Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМАУО "Надежда", Нижнекамск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 05.10.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 12727
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Семья является первым социальным институтом, в котором ребёнок вступает в контакт и приобретает навы...
Особенности психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.
 
 

Особенности психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.

 

Как известно, коррекционное воздействие на ребёнка с отклонениями в развитии состоит из двух основных взаимосвязанных процессов: это непосредственно коррекционно-развивающая работа с самим ребёнком и организация различных форм помощи его родителям. Только такой подход обеспечит непрерывность коррекционного воздействия.

Ни одна даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, если в учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.

Семья является первым социальным институтом, в котором ребёнок вступает в контакт и приобретает навыки общения. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребёнку с проблемами в развитии. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создаёт основу для развития личности ребёнка в целом. В свою очередь, негативные факторы семейного воспитания способны вызывать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития ребёнка в целом, подчёркивал Л.С. Выготский.

В отечественной науке и практике в последнее 10-летие уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Актуальными становятся проблемы изучения особенностей воспитания в семье детей с отклонениями психофизического развития, разработки новых организационных форм и педагогических технологий, включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс. Всё большее число родителей желают воспитывать своего ребёнка с участием специалистов.

Главными направлениями современной государственной политики РФ в этой области являются:

- приоритет семейного воспитания детей с различными отклонениями и особенностями в развитии;

- разработка эффективных методов помощи семье данной категории.

Для эффективной организации такой системы психологической помощи родителям ребёнка с отклонениями в развитии необходимо, прежде всего, учитывать особенности его семейного воспитания. Первые исследования в данной области были предприняты за рубежом в середине XX века. В отечественной науке последствия травмирующей ситуации в семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, рассматривались в первую очередь в рамках медицинских исследований. И только к концу 90-х годов появились первые психологические исследования, имеющие большое практическое значение (это исследования Н.В. Мазуровой, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук и др.). Проблемы семей данной категории рассматривались исследователями не только через призму проблем самого ребёнка, но и самих его родителей.

Так, рядом отечественных авторов выделяются 3 группы матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, которым свойственны определенные специфические индивидуально-типологические характеристики: это матери невротичного, авторитарного и психосоматического типов. Для родительниц невротического типа характерны: пассивная личностная позиция, оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребёнка, стремление оградить ребёнка от всех проблем, даже посильных для него, постоянный тревожный фон настроения. Полярны характеристики  матери авторитарного типа: активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, неравномерный характер применения воспитательных мер, вплоть до физических наказаний. У категории матерей психосоматического типа проявляются черты как первой, так и второй групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений от безудержной радости до глубочайшей депрессии, вызванной незначительным поводом. Учёт данных особенностей требует от специалиста подбора особых форм взаимодействия с каждой родильницей.

Особый интерес вызывают у практического психолога и качественные изменения в семьях данной категории на нескольких уровнях:

 

- на психологическом уровне члены семьи, особенно матери, в результате рождения проблемного ребёнка, испытывают сильный психологический стресс, в силу чего может возникнуть предрасположенность к развитию пограничных форм нервно-психической патологии;

- на социальном уровне наблюдается утрата контактов, семья становится малообщительной, избирательной в связях, происходит деформация взаимоотношений и между родителями, часто такие браки распадаются;

- на соматическом уровне психогенный стресс матери провоцирует возникновение у неё соматических хронических заболеваний.

Важен в работе специалиста и учёт того, на какой фазе психологического осознания факта рождения ребёнка с каким-либо нарушением в развитии, находится семья, обратившаяся к психологу. В отечественной практике выделяется 4 фазы осознания родителями факта рождения ребёнка-инвалида:

 

Опыт работы психологической службы отделения реабилитации МАУО "Надежда" показывает, что далеко не все родители правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов.

 

По нашим наблюдениям в отношении к воспитанию и обучению ребёнка возможно условное деление родителей на 3 группы:

1.    Активные родители, которые интересуются жизнью своего ребёнка, постоянно обращаются к специалистам, выполняют их рекомендации.

2.    Пассивные родители, которые заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны, требования и рекомендации специалистов выполняют только под контролем.

3.    Безразличные родители, которые стремятся "сдать" своих детей в учреждение интернатного типа, тяжело переживают непосредственное общение со своими детьми.

Выше перечисленные особенности структуры и состояния семьи ребёнка с особыми потребностями должны обязательно учитываться при построении системы взаимодействия специального психолога с семьёй, при выборе форм работы с каждым родителем. Прежде всего психологу необходимо помнить, что родитель должен быть подготовлен к взаимодействию с ним  и то, что эффективнее всего данное взаимодействие произойдёт, в том случае, если родитель сам проявит инициативу к общению с психологом.

В толковом словаре русского языка слово "сопровождать" означает "идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого". Таким образом сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, создание социально-психологических условий для успешного психофизического развития ребёнка с проблемами в развитии в условиях конкретного учреждения.

В системе реабилитации психологическое сопровождение рассматривается как деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в микро- и макросоциуме. Мы выделяем 2 субъекта психологического сопровождения: сам ребёнок и его семья.

Динамику процесса психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии можно проследить на следующих этапах:

1.    Подготовительный этап, на котором психолог устанавливает контакт со всеми участниками сопровождения семьи (врачи, медицинские работники, логопеды, дефектологи, учителя, воспитатели), каждый из которых решает свои профессиональные задачи. На данном этапе определяется объём и последовательность процесса сопровождения семьи каждым специалистом.

2.    Ориентировочный этап, во время которого устанавливается контакт психолога с членами семьи, родственниками, коллективом ребёнка, проводится обследование ребёнка и семьи, обсуждаются результаты психологического обследования с участниками процесса сопровождения.

3.    Этап планирования включает создание индивидуальной программы психологического сопровождения семьи с указанием форм и методов психологического взаимодействия с семьёй.

4.    Этап непосредственной реализации индивидуальной программы сопровождения.

5.    На заключительном этапе совместно со специалистами и членами семьи рассматривается эффективность проведённой работы, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребёнка и семьи.

В процессе психологического сопровождения психологом решаются такие важные задачи, как:

- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

- оптимизация родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания;

- оптимизация социальных контактов семьи;

- помощь родителям в адекватной оценке возможностей ребёнка (физических и психических);

- расширение знаний родителей о психофизических особенностях ребёнка;

- обучение специальным коррекционным и методическим приёмам проведения занятий по обучению и воспитанию ребёнка в домашних условиях;

- коррекция психического состояния матери.

Для решения данных задач могут использоваться групповые и индивидуальные формы организации психологической помощи семье:

1.    консультативно-рекомендательные (с участием специалистов различного профиля, которые проводят первичное обследование ребёнка и отслеживают динамику его развития);

2.    информационно-просветительные (такие, как лекции, чтение родителями специальной литературы, индивидуальное консультирование, оформление стендов и т.д.);

3.    практические занятия с родителями, круглые столы, родительские семинары, клубы (тематические и проблемные), проведение совместно с родителями и детьми праздников и развлечений;

4.    индивидуальные и подгрупповые занятия с родителями и их детьми направлены на обучение приёмам работы с ребёнком, наблюдение и конспектирование родителями занятий специалистов, выполнение родителями домашних заданий, реализация творческих замыслов матери в работе с ребёнком;

5.    особое внимание уделяется психотерапии и психокоррекции, включая психологические тренинги, родительские сочинения, методы арттерапии (групповое и индивидуальное рисование, рисование в парах, на заданную и свободную темы), танцевальной терапии, музыкальной релаксации, аутотренингу.

В ходе родительских семинаров расширяются знания родителей о психологических особенностях их детей, о психологии воспитания и семейных отношений. Родители совместно обсуждают свои проблемы, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения конфликтных ситуаций. На семинарах используются лекционные приёмы, групповые дискуссии, рассматриваются эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты семейного воспитания.

В процессе психологической поддержки родителей важно вовлекать их в различные ассоциации, родительские организации, клубы родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии,  просто объединение родителей с детьми отдельных категорий внутри учреждения. В таких родительских сообществах родители оказывают взаимную психологическую поддержку друг другу, обмениваются информацией о воспитании детей, совместно организуют досуг, решают вопрос о выносе проблемы своих детей на государственный уровень.

На эффективность оказания психологической помощи семье существенно влияют уровень профессиональной квалификации психолога (опыт его работы, наличие специального образования) и, конечно же, личностные качества психолога (приоритетны глубокий интерес к людям, терпение в общении с ними, сенситивность, эмоциональная стабильность, принципиальность, осознание профессионального долга, личностная и социальная зрелость психолога).

Подводя итоги всему выше сказанному, можно отметить, что наш опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с ограниченными возможностями в развитии показывает - раннее включение родителей и непрерывное психологическое сопровождение их в течение всего коррекционно-воспитательного процесса позволяют не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии ребёнка, достичь максимально возможного для каждого ребёнка с личностного становления главной целью - интеграцией его в общество.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев