Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ Кыштовская СОШ №1, Кыштовка, Новосибирская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 27.04.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13169
Рейтинг публикации
5 оценок
Другие публикации автора
Сохранение психологического здоровья учащихся, формирование УУД, развитие учебной мотивации через со...
«Совершенствование системы оценивания образовательных достижений учащихся»
 
 

Татьяна Михайловна Пыжова

учитель немецкого языка

МБОУ Кыштовской СОШ №1

с. Кыштовка Новосибирской области

 

«Совершенствование системы оценивания образовательных достижений учащихся»

Многие ученые, методисты, учителя-практики (1) уделяют пристальное внимание совершенствованию системы оценивания образовательных достижений учащихся. Данная тема приобрела особую актуальность при переходе на ФГОС. Система оценивания, по моему мнению, должна не просто отражать реальный уровень знаний учащихся, но и быть понятной, прозрачной для ученика мотивировать его к познанию, саморазвитию, самоконтролю и коррекции, а также  способствовать сохранению здоровья обучающихся. В процессе работы  в школе я пришла к выводу, что особое внимание следует уделять сохранению психологического здоровья учащихся, так как оно является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успешности и социальной адаптированности.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, изучив позитивный опыт по теме(2), мнения и  рекомендации специалистов (3), требования ФГОС, основываясь на личном опыте работы,  я предположила, что

  • разработав специальные критерии оценивания,
  • обеспечив технологический подход в обучении немецкому языку, открытость и доступность требований, предъявляемых к учащимся,
  • оптимальное сочетание оценочных шкал с учётом возрастных особенностей обучающихся,
  • целенаправленная работа по формированию универсальных учебных действий,
  • введение эффективных способов, средств, форм оценивания образовательных достижений обучающихся,
  • ориентация обучения на личностные достижения ученика, т. е. усовершенствовав систему оценивания, можно получить в результате:
  1. 1. положительную динамику состояния психологического здоровья,
  2. 2. повышение познавательной самостоятельности, учебной мотивации,
  3. 3. формирование и развитие УУД
  4. 4. развитие умений учащихся адаптироваться и взаимодействовать в коллективе.

_________________________________________________________________

1 – Ш.А. Амонашвили, А.Б. Воронцов, Г.А. Цукерман, Г.Ю. Ксензова, О. Б. Логинова и др.

2 – Амонашвили Ш.А. Обучение. Отметка. - М.:Знание.1980г.

3 -  А.Б. Воронцов “Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности” М: “Рассказов” 2002г,  Г.А. Цукерман “Оценка без отметки” М: Рига, 1999 г., Шамова Т.И. “Современные средства оценивания результатов обучения в школе” учебное пособие, М: Педагогическое общество России, 2007г, Бакурадзе А.Б. отв. ред. “Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников” по материалам проектов “Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся” М:АПК и ППРО, 2005 г.

 

Для осуществления технологического подхода к обучению немецкому языку мною были разработаны технологические карты по учебным темам (Приложение 1). В технологическую карту я ввела раздел «Оценочная деятельность учителя и учащихся» с указанием видов оценочной деятельности:

  • умение использовать готовые критерии,
  • разрабатывать и формулировать новые,
  • работать с эталоном,
  • корректировать свои знания и умения,
  • умение выявлять свои достижения,
  • умение установить границы знания и незнания,
  • определять образовательные маршруты,
  • проводить рефлексию своей деятельности,
  • осуществлять самооценку и взаимооценку и т.д.

В качестве средства реализации технологичности определила на основе требований стандарта перечень требований к результатам изучения тем (Приложение 2), виды контроля с указанием умений, которые будут проверяться.

Совместно с моими учениками, для осуществления критериального подхода,  разработали критерии оценки умений как предметных, общеучебных, так и творческих (Приложение 3).

В качестве основных способов учета достижений обучающихся немецкому языку использую тематический учёт знаний и умений, текущий учёт динамики индивидуального продвижения в урочное время, индивидуальный учёт достижений обучающихся (как классный руководитель) во внеурочной и внешкольной деятельности.

С этой целью применяю различные формы фиксации достижений учащихся:

  • диагностическая тетрадь учителя – здесь фиксирую результаты текущего и итогового контроля, результаты «досдачи » и «пересдачи» учащимися (Приложение 4),
  • лист индивидуальных достижений учащихся – графики усвоения учащимися материала, показывающие уровень их обученности по темам (Приложение 5),
  • звёздные листы – страница портфеля достижений ученика, в которых зафиксированы проявления выдающихся мыслительных качеств ученика (Приложение 6)  ,
  • портфель достижений -  папка, в которой систематизирован материал об успехах ученика.

Хотелось бы остановиться на ряде  универсальных и эффективных приёмов оценивания образовательных достижений обучающихся,  результативность которых подтверждена практикой:

  • организация обучения самоконтролю и самооценке на каждом уроку немецкого языка и  внеклассном мероприятии, сообразно возрасту,
  • организация тематического учёта учебных достижений,
  • использование содержательного оценивания на основе вырабатываемых под руководством учителя критериев,
  • обязательное введение этапа рефлексии  в структуру уроков.

В начальной школе учимся работать по эталону, оценивать свои результаты «Волшебными столбиками», выполнять взаимооценку, использовать при этом 2-3 критерия. Начиная с 3 класса - договариваемся с учеником о цене задания,  использую «Сборники», «Критерии», «Самооценку» ведём листы индивидуальных достижений.  В 4-м  классе формирую прогностическую самооценку и умение разрабатывать, корректировать критерии и выявлять собственные достижения заполнять «Звёздные листы». В 5-м классе учимся процедурам самооценке и самоконтроля, определению способов действий. Деятельность учителя заключается в совместной разработке критериев, в договоре о цене критериев, подсчёте и фиксации результатов.

В результате выполненных усовершенствований в системе оценивания достижений учащихся мне удалось  повысить положительную мотивацию учения (на 10-15 % в разных классах), у учащихся, согласно исследованиям педагога психолога, повысился уровень самооценки, снизился уровень школьной тревожности. В наблюдаемых группах не выявлено ухудшения состояния здоровья учащихся. По результатам анкетирования учащиеся положительно относятся к нововведениям в системе оценивания их достижений.

 

Технологическая карта                                                                        Приложение 1

 

Этапы

Время

Содержание этапов

Деятельность коллектива

Оценочная деятельность

1.

Орг. момент

1 мин.

Проверка готовности детей к уроку

Визуально проверяют наличие необходимых принадлежностей

Учащиеся оценивают готовность соседа по парте к уроку(Наличие необходимых принадлежностей)

2.

 

 

 

 

 

Сборник требований по усвоению стандартов                                   Приложение 2

 

№ п/п

Перечень требований

Самооценка

Оценка учителя

Знать

 

 

1.

 

 

 

2.

 

 

 

Уметь

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания образовательных достижений учащихся   Приложение 3

 

Говорение

Монолог

Диалог

Рифмовка

Техника чтения

Др….

-беглость речи,

-правильное произношение,

-самостоятель-ность,

-содержание, соответствующее теме,

-эмоциональность

-соответствие теме,

-употребление лексики по теме,

-правильное произношение,

-объём высказывания,

 

-количество реплик,

-употребление лексики по теме,

-умение сформулировать вопрос партнёру,

-умение точно отвечать на вопрос,

-выражение интонации и эмоции

-название, автор,

-правильное произношение,

-точность воспро-изведения,

-выполнение задания в срок

-чтение словами,

-правильное ударение,

-соблюдение пауз,

-правильное произноше-ние,

-соблюдение интонации

 

Диагностическая тетрадь учителя                                                                        Приложение 4

 

ФИ ученика

Учеб-ные возмож- ности

Монолог  8 б.

Диалог 10 б.

Аудирование  14 б.

Лексический диктант 23 б.

Практика по грамматике

18 б.

Домашнее чтение     6 б.

Проекты 16 б.

Рифмовка  3 б.

Ведения тетрадей

«досдача», пересдача»

Итог:

Обучаемость

Работоспособ-ность

1. Александров

в

с

7

10

7

20

15

6

15

3

4

-

87/103

2. Веселкова

с

в

6

8

7

21

16

6

16

3

5

-

88/103

3. Вербин

н

с

3

6

3

11

5

6

10

3

3

ЛД

50/103

 

Лист индивидуальных достижений                                                     Приложение 5

 

% усвоения материала

Номера тем

Уровни усвоения

Отметка

Т1

Т2

Т3

Т…

100%

 

 

 

 

Высокий уровень

«5»

90 %

 

 

 

 

80 %

 

 

 

 

Достаточный уровень

«4»

70 %

 

 

 

 

60 %

 

 

 

 

Необходимый уровень

«3»

50 %

 

 

 

 

40 %

 

 

 

 

30 %

 

 

 

 

Низкий уровень

«2», возможно «3»

20 %

 

 

 

 

Недопустимый уровень

«2»

10 %

 

 

 

 

 

Звёздный лист                                                                                       Приложение  6

 

№ п/п

Дата

Предмет

За что получил «Звезду»?

Роспись учителя

1.

01.09. 12.

Математика

Предложение рационального способа определения составных чисел

 

2.

25.12. 12.

Немецкий язык

Употребление в речи Futurum

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев