его надо целенаправленно и последовательно формировать. Принципиально  важно – что  и как формировать у него.

Проблема создания адаптивной среды как условия, обеспечивающего самореализацию школьников, разрабатывается нашей школой уже не один год.

Помочь в решении этой проблемы, на мой взгляд, может технология проблемно-диалогического обучения. (ТПДО)

ТПДО - такая организация учебных занятий  в виде диалога, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, методы, решения которых ему еще неизвестны.

Цель использования данного метода: творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учеником заданного предметного материала.

Задачи использования: формировать у детей умения переносить полученные знания на новые, нестандартные  ситуации, стимулировать учеников к дальнейшей работе, актуализировать (сделать значимой для самого ребенка)  учебную цель, поставленную на уроке.

2.Развитие исследовательской компенции обучающихся в процессе изучения математики на уроках и во внеурочное время.

Эффективное решение этих задач невозможно без определённого опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов и т.д.

Проблема использования исследовательских методов на уроках математики и во внеурочное время возникла передо мной еще в начале 90-х годов, но в последние годы исходя из современных требований к образованию с 2006 года, я работаю над проблемой формирования и развития исследовательской и познавательной компетентностей школьников на уроках математики и во внеурочное время.

 

Систему работы с учащимися в этом направлении я изобразила в виде схемы

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ученику, является творческая деятельность Творчество – это, прежде всего умение, отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении нестандартных задач. Наиболее часто на своих уроках я использую задачи исследовательского характера. Однако потенциал задач, имеющихся в учебниках, недостаточен для воспитания исследовательских умений. В своей работе мне приходится выбирать такие задачи, которые позволяют учащимся подойти к её решению с разных сторон, указать несколько её решений. Ставлю школьников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая ставится в общем виде.

Очень часто использую задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности. Для развития творческого мышления постепенно формирую у учеников умения определять, какие частные случаи необходимо выделить в исследовании.

Задач такого характера много в курсе математики средней школы. Выбирая такие задачи при подготовке к уроку, стараюсь  поставить ту или иную проблему и организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся по её решению. Решать самые простые задачи такого типа начинаю уже с пятиклассниками, и тогда к выпускному классу школьники сами ставят проблему при решении предложенной задачи и ищут пути её решения.

В последнее время стала практиковать использование проектного метода обучения. Четко определила для себя и для моих учеников, что основным признаком проекта является проблема. Нет проблемы – нет деятельности.

Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Небольшие проекты мои ученики начинают создавать уже на средней ступени обучения. Одной из форм исследовательской работы являются рефераты, которые мои ученики готовят по различным темам.  Небольшие реферативные работы выполняют уже пятиклассники. Они с удовольствием выбирают темы из истории математики. Более серьёзные работы выполняют старшеклассники.

Также практикую проведение уроков, на которых показываю как практически, опытным путём можно делать “открытия” самостоятельно.

Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность. Одна из форм её организации - научное общество учащихся (НОУ). Это своего рода деловая игра для учащихся направленная не только на формирование у них навыков и приёмов научной деятельности, но и на приобретение сознательного опыта.

Цели

1.выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью

2. развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся

3. ориентация учащихся на показание как ценность

4. расширение и углубление знаний учащихся

5. приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности

Члены научного математического общества под руководством учителя проводят исследовательскую работу, это позволяет не развивать личность вообще, а развивать ее на конкретном материале. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности

 

3. Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования  творческих способностей и предметных компетенций

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.

Цель: повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности.

В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.

  1. подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Publisher);
  2. создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов (применяется мультимедиа проектор);
  3. использование тематических CD для организации деятельности обучающихся;
  4. использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера (в настоящий момент этой возможности наша школа лишена из-за отсутствия финансирования);
  5. применение компьютерных тестов для контроля ЗУН обучающихся (тесты создаются в MS Office Excel,  MS Office PowerPoint,).

Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное компьютерное сопровождение урока. Другой проблемой является недостаточное количество программного обеспечения, ориентированного на обучение математике. Для решения этой проблемы можно привлекать ребят. Они с интересом создают различные презентации. Сотрудничая с учителем информатики на факультативных и кружковых занятиях можно создавать очень интересные и довольно качественные программные продукты.

Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.

Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.

Проектная деятельность на основе ИКТ позволяет разнообразить учебную деятельность.  При защите проектов происходит глубокое запоминание материала через его образное восприятие.

Занятия элективных курсов по математике, которые я веду  в 9-11-х классах, часто  заканчиваются защитой проектов учащимися, и  приводит к созданию очень интересных презентаций, которые я затем могу включать в свои уроки.  Примерами таких проектов служат работы моих учащихся.

Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к её изучению, заинтересованность в результатах своего труда.

Большинство моих выпускников, которым предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе приобретают определённые качества личности, в частности:

  • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
  • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работают с информацией;
  • коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;

могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

Представление методической системы

 

Год

Уровень

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Школьный

выступление на педагогическом совете «« Формирование учебно-познавательной компетенции»; ноябрь2008 г.

выступление на педагогическом совете « Исследовательская работа- путь к развитию мыслительной деятельности и творчества педагога»; январь 2010 г.

Участие  в Едином методическом дне; открытый урок в 9 «Б» классе «Замечательные кривые »декабрь 2009г.

Выступление на заседании ШМО «Использование интернета и средств сетевого педагогического взаимодействия» май 2010.

Муниципальный

Выступление

На  педагогических чтениях « Формирование учебно-позновательной компетенции на основе проблемнодиалогического обучения в процессе изучения математики» (сертификат участника)

Октябрь 2008

заседание РМО учителей математики с темой «Решение заданий части «С» ЕГЭ» январь 2010

участие в конкурсе методических разработок

 

 

Региональный

 

 

Выступление на VII Областном педагогическом марафоне с темой «Исследовательская деятельность обучающихся в процессе изучения математики на уроках и во внеурочное время» (сертификат участника) 20 октября 2010г.

Участие в  Ярмарке педагогических инноваций (публикация в сборнике статей, Выпуск 4, часть 2) 27 октября 2010г)

 

 

Федеральный

*

участник Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» финалист (грамота, 2010 г.)

Публикация материалов на сайтах www.proshkolu.ru;

(участие в конкурсах сайта «Мы выбираем здоровье и успех»; «Это самый лучший предмет")

www.metodisty.ru

www.nsportal.ru

(свидетельство о публикации в электронном СМИ)

Создала свой мини-сайт в Социальной сети работников образования nsportal.ru и разместила там электронное портфолио (Сертификат о создании персонального сайта; свидетельство о размещении электронного портфолио)

http://www.nsportal.ru/faber-galina-nikolaevna

Международный

*

*

Выступление на Всероссийской НПК с международным участием «Девятые Чередовские чтения» с докладом « Формирование учебно-познавательной компетенции на основе проблемно-диалогического обучения в процессе изучения математики» (сертификат участника) 24 мая 2011г.

 

 

 

Кем используется опыт:

Русанова Ирина Владимировна-учитель математики МУО «Ильичевская СОШ», Москаленского муниципального района

Бургер Наталья Викторовна- учитель иностранного языка МОУ «Гимназия им. Горького А.М.», Москаленского муниципального района

Наумович Елена Юрьевна- директор школы, учитель математики МУО «Екатериновская СОШ». Москаленского муниципального района

Карпенко Елена Михайловна-учитель математики МУО «Гвоздевская СОШ», Москаленского муниципального района

Миронова Любовь Васильевна – учитель математики МУО  «Миролюбовская ООШ»  Москаленского муниципального района

Дребанд Людмила Васильевна – учитель математики МУО «Розентальская ООШ» Москаленского муниципального района

Активно использую сервисы сети Интернет и средства сетевого педагогического взаимодействия. Для обсуждения проблем учебной и воспитательной работы использую Интернет – форумы, электронную почту. Являюсь участником Интернет-портала «Все школы России» www.proshkolu.ru;Сетевого сообщества «Методисты.ру"www.metodisty.ru.Всероссийского интерне педсоветаwww.pedsovet.org.Социальной сети работников образования nsportal.ru www.nsportal.ru Создала свой мини-сайт в Социальной сети работников образования nsportal.ru и разместила там электронное портфолио http://www.nsportal.ru/faber-galina-nikolaevna. Имею личные страницы, общаюсь с учениками, родителями, педагогами других школ. На страницах форумов участвую в обсуждении публикаций, для определения победителей конкурсов, проводимых на данных сайтах. Имею личную страницу в почтовых сетях, общаюсь с коллегами, учениками, родителями. Мой электронный адрес: www.faber.gal@yandex.ru

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Васильева Н.К. написал(а) 3925 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Галина Николаевна! Спасибо за действительно интересный материал, это - убедительное описание своего педгогического опыта. Васильева Нина Константиновна

     
       
     
     
    0 очков