Карточка публикации
Информация об авторе публикацииКоррекционная (специальная) школа №8, Саяногорск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 24.10.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 7422
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Основным методическим вопросом на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить...
«Работа над речевой культурой обучающихся в 5 – 9 классах с ОВЗ, на уроках чтения и письма».
 
 

«Работа над речевой культурой обучающихся в 5 – 9 классах с ОВЗ, на уроках чтения и письма».

«Речь – это канал развития   интеллекта.   Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».


Психолог  Н.И.Жилкин

Речь в прикладном, социальном значении является средством общения. Это использование языка для согласования действий, налаживания деловых и межличностных контактов, осуществления совместной деятельности. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

Поэтому, основным методическим вопросом  на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить детей с нарушением интеллекта использовать язык как средство общения. Речь тесно связана с процессом мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить.  Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления.

Психолог Н.И.Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное.
Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки письма и развития речи; и уроки чтения.

В развитии  речи  выделяются  три  линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в старших классах детей с нарушением интеллекта  состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности, на всех предметах.
Словарная работа включает в себя четыре направления:

  • 1 – е направление: обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

Так в словарь  9  класса  входят такие слова: парламент, монархия, ландшафт, малодушие и др. Работая над правописанием этих слов, обязательна работа над их значением. В учебнике 9 класса нет объяснения их значений (как в 8 классе). Поэтому :

  1. Показываю карточку слова и спрашиваю:-  как ты понимаешь, что обозначает это слово? (Выслушиваем ответы каждого).
  2. Находим значение слова в словаре.
  3. Каждый составляет с этим словом предложение.
  4. Наиболее удачное записываем в тетради  и продолжаем работу над предложением.
  • 2 – е направление:
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

Например: в 8 классе знакомимся со словом Отечество.

Спрашиваю: каким словом, близким по значению его можно заменить? (Родина).

Или: в 6 классе ШОССЕ и т.д.

  • 3 – е направление:
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

Начиная с 5- го класса  в учебниках русского языка много упражнений с заданием:  Замени выделенные слова близкими по значению. Выбирай их из рамки.

Задание: Продолжи мысль в сложном предложении. Сова приносит большую пользу, она …

«Четвёртый лишний» Найди признак, не подходящий к указанному предмету.  В избушке (деревянная, тёплая, лесная, многоэтажная).

  • 4 – е направление:
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда старшеклассниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Выполняем упражнения с заданиями:  Найди речевые ошибки и исправь их.

После турслёта составляем небольшой текст на эту тему. На вопрос: что вам больше всего запомнилось ? – Там было клёво (классно). Исправляем ошибки, проговариваем правильно.

Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:

  • Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.

Из слов составить предложение. Если в 5-ом классе слова даны в нужном падеже, то начиная с 6 –го класса слова, данные в скобках  надо поставить в нужном падеже самостоятельно.

  • Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.

Задания типа: Раскрой мысль простого предложения. Для этого включи в текст сложные  предложения, используя слова  в рамке.

  • Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

Задания: составление предложений на заданную тему ( Семья, осень, первый снег, о друге  и т.д.)

Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

 

Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:

  • Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
  • Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
  • Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
  • Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
  • Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
  • Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять  повторения, убирать лишнее.

Задачи учителя в развитии речи учащихся:

  • Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  • Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  • Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  • Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Главные требования к речи учащихся:

- содержательность;
- логичность;
- точность;
- выразительность;
- ясность;
- правильность.

Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.

 

Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

 

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, текст.  В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

 

 



 

 



«Работа над речевой культурой обучающихся в 5 – 9 классах с ОВЗ, на уроках чтения и письма».

«Речь – это канал развития   интеллекта.   Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».


Психолог  Н.И.Жилкин

Речь в прикладном, социальном значении является средством общения. Это использование языка для согласования действий, налаживания деловых и межличностных контактов, осуществления совместной деятельности. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

Поэтому, основным методическим вопросом  на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить детей с нарушением интеллекта использовать язык как средство общения. Речь тесно связана с процессом мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить.  Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления.

Психолог Н.И.Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное.
Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки письма и развития речи; и уроки чтения.

В развитии  речи  выделяются  три  линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в старших классах детей с нарушением интеллекта  состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности, на всех предметах.
Словарная работа включает в себя четыре направления:

  • 1 – е направление: обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

Так в словарь  9  класса  входят такие слова: парламент, монархия, ландшафт, малодушие и др. Работая над правописанием этих слов, обязательна работа над их значением. В учебнике 9 класса нет объяснения их значений (как в 8 классе). Поэтому :

  1. Показываю карточку слова и спрашиваю:-  как ты понимаешь, что обозначает это слово? (Выслушиваем ответы каждого).
  2. Находим значение слова в словаре.
  3. Каждый составляет с этим словом предложение.
  4. Наиболее удачное записываем в тетради  и продолжаем работу над предложением.
  • 2 – е направление:
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

Например: в 8 классе знакомимся со словом Отечество.

Спрашиваю: каким словом, близким по значению его можно заменить? (Родина).

Или: в 6 классе ШОССЕ и т.д.

  • 3 – е направление:
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

Начиная с 5- го класса  в учебниках русского языка много упражнений с заданием:  Замени выделенные слова близкими по значению. Выбирай их из рамки.

Задание: Продолжи мысль в сложном предложении. Сова приносит большую пользу, она …

«Четвёртый лишний» Найди признак, не подходящий к указанному предмету.  В избушке (деревянная, тёплая, лесная, многоэтажная).

  • 4 – е направление:
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда старшеклассниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Выполняем упражнения с заданиями:  Найди речевые ошибки и исправь их.

После турслёта составляем небольшой текст на эту тему. На вопрос: что вам больше всего запомнилось ? – Там было клёво (классно). Исправляем ошибки, проговариваем правильно.

Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:

  • Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.

Из слов составить предложение. Если в 5-ом классе слова даны в нужном падеже, то начиная с 6 –го класса слова, данные в скобках  надо поставить в нужном падеже самостоятельно.

  • Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.

Задания типа: Раскрой мысль простого предложения. Для этого включи в текст сложные  предложения, используя слова  в рамке.

  • Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

Задания: составление предложений на заданную тему ( Семья, осень, первый снег, о друге  и т.д.)

Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

 

Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:

  • Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
  • Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
  • Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
  • Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
  • Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
  • Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять  повторения, убирать лишнее.

Задачи учителя в развитии речи учащихся:

  • Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  • Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  • Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  • Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Главные требования к речи учащихся:

- содержательность;
- логичность;
- точность;
- выразительность;
- ясность;
- правильность.

Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.

 

Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

 

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, текст.  В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

 

 



 

 



 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Ягодарова А.Н. написал(а) 1603 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Зинаида Ильинична, спасибо за подробный  материал!

     
       
     
     
    0 очков