"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМуниципальный опорный центр дополнительного образования, МУ ДО ЦДТ., Подольск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 22.04.2021
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 6279
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Повышение компетентности руководителя вокального коллектива, посредством участия в научно-образовательной деятельности общественных профессиональных организаций
 
 

«Повышение компетентности руководителя вокального коллектива, посредством участия в научно-образовательной деятельности общественных профессиональных организаций»

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогической компетенции педагога.

Педагог дополнительного образования осуществляет организацию внешкольного времени воспитанников, содействует развитию способностей и раскрытию талантов школьников, а также включает их в художественную, техническую, спортивную и другие виды  деятельности.

Педагог дополнительного образования является активным носителем содержания образования, который способен адаптировать его применительно к определенным условиям, возрастным и психофизическим особенностям обучающихся.  Следовательно, деятельность педагога дополнительного образования нацелена, в самом общем плане, на обучение, воспитание и всестороннее развитие подрастающего поколения. Ориентация на творчество требует от них глубоких профессиональных знаний, высокого мастерства, и компетентности.

Труд педагога учреждения дополнительного образования представляет органическое единство педагогического и профильно-технологического компонентов. Первый компонент предполагает овладение ситуацией творческого становления личности воспитанника, а второй, который зачастую не имеет прямого аналога не только в деятельности учителя школы, но и в других видах профессиональной деятельности - направлен на развитие операционально-технической сферы  личности.  Иначе говоря, основу данного единства составляет решение педагогических проблем, а средством обучения и воспитания выступает профильно-технологический компонент. Это составляет особенность деятельности педагога учреждения дополнительного образования.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы

  • осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку;
  • на непрерывность собственного профессионального образования;
  • повышение квалификации профессиональной переподготовки и наличие документа соответствующего образца;
  • наличие государственных и отраслевых, муниципальных поощрений  (наград грамот, благодарностей, званий и т.п.);
  • наличие призовых мест в профессиональных конкурсах по проблемам воспитания и дополнительного образования.

Одним из наиболее важных факторов, оказывающих  влияние на развитие личности воспитанников в дополнительном образовании, является профессионализм педагога.  В научной литературе профессионализм характеризуется как:

-владение деятельностью в целом, удержание профессионалом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков);

- совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда (А. К. Маркова);

- владение признанными в научном сообществе, закрепленными в культуре апробированными методами, приемами, процедурами, способами и техниками деятельности (А. И. Моисеев, О. Я. Моисеева);

- степень владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способность производить новое — с другой (Д. Шувалова, О. Шиняева);

- единство и взаимообусловленность умений квалифицированно выполнять тот вид деятельности, который является ведущим для данного кружка, способность предложить увлекательную программу деятельности, соответствующую интересам и возможностям воспитанников, обосновать педагогическую задачу, на основе ее решения приобщить школьников к миру своих увлечений (М. Б. Коваль).

Таким образом, профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.  «Профессионально компетентным является такой труд преподавателя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности обучающихся (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности). При этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества — с другой» (А.К. Маркова).

Итак, необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность. Понятие «профессиональная компетентность» является относительно новым в отечественной педагогике, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:

- умение  внедрять понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, изучение личности с целью определения уровня ее подготовленности к активному учению и проектирование его развития на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач;

- умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса;

- умение педагогически действовать,  предполагающее вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, создающего среду развития ребенка из объекта в субъект познавательно-умеющей деятельности. Обеспечение связи учреждения дополнительного образования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних неучтенных воздействий;

- умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.

Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

В настоящее время общество и государство предъявляют к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые жесткие требования. Новые требования к подготовке и постоянному совершенствованию педагогических работников вслед за обществом и государством предъявляет и к себе, и к качеству системы повышения квалификации сам педагог. Все это стимулирует научный интерес к вопросам профессионального роста педагогических работников сферы дополнительного образования. 
Исходя из этих требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педтехнологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах;

- обобщение собственного педагогического опыта;

- использование ИКТ.

В сложившейся ситуации большую роль по-прежнему играют курсы повышения квалификации работников дополнительного образования, основная цель которых, как составной части непрерывного образования, - подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Для себя я выбрала научно-практическую и методическую деятельность, в рамках Общероссийской общественной организации «Российская общественная академия голоса». Она является корпоративной социально ориентированной некоммерческой организацией, добровольно объединяющей врачей-оториноларингологов, в том числе со специализацией по фониатрии, логопедов, в том числе со специализацией по фонопедии, вокальных и речевых педагогов, специалистов, разрабатывающих новую медицинскую технику и лекарственные средства, а так же представителей смежных дисциплин (профпатологии, медицины труда, гигиены, неврологии, психиатрии, эндокринологии, педиатрии, стоматологии, ортодонтии, психолингвистики, психологии, акустики, фонетики и др.), разделяющих цели Общества, чья научно-исследовательская, преподавательская и научно-практическая деятельность может способствовать дальнейшему накоплению знаний о голосе и речи, выработке единых инновационных научно-методических принципов вокально-речевой педагогики, профилактики и лечения заболеваний голосового аппарата с позиций междисциплинарной интеграции и интегративного изучения голоса и речи.

Педагогические науки представлены по направлениям:

- Искусствоведение

- Психология

- Вокальная педагогика (гигиена голоса, голос детей и подростков, голососбережение, профилактика дисфоний)

- Речевая педагогика

- Физиология голоса

- Фониатрия

- Фонопедия

- Фониология

Все публикации представлены в Научно-практическом журнале "Голос и речь". Деятельность Академии представлена широким спектром форм деятельности и мероприятий:

-Всероссийская фониологическая Асамблея

-Школа здорового голоса

- Республиканский вокально-хоровой конкурс «Музыкальный берег»

- Курсы повышения квалификации

- Всероссийский вокально-чтецкий конкурс-практикум «Голос и речь»

-Российский междисциплинарный фониологический Конгресс, являющийся регулярным общенациональным научно-образовательным мероприятием по проблемам голоса и речи. В рамках Конгресса проводятся пленарные заседания, симпозиумы, круглые столы, мастер-классы, семинары, выставки научных и фармакологических технологий. К участию в Конгрессе с докладами и мастер-классами приглашаются специалисты в области фониатрии, вокально-речевой педагогики, фонопедии, физиологии, акустики, гигиены труда и профпатологии, охраны труда и промышленной экологии, иные заинтересованные лица.

Все члены Академии голоса регулярно проходят внутреннюю аттестацию и имеют право быть аккредитованными специалистами, распространяющими накопленный организацией научно-методический и практический опыт в рамках различных мероприятий на федеральном уровне.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев