Карточка публикации
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 14.09.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16616
Рейтинг публикации
0 оценок
Психолого-педагогического проекта «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющими аллергопатологию) в рамках реализации ООП ДОУ».
 
 

Психолого-педагогический проект «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющими аллергопатологию) в рамках реализации ООП ДОУ».

Я хочу представить Вашему вниманию психолого-педагогический проект «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющим аллергопатологию)».

В связи с тем, что в нашем учреждении воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (с аллергопатологией), для нас обязательно наличие коррекционной работы для таких детей с акцентом на их социализацию. Дети с аллергопатологией имеют большие ограничения в употреблении продуктов питания, ограничения во взаимодействии с окружающей средой, имеют характерные внешние проявления: дерматит, конъюнктивит, поллиноз, нейродермит. Помимо внешних проявлений, такие дети чаще всего имеют истощенную нервную систему: стрессово и эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению.

Такие особенности ведут к некоторой изолированности и неприятию их другими детьми. В связи с этим существует проблема их успешной социализации.

Результатом усвоения Программы, в соответствии с ФГТ, будет являться развитие у ребенка интегративных качеств, формирование которых невозможно без воспитания у ребенка толерантного самосознания. Задача нашего учреждения – создать условия для организации благополучного взаимодействия в детском коллективе в духе дружбы, согласия и миролюбия.

В исследованиях отмечается, что любое ограничение потенциальных возможностей человека ведет к нарушениям взаимодействия со средой, к вторичным личностным деформациям. Ранняя коррекционно-педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике отклонений в развитии и положительно влияет на становление личностных качеств ребёнка, формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации.

Только лишь нахождение ребенка в интегративной среде не всегда делает его толерантным к детям с ОВЗ. Важно целенаправленно воспитывать толерантное самосознание.

В связи с тем, что потенциал ДОУ используется недостаточно для формирования толерантности детей, мы решили разработать и реализовать проект: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющим аллергопатологию)».

Цель данного проекта: создание системы воспитательно-образовательной работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях интегративной среды.

Основные задачи проекта:

1. Повысить уровень психического здоровья воспитанников с аллергопатологией.

2. Расширить знания воспитанников об окружающем мире, себе и ближайшем социуме.

3. Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

4. Сформировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии со сверстниками с ОВЗ.

5. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.

Конечным результатом успешной реализации проекта должно стать наличие толерантного самосознания у дошкольников к сверстникам и успешная социализация детей с аллергопатологией

Содержательная часть проекта включает в себя различные формы работы и мероприятия, направленные на решение задач во всех образовательных областях. Участниками проекта являются педагоги, родители и воспитанники. Планируемая работа во многом опирается на сотрудничество педагогов и родителей, так как отношение детей к особенностям друг друга очень зависят от отношения взрослых к особенностям детей. С целью повышения заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами, планируется предварительная работа, включающая в себя различные формы и методы по раскрытию значимости данной проблемы для каждого участника проекта.

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На каждом этапе решается ряд задач для достижения цели данного этапа. Итогом достижения цели каждого этапа будет являться достижение цели проекта.

Основной этап включает в себя 6 задач, каждая из которых решается через  частные задачи всех образовательных областей.

Вот эти 6 задач:

1. Содействовать формированию представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной и неповторимой личности.

2. Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

3. Воспитать позитивное отношение к различиям между людьми.

4. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

5. Содействовать осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения, воспитать толерантное самосознание.

6. Организовать взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Посмотрим на примере решения  одной из задач, как и какие частные задачи решаются в каждой образовательной области.

Например, задача «Воспитать позитивное отношение к различиям между людьми».

Образовательные

области

Задачи

 

 

 

 

Мероприятия и формы проведения

Ожидаемый результат

Организация образовательной среды

Физическая культура

Развивать положительное отношение к достижениям сверстников.

НОД, соревнования, подвижные игры и упражнения, беседы.

Умение искренне радоваться и огорчаться успехам товарищей.

Инициирование обсуждения результатов данных мероприятий в атмосфере дружбы и поддержки.

Здоровье

Обращать внимание детей на отсутствие товарищей, объяснять причину их отсутствия (по болезни), вызывать сочувствие к товарищам.

Учить детей сопереживать и оказывать посильную помощь друг другу при возникновении травм и плохом самочувствии.

Беседы, чтение литературы, валеологические занятия, решение проблемных ситуаций.

Умение сопереживать другим и оказывать посильную поддержку.

Наличие художественной литературы по теме, наглядных пособий, создание проблемных ситуаций.

Безопасность

Познакомить детей с возможностями и ограничениями различных людей (в движении, питании, во взаимодействии с окружающей средой и т. д.) для предотвращения ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей.

Формировать позитивное отношение к различному образу жизни людей.

Беседы

Сформированность представлений детей о различных образах жизни. Позитивное отношение к проявлению различных потребностей людей, обусловленных ОВЗ.

Инициирование обсуждения в кругу сверстников  необходимости вести различный образ жизни.

Социализация

Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Беседы, чтение художественной литературы, театрализованные представления, изучение иностранного языка, танцев и песен других народов.

Сформированные уважительные отношения к людям различных национальностей

Наличие наглядных пособий, дидактических игр, альбомов для рассматривания.

Художественная литература по теме.

Труд

Формировать уважительное отношение к любому посильному для человека труду.

Беседы. Трудовые поручения с учетом с разных возможностей здоровья.

Позитивное отношение к любой трудовой деятельности.

Создание атмосферы понимания и  дружбы при организации трудовой деятельности детей с ОВЗ.

Познание

Развить представление ребенка о том, что каждый человек индивидуален.

Сформировать у ребенка гибкую  систему оценок  достижений сверстников в зависимости от их возможностей.

Беседы, чтение художественной литературы.

Осознание неповторимости и уникальности каждого человека.

Умение видеть в недостатках достоинства. Умение не воспринимать достижения других как свое поражение.

Наличие художественной литературы.

Коммуникация

Помочь ребенку наладить продуктивные взаимоотношения со сверстниками, имеющими сложности в общении, обусловленные здоровьем.

НОД, самостоятельная деятельность.

Приобретение ребенком положительного опыта отношений на основе взаимного обогащения опыта толерантности.

Создание ситуаций, требующих взаимодействия с другими детьми.

Чтение художественной литературы

Подготовить ребенка к возможному взаимодействию с людь­ми, отличающимися друг от друга по национальному, культурному, классовому признаку, а также по внешним и внутренним характеристикам. Научить ребенка принимать их та­кими, какие они есть.

Чтение художественной литературы. Беседы о прочитанном.

Готовность ребенка к положительному взаимодействию с другими людьми.

Наличие художественной литературы разного характера в соответствии с возрастом детей.

Художественное творчество

Сформировать доброжелательное и уважительное отношение к различиям в творческих работах сверстников.

НОД, беседы.

Умение воспринимать различия в творческих работах сверстников как проявление их индивидуальных особенностей.

Наличие материалов для продуктивной деятельности. Создание доброжелательной атмосферы при обсуждении продуктов творческой деятельности.

Музыка

Знакомить детей с элементами танцевальных движений, музыкальными произведениями, отличающимися по построению, мелодике, движениям, от традиционных, уже известных детям.

НОД. Использование нетрадиционных танцев, музыкальных произведений в развлечениях и праздниках.

Уважительное отношение к музыкальным традициям других народов

Наличие музыкальных инструментов, аудиозаписей, костюмов, необходимых для танцев атрибутов.

Проект реализуется во время основной образовательной деятельности детей и не требует дополнительного времени. Его реализация происходит за счет интеграции задач всех образовательных областей в разных видах и формах деятельности с привлечением всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, воспитателей, специалистов, обслуживающего персонала).

Таким образом, воспитывая толерантность, мы расширяем представления детей, формируем их отношение к различным явлениям окружающей действительности, а, значит, развиваем интегративные качества, которые являются показателем развития ребенка на каждом возрастном этапе.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев