Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМАОУ "СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов", Краснотурьинск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 07.02.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 9072
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Представлен опыт организации самостоятельной работы, ее особенности и методика проведения на различ...
Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики
 
 

В.В. Малышева

преподаватель математики

ГБОУ СПО «СОМК»

Краснотурьинский филиал

 

Компетентностный подход к обучению  является ведущей идеей модернизации образования и предполагает обновление содержания всех его уровней.  Механизм реализации компетентностного подхода в структуре среднего профессионального образования представлен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и среднего профессионального образования.

«Достижение профессиональной образованности обучающегося обеспечивается интеграцией профессиональных и общих компетенций».

Из всего поля компетенций в особую группу выделяются ключевые или базовые компетенции, носящие общий надпредметный характер. Ключевые компетенции характеризуются  наличием соответствующих качеств личности и способности их реализовать в профессиональной деятельности.  Какая роль в формировании ключевых компетенций у будущих медицинских работников отводится математическим дисциплинам?

Математика является одной из основных дисциплин, способствующих формированию содержательно-логического и операционно-алгоритмического типа мышления.  Это позволяет в рамках учебной дисциплины сформировать  систему компетентностно-ориентированных подходов, направленных  на  формирование   ключевых компетенций,  основанных на исследовательских, учебных  и коммуникативных умениях:

  • умение сопоставлять, анализировать, выделять главное в решении проблемы;
  • умение осуществлять планирование и самоконтроль своей деятельности;
  • умение работать в команде, выслушивать и принимать во внимание различные точки зрения, аргументировать свою позицию.

Одним из условий формирования ключевых компетенций студента является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности.  В ходе самостоятельной работы осуществляется не только формирование знаний, умений и навыков, но и обеспечивается  усвоение студентами  приемов учебной деятельности.

 

Однако, для того,  чтобы самостоятельная работа  была эффективной и способствовала формированию ключевых компетенций студента, необходимо выполнение следующих требований:

  • обеспечение оптимального сочетания базовой и прикладной подготовки в содержании учебной дисциплины   «математика»;
  • обеспечение оптимального сочетания объема аудиторной  и  внеаудиторной работы;
  • использование методических приемов, способствующих активизации мыслительной деятельности;
  • наличие  учебно-методического обеспечения

Обеспечение базовой и прикладной подготовки может быть достигнуто, если в структуре учебной дисциплины «Математика»  выделить два уровня. Базовый уровень (инвариантный) обеспечивает формирование базовых знаний и умений в области дифференциального и интегрального исчисления, теории вероятностей, математической статистики. Прикладной уровень (вариативный)  обеспечивает формирование профессиональных компетенций чрез применение математических формул, расчетов по различным разделам специальных дисциплин. Основу прикладной подготовки определяет раздел «Математические методы в медицине», включающий следующие темы:

  • «Типовые задачи на проценты. Приготовление дезинфицирующих растворов»;
  • «Пропорции и пропорциональная зависимость. Разведение антибиотиков»

Что касается второго условия, то в рабочей программе дисциплины «Математика» необходимо учесть не только прикладную направленность  тем курса, но и разумное соотношение  аудиторной и самостоятельной работы, которая может составлять до 30%  от общего количества часов, отведенных на изучение дисциплины. Объем самостоятельной внеаудиторной работы в курсе математики составляет 10 часов и предполагает различные формы и содержание работы. В качестве самостоятельной внеаудиторной работы по высшей математике можно использовать обязательные домашние контрольные работы, ориентированные на отработку  умений решать математические задачи в соответствии с известными алгоритмами и формулами.. Данные работы обеспечивают уровень базовой подготовки по предмету, способствуют развитию умения планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, при необходимости работать с дополнительными источниками информации (справочники, методические указания). Преимуществом домашних контрольных работ является то, что они ориентированы на индивидуальный темп учебной деятельности студента. Недостатком таких работ является их репродуктивный характер, отсутствие элементов творчества. Данный недостаток может быть восполнен в процессе внеаудиторных самостоятельных работ  прикладного характера, требующих применения математического аппарата в решении профессиональных задач. К числу таких работ относятся   групповые  исследовательские проекты по специальным дисциплинам, реализация которых  требует не только математических  умений в обработке данных исследования, но и творческого, оригинального способа представления этих данных (создание схем, сводных таблиц, диаграмм, графиков). Такая работа способствует развитию умения  осуществлять перенос знаний в новую учебную ситуацию,   направлена на формирование коммуникативных умений работать в команде, формирует чувство ответственности за свою работу.

Следующая форма самостоятельной деятельности направлена на изучение специальной учебной, справочной, научной литературы и предполагает написание рефератов, докладов на различные темы:

  • «Методы математической статистики в медицине»;
  • «Теория вероятностей в медицинской генетике»
  • «Метод диагональной схемы в решении задач по химии и математике»
  • «Приложение производной функции в физике и химии»

Реферативная работа характеризуется максимальной степенью самостоятельности и способствует  формированию исследовательских  и проектировочных умений,  развитию навыка публичного выступления, что составляет основу ключевых компетенций. Кроме того, в процессе самостоятельной работы студент учится определять характер возникающих у него затруднений и формулировать их, обращаясь за помощью к преподавателю.

Качество решения учебных задач в процессе самостоятельной работы  зависит от индивидуальных возможностей студентов, уровня их подготовки.

В связи с этим  формирование навыка самостоятельной учебной деятельности  проходит несколько стадий в своем развитии и начинается с краткосрочных  заданий  выполняемых во время учебного занятия. Продуктивность таких работ во многом зависит от методических приемов, способствующих активизации мыслительной деятельности. Это может быть работа по восстановлению деформированного текста,  составление конспекта в соответствии с заданным планом, проектирование схем, заполнение таблиц, работа с обучающей программой, создание логических цепочек.  Большой интерес у студентов вызывает  «прием коллизий», предполагающий поиск и обоснование  специально допущенной преподавателем ошибки в тексте или задаче. Такой подход позволяет изменить отношения между преподавателем и студентом,  создавая основу для  учебного диалога.

Вопрос рациональной организации самостоятельной работы студентов определяется наличием  соответствующих учебно-методических материалов (современных учебников, учебных пособий,  обучающих программ, справочников). Недостаток  учебно-методического обеспечения,  как правило, восполняет преподаватель, разрабатывая  их сам. Учебники по математике для средних профессиональных образовательных учреждений  в основном ориентированы на «технический профиль» и являются довольно сложными для  учреждений медицинского профиля. Для них характерен большой объем теоретического материала и отсутствие дифференцированных   разноуровневых  заданий.   На основе анализа теоретического содержания учебника и требований государственных образовательных стандартов  по специальностям подготовки  разработан учебно-методический комплекс дисциплины  «Математика», в который вошли методические указания для студентов по курсу высшей математики, сборник заданий  по курсу высшей математики (содержащий задания обязательного и повышенного уровней), рабочие тетради по разделу прикладной математики, раздаточный и дидактический материал для проведения самостоятельных работ. Созданные материалы позволяют увеличить объем самостоятельной учебной деятельности  на различных ее этапах, однако, в условиях информатизации образования необходимо использовать современные мультимедийные средства обучения, которые помогут студенту освоить новые приемы получения знаний.

Таким образом, основной задачей изучения математики в системе среднего профессионального образования медицинского профиля является  формирование и развитие ключевых компетенций студента,  что требует смещения акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельную учебную деятельность и активность самих студентов.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев