Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКОУ "Нижнемамонская СОШ №2", Воронежская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 13.12.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 10367
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
программа по информатике и ИКТ ...
программа по информатике и ИКТ ...
программа по информатике и ИКТ ...
Рабочая программа по информатике в 10 классе
 
 

Пояснительная записка

С 1 сентября 2012 года в 10 классе введен новый предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» за счет часов регионального компонента. Введение данного предмета проводится в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Основные задачи курса – получение устойчивых навыков использования различных программных средств  для решения практических задач, связанных с обработкой текстовой, графической, табличной, звуковой, видео информации. В результате обучения учащиеся должны получить устойчивые навыки решения практических информационных задач средствами информационных технологий.

Содержание практических заданий связано с практическими потребностями человека для жизнедеятельности в информационном обществе. Ежегодно курс завершается выполнением и защитой творческого проекта.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • формированию современного научного мировоззрения;
  • развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся;
  • освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых обучающимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

В курсе информатики и ИКТ основное внимание уделяется формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыту самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Особенности организации учебного процесса является ориентация на подготовку обучающихся к жизни в информационном обществе. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость.

Для организации учебного процесса по данному курсу программой предусмотрено проведение различных типов уроков: вводные уроки, уроки лекции, практические работы.

Общая характеристика учебного предмета

 

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная

интеллектуальная и практическая деятельность, в сочетании с фронтальной,

групповой, индивидуальной формой работы школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

I.  Учебно-методический комплект для учеников

  1. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. СПб.: Питер, 2008.

II.  Учебно-методический комплект для учителя

  1. Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
  2. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. СПб.: Питер, 2008.
  3. Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой   1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
  4. Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой   2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
  5. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
  6. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
  7. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

III.  Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Локальная вычислительная сеть

VI.  Программные средства

1.      Операционная система Windows ХР.

2.      Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837.

3.      Программа-архиватор WinRar.

4.      Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.

5.      Мультимедиа проигрыватель.

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Оборудование

Методы и формы работы

Вид контроля

Домашнее задание

план

факт.

1

 

 

Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности

Учебник

Ознакомление с новым материалом

Устный опрос

 

2

 

 

Неполадки операционной системы

Учебник

Комбинированный

 

 

3

 

 

Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей

Учебник

Ознакомление с новым материалом

Фронтальный опрос

 

4

 

 

Поиск информации в сети интернет

Компьютер

Комбинированный

Практическая работа

 

5

 

 

Электронная переписка

компьютер

Комбинированный

взаимоконтроль

 

6

 

 

Сетевое общение

Компьютер

Комбинированный

Устный опрос

 

7

 

 

Правовые основы работы с информацией

Компьютер

Комбинированный

Практическая работа

 

8

 

 

Авторское право

Компьютер

Проверка умений и знаний

Практическая работа

 

9

 

 

Защита личной информации

Учебник

Систематизация умений и знаний

Устный опрос

 

10

 

 

Использование сети интернет для подготовки рефератов

Учебник, компьютер

Ознакомление с новым материалом

Устный опрос

 

11

 

 

Онлайн -сервисы в жизни

Компьютер

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

12

 

 

Онлайн- сервисы в жизни

Компьютер

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

13

 

 

Интернет и моя будущая профессия

Компьютер

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

14

 

 

Интернет –виртуальная лаборатория

Компьютер

Применение знаний на практике

Самостоятельная работа

 

15

 

 

Настройка параметров текстового редактора

Компьютер

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

16

 

 

Текстовый редактор. Работа с шаблонами

Учебник

Ознакомление с новым материалом

Устный опрос

 

17

 

 

Текстовый редактор. Работа с шаблонами

Учебник

Комбинированный

Практическая работа

 

18

 

 

Сканирование и распознавание текстовой информации

Компьютер

Систематизация знаний и умений

Самостоятельная работа

 

19

 

 

Создание оглавлений

Учебник

Применение знаний на практике

Устный опрос

 

20

 

 

Организация навигации в текстовых документах

Учебник

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

21

 

 

Работа с таблицами

-                 Компьютер

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

22

 

 

Вставка и измерение объектов

-                 Компьютер

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

23

 

 

Вставка и измерение объектов

Компьютер

Применение знаний на практике

Устный опрос

 

24

 

 

Сохранение  и защита  документа

Компьютер

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

25

 

 

Разработка мультимедийных презентаций

Компьютер

Применение знаний на практике

Практическая работа

 

26

 

 

 

Разработка дизайна презентации

Компьютер

Применение знаний на практике

Устный опрос

 

27

 

 

Триггеры

Компьютер

Применение знаний на практике

Устный опрос

 

28

 

 

Разработка мультимедийных презентаций

Компьютер

Применение знаний на практике

Устный опрос

 

29

 

 

Работа со звуком и видео

Компьютер

Применение знаний на практике

Устный опрос

 

30

 

 

Переходы и презентации

Компьютер

Систематизация знаний и умений

Практическая работа

 

31

 

 

Разработка творческого исследовательского проекта

 

Систематизация знаний и умений

Контрольная работа

 

 

32

 

 

Разработка творческого исследовательского проекта

 

Комбинированный

Самоконтроль

 

33

 

 

Разработка творческого исследовательского проекта

Компьютер

Комбинированный

Устный опрос

 

34

 

 

Защита творческого исследовательского проекта

Компьютер

Комбинированный

Устный опрос

 

35

 

 

Резерв

Компьютер

Комбинированный

Устный опрос

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев