Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУДОД Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово, Белово
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 12.11.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13238
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Использование психолого-педагогических приёмов преодоления внутреннего сопротивления родителей при организации инклюзивного дополнительного образования детей (мастер-класс)
 
 

 

План-конспект мастер-класса

Цель мастер-класса: представление опыта работы по использованию психолого-педагогических приемов, способствующих преодолению внутреннего сопротивления родителей при организации инклюзивного (включающего) дополнительного образования детей.

Задачи мастер-класса:

1. Актуализировать знания педагогических работников ОУ ДОД по основным противоречиям, возникающим во взаимодействии педагогов, родителей и обучающихся при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Способствовать использованию педагогами различных психолого-педагогических приемов, при организации работы с родителями обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участники мастер-класса: педагогические работники образовательных учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области.

Основные этапы мастер-класса:

1. Вводная часть.

2. Основная часть

3. Заключительная часть.

Оборудование и материалы:

· компьютер, проектор, экран;

· конверты с вложенной бумагой для записи («портфельчики с полезностями»);

· бумага, ножницы, шаблоны, клей, конфети;

· скотч или лейкопластырь, полупрозрачные повязки на глаза, тёмные очки с наклеенными на стекле мешающими элементами, беруши или наушники с плеером.

Демонстрационный материал:

· компьютерная презентация, видеофрагменты;

· сосуды с закрашенной водой, губки, пипетки;

· образцы детских работ.

 

Ход мастер – класса:
I.                          Вводная часть:

Приветствие присутствующих участников. Педагоги-ведущие сообщают цель и задачи мастер – класса. Всем участникам раздаются бумажные «портфельчики с полезностями» (конверты), предлагается заполнить их в течение мастер – класса заинтересовавшими приемами.

 
II. Основная часть:

В нашем образовательном учреждении МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи города Белово» работа с особыми детьми начиналась с того, что для них проводились досуговые программы и календарные праздники: «Новый год», День матери, День инвалидов и т.п. Такие мероприятия стали традиционными и проводятся уже в течение 14 лет.

Постепенно ребята, посещавшие эти праздники, стали включаться в образовательный процесс. На сегодняшний день у нас вместе с обычными детьми обучаются 16 детей с ОВЗ в возрасте 5-10 и 16-18 лет. Среди них есть дети с ослабленным зрением, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не говорящие, с сахарным диабетом, пороком сердца, ДЦП, нарушением слуха.

Именно этим ребятам мы благодарны за то, что они заставили нас взрослых не просто обратить внимание на некоторые образовательные проблемы детей с ОВЗ, но и понять, что для их решений далеко не всегда необходимы значительные материальные вложения (как мы думали ранее):

- целеустремлённость двух парней 17 и 18 лет (один из них колясочник), которые имеют серьёзные трудности в передвижении, но страстно желают заниматься у нас радиоэлектроникой, заставила нас сделать вход во Дворец удобным для них и пристроить к крыльцу пандус.

- умоляющие, мокрые от слёз, глаза 6-летнего Максимки, который не говорит ни слова, но хочет «показывать сказки» вынудили пойти на эксперимент и ввести его в состав одной из групп школы раннего развития (ШРР) (показ видеозаписи, сопровождается рассказом о том, как сбылась мечта неговорящего ребёнка, посещающего Дворец творчества третий год.: он исполняет роль Колобка при помощи остальных ребят группы);

- в другой группе ШРР среди обычных детей занимается слабовидящая 5-летняя девочка, рядом с которой на переменках (а если надо, и на занятиях) всегда её старшая сестрёнка – выпускница ШРР прошлого года;

- когда нынешней осенью по инициативе одного из наших педагогов-новаторов Дворец проводил адресный благотворительный концерт (средства собирались на операцию ребёнку с ДЦП), в нём с большим энтузиазмом приняли участие 78 наших воспитанников и приглашённых ими друзей из творческих коллективов других городов (показ видеофрагмента заключительного массового номера концерта).

Можно приводить ещё множество интересных примеров и многие из них будут показывать внимательное, трогательное отношение детей к тем, кто вместе с ними занимается во Дворце, но «не такой как все».

Честно говоря, такой результат наблюдений за нашими воспитанниками при включении в образовательный процесс детей с ОВЗ, стал для всего педагогического коллектива неожиданностью. Начиная работу в этом направлении, мы предполагали, что придётся пойти по долгому и трудному пути развития у обучающихся чуткости, отзывчивости, доброты, толерантного отношения. А на деле столкнулись совсем с другой проблемой.

И ею стали различные страхи, негативные установки родителей, их далеко неоднозначное отношение к инклюзивному (включающему) образованию. Причём, это касается, как родителей обычных детей, так и родителей детей с ОВЗ.

Анализируя сложившуюся ситуацию, мы пришли к следующим выводам

- во-первых, страхи и негатив родителей обычных детей объясняются тем, что долгие годы в нашей стране инвалиды не появлялись на людях, а на улицах, если и встречались, то наглые, грязные, оборванные попрошайки, поэтому встреча с любым «не таким как все» вызывает «по старой памяти» первую негативную реакцию;

- во-вторых, так как большинство родителей обычных детей за всю свою жизнь не имели опыта общения с людьми с ОВЗ, не привыкли к этой ситуации, сейчас она для них, как минимум, непонятна и неизвестна, а всё непонятное и неизвестное – пугает, страшит и значит, от него надо защитить своего ребёнка;

- в-третьих, родители детей с ОВЗ, с одной стороны, хотят избежать негативного отношения со стороны окружающих к себе («как нагрешившим») и к своим детям (см. 2 абзаца выше), с другой, не всегда могут оценить реальные возможности ребят и, сравнивая их с остальными, предъявляют к ним («если уж они занимаются чем-то») слишком завышенные требования;

- в-четвёртых, если ребёнок с детства общается с детьми с различными ОВЗ, он понимает, что мир может быть разным и принимает это за норму. …Если, конечно, не вмешаются взрослые со своими страхами и негативами.

Именно для того, чтобы сопротивление взрослых не изменило бы в худшую сторону настрой наших воспитанников на обучение рядом и вместе с «необычными» детьми, мы занялись активными поисками психолого-педагогических приёмов работы с родителями в такой ситуации.

С некоторыми из них мы уже начали вас знакомить.

Скажите, пожалуйста, до сей минуты, что произвело на вас впечатление из нашего рассказа? (скорее всего – видео отрывки). Это и есть первый приём, с которым мы хотели вас познакомить – рассказ, сопровождаемый эмоциональным видеорядом.

Для знакомства со следующим приёмом, предлагаем обратить внимание на предмет, лежащий на ваших столах.

– Что это? (губка)
–Предлагаю перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство? (она хорошо впитывает жидкость)
– Представьте себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее? (губка станет синего цвета)
– А если мы вольем в губку красную жидкость? (губка станет красной).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? (родители высказывают собственные предположения).
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание».

Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? (участники мастер-класса высказываются)

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Это был один из примеров использования метафор – прием, который удобно использовать в целях мотивации, когда нужно разговорить родителей т.к. он позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека.

Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.

Поэтому, другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение притчи.

Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, обращения с ребенком с ОВЗ, можно использовать текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:

«Жил-был один несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своих отрицательных эмоций, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать себя. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.

Юноша понял, легче относиться ко всему терпимее и добрее, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.

Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для обсуждения, оформления тематического стенда, памятки или следующим образом.

На экране вы видите несколько изречений. Прочтите и выберите то, которое понравилось вам больше всего, попробуйте объяснить почему.

Демонстрируются слайды со следующими изречениями:

«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своимдетям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им своиубеждения и взгляды на жизнь». (Дзержинский Феликс Эдмундович)

«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим… Куда не влекут способности, туда не толкай». (Коменский Ян Амос)

«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более сознающим свое достоинство». (Чернышевский Николай Гаврилович)

«Инвалиды - это те же люди, только самые, самые...» (автор неизвестен)

«Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя рамками того, на что, как эти люди считают, они способны. Вы способны добраться туда, куда может проникнуть ваш разум. Помните, во что вы верите, того вы способны достичь». (Мери Кей Аш)

«Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим». (Елена Дунаева, инвалид I группы)

Кроме того, для подготовленной и «разогретой» родительской аудитории может быть интересным упражнение «Портрет ребенка». Каждому родителю предлагается на одной стороне листа нарисовать своего ребёнка, отобразив, если есть ОВЗ, на другой – написать его главные качества, что он любит и не любит, чего боится и о чём мечтает. По окончании работы, при обсуждении 2 страницы, родители обычно отмечают, что все дети похожи.

Потом, когда листы переворачиваются на сторону рисунка, для многих становится неожиданностью, а некоторые переживают инсайт от того, что, оказывается, среди этих «одинаковых» детей есть дети с ОВЗ.

Очень эффективным является проведение дискуссии после зачитывания одной из «исповедей» родителей особых детей. Например, такого интернет-письма:

«Да-да, в том и проблема, что отношение к другим людям надо воспитывать с детского сада, потом в школе, потом в институте.  Часто ведь не только общество виновато, что ребенок плохо интегрируется, но и сами родители, которые прячут свое дитя.

Расскажу на своем примере, т.к. есть что сказать и чем поделиться. У нашей дочки дцп, в 4 года ходит только с поддержкой. Мы посещаем специализированную группу при школе для детей с ограниченными возможностями и еще развивалку для здоровых детишек 2-3 лет. Так вот, мы единственные из спецгруппы (а нас там человек 12 детишек), кто не боится ходить в обычный садик с обычными ходячими детьми. Когда мы записывались, я сразу сказала куратору что девочка у нас неходячая, но умственно развивается отлично. Мы даже можем не ходить на физкультуру и музыкальное с танцами, но оплачивать их, если им будет неприятно видеть такого ребенка. Мы согласны просто на развитие мелкой моторики и общепознавательные занятия. И мне ответили, что они ничего такого особенного не видят, если девочка будет бегать на физкультуре с мамой за ручку.  Ну и мы пошли. Сначала мне было страшно. На нас косились другие мамашки. но потом все привыкли, а дети за год подросли, кое-что поняли и сами, без подсказок, начали помогать моей дочке. Не знаю, может, дома им мамы объяснили, что с нами, но за 2 года занятий я ни разу не слышала шушуканья в спину или требования убрать нас с глаз подальше.

Так что проблема это двусторонняя: и сами инвалиды сидят дома, и общество не готово их принять. Надо учить педагогов объяснять особенности других людей здоровым детям».

Следующие несколько приёмов мы предлагаем вам выделить самостоятельно из того занятия, в котором предлагаем сейчас принять участие. Нами оно проводится с родителями детей с ОВЗ, посещающих д/о «Мастерская чудес»,созданное именно для таких детей в возрасте 7-12 лет.

Необходимость разработки данного занятия для родителей возникла в связи с тем, что мы заметили, что часть из них, как ни странно, не учитывают особенности и ограниченные возможности своих детей и предъявляют слишком высокие требования к их результатам и успехам, сопоставляя их с результатами и успехами других воспитанников декоративно-прикладного отдела Дворца.

«Волшебный ключик»

Занятие для родителей детей с ограниченными возможностями

(затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку с учётом его возможностей и ограничений)

На слайдах рисунки («Замок» и «Ключи») для работы с использованием приёма

 

 

 

 

Сопроводительный текст:

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено (замок).

- Правильно, замок. Какой это замок? (обычный, железный, закрытый и т.д.).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок? (ключ).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок? (нет).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, учитывая, где и с кем и по какому вопросу мы сегодня собрались? (замок – это ребенок, а ключи – формы и приемы взаимодействия с ним).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь сегодня.

- Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи? (возможно, например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки).

- Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

Давайте попробуем понять какой «ключик» нужно использовать к каждому из наших «замочков», чтобы создать благоприятные условия для раскрытия возможностей и способностей каждого из детей.

Говорят, чтобы понять человека, надо встать на его место, это можно сделать, играя в ролевую игру. Участникам семинара предлагается «превратиться» в ребёнка с его определёнными возможностями и ограничениями и выполнить небольшие творческие задания.

«Превращение» происходит с помощью атрибутов, помогающих ограничить возможности, аналогично детским:

- полупрозрачные повязки на глаза и замазанные клеем солнцезащитные очки – для «превращения» в слабовидящих детей;

- многократно намотанный лейкопластырь вокруг кистей рук – для «превращения» в детей с нарушением моторики рук;

- задание «в уме проговаривать от начала до конца таблицу умножения во время работы на занятии» - для «превращения» в детей, которые в силу своих физиологических особенностей не могут сосредоточиться на выполнении задания.

Объясняется задание. При выполнении его, педагог очень внимателен к каждому и оказывает необходимую помощь (с учётом ограничений в возможностях), но не делает все за «Ребёнка».

После окончания работы, предлагаем показать всем то, что получилось и «превратиться» в себя. Представляем реальные работы наших воспитанников.

Далее предлагаем участникам ролевой игры поделиться впечатлениями, придерживаясь следующих вопросов:

· Что чувствовал?

· О чём думал?

· Насколько трудно было выполнить задание?

· Что помогло?

В заключениетакого занятия с родителями предлагается выполнить упражнение «письмо моим родителям и педагогам» (родители пишут письмо от имени своего ребёнка самим себе и педагогам о том, как можно помочь именно ему, учитывая его возможности, способности и ограничения, сделать мир понятнее, удобнее и добрее).

На мастер-классе (для экономии времени и с учётом того, что ситуация смоделирована, а не реальная) участникам игры предлагается устно поделиться своими мыслями по данному вопросу.

Написанные письма родители по желанию могут передать работающим с их детьми педагогам или оставить себе.

 

III Заключительная часть

Прежде чем подвести итоги мастер-класса, предлагаем посмотреть на экран и дать название картинке. На слайде демонстрируется картинка без названия, желающие озвучивают, а потом открывается слайд с той же картинкой, но с подписанным названием. Проводится обсуждение, чей вариант названия был самым удачным.

Подводим итог.

Напоминаем, что в начале мастер-класса были розданы так называемые «портфельчики с полезностями» и участникам было предложено заполнять их в течение всего мастер-класса заинтересовавшими их приемами. Выясняем, у кого, сколько «полезностей» накопилось (сколько приёмов заинтересовало), желаем накапливать их и дальше, зачитываем заключительные слова:

«Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное возможно!»

Примечание

В ходе мастер-класса актуализируются знания педагогических работников ОУ ДОД по основным противоречиям, возникающим во взаимодействии педагогов, родителей и обучающихся при организации инклюзивного образования.

Педагогами накапливаются психолого-педагогические приемы для организации работы с родителями обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

 

  1. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]: комплекс.программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь; М.: Сфера. - 2008. - 189 с.
  2. Хухлаева, О. Активные формы групповой работы с родителями[Текст]/О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006. - №19.- С.38
  3. Цветкова, С. Вопросы воспитания в картинках [Текст] /С. Цветкова // Школьный психолог. – 2006. - №5. – С. 26

 

 

text-align: justify; text-indent: 35.45pt; tab-stops: 45.8pt 91.6pt 137.4pt 183.2pt 229.0pt 274.8pt 320.6pt 366.4pt 412.2pt 458.0pt 503.8pt 549.6pt 595.4pt 641.2pt 687.0pt 732.8pt;

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев