Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУДОД "Дворец творчества детей и молодежи города Белово", Белово
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 01.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18636
Рейтинг публикации
1 оценок
Создание единого воспитательного пространства учреждения дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи города Белово» для разностороннего развития личности воспитанников
 
 

                                                                                                         

             В новых социально-экономических условиях осо­бое значение приобретает деятельность учрежде­ний дополнительного образования детей как откры­тых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно раскрывающих социаль­но-педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традицион­ные направления, формы, технологии работы с деть­ми и подростками.

 МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи города Белово» образовательное учреждение, имеющее своё лицо среди всех образовательных учреждений города.  Вся воспитательная работа в нём  направлена на предоставление возможности в реализации потребностей и различных интересов воспитанников, на помощь им  в профессиональном самоопределении, разностороннем развитии и сплочении детского коллектива.   Педагогическому коллективу в достижении поставленных целей помогает сформированное единое воспитательное пространство.

 Наше учреждение имеет пять  структурных подразделений (декоративно-прикладное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, отдел досуговой деятельности, методический кабинет), 10 направленностей, 44 детских объединения, более 2400 воспитанников. Дети приходят реализовать свой интерес к конкретному виду деятельности. Задача педагогического коллектива расширить эти интересы с большим уклоном на социализацию, раскрытие  разносторонних способностей. Делать это, замыкаясь в рамках работы одного объединения невозможно, необходим выход на более широкий уровень.

 За годы работы  усилиями всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, была со­здана воспитательная система Дворца творчества. В процес­се взаимодействия были сформированы цели и задачи этой системы, определились пути их реализации и организована воспитательная деятельность. Все это к началу 2008 году вылилось в создание воспитательной программы учреждения «Территория творчества». Нормативно-правовой базой для создания и внедрения воспитательной программы стали: Закон РФ «Об образовании», письмо Министерства образования и науки РФ «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» от 26 марта 2007г. № 06-636, Послание Федеральному собранию Президента РФ  Д.А. Медведева от 26 апреля 2007г. и 5 ноября 2008 года, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников,  проект «Национальная доктрина образования российской федерации» и Программа Развития   МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи города Белово».

 К концептуальным составляющим  воспитательной системы Дворца, относятся следующие закономерности  педагогической деятельности:

 - Воспитание ребенка совершается только путем под­держки активности самого ребенка.

- Учет актуальных потребностей ребенка.

- Соблюдение пропорционального соотноше­ния усилий ребенка и усилий педагога в совме­стной деятельности: на начальном этапе больше доля ак­тивности педагога,  на заклю­чительном этапе ребенок все делает сам под конт­ролем педагога.

- Демократичный стиль общения.

- Формирование  ситуации успеха каждого ребенка.

- Воспитание должно носить скрытый харак­тер.

- Целостность личности предписывает целостность воспитательных влияний.

 Исходя из вышесказанных закономерностей, была определена цель, в соответствии с которой строится воспитательная работа  во Дворце творчества детей и молодёжи:

создание условий для развития разносторонней социально направленной личности, ориентирован­ной на творчество и  саморазвитие.

Воспитательная система Дворца призвана выполнять развивающую,  интегрирующую, регулирующую,  защитную, компенсирующую, корректирующую функции.

 Процессы, происходящие в воспитательной системе нашего учреждения, можно сегодня обо­значить как становление воспитательной системы социальной ориентации (по Колесниковой И.А. и Барышникову Е.Н.). Для нее  характерны:

- высокая степень социальной активности педа­гогов, воспитанников, родителей и широкий выход обу­чающихся во внешнюю среду;

- участие педагогов, воспитанников, родителей в уп­равлении учебно-воспитательным процессом, успешное использование технологий коллективного воспитания;

- создание коллектива учреждения через использование разнообразных форм и методов совместной деятельности;

- взаимодействие образовательного учреждения с различными учреждениями и многообразие соци­альных связей;

- создание условий для самоопределения и са­мореализации обучающихся в пространстве жизнедея­тельности.

 Реализацию воспитательной системы  нашего учреждения можно разделить на этапы, они включают в себя: постановку целей и задач, планирование, отбор адекватных направлений, форм и методов воспита­тельной работы и ее организация, осуществление контроля выполнения программных мероприятий, мониторинг, системный анализ, прогнозирование, корректировка воспитательной системы.

Для успешного функционирования воспитательной системы во Дворце соблюдаются условия реализации программы «Территория творчества»:

-Теоретическая и научно-практическая подготовка педагогического коллектива по вопросам организации воспитательной работы в учебной и внеучебной деятельности.

-Обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использова­ние в работе их опыта и помощи.

-Психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса, задача которой – мониторинг, профилактика и коррекция поведения участников воспитательной программы.

-Постоянное взаимодействие с общественными структурами, для использования воспитательной возможности среды и устранение её негативных явлений.

-Бережное сохранение и развитие традиций коллектива.

   Так как Дворец творчества является многопрофильным учреждением, основными направлениями воспитательной работы определены такие: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, воспитание семейной культуры, художественно-эстетическое, краеведческое. Большое значение придается  пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных при­вычек, реализации социальных проектов.  Именно эти направления призваны формировать и развивать у участников воспитательного процесса общече­ловеческую культуру и качества, позволяющие вовле­кать воспитанников учреждения в процесс творчества, определяют суть воспитательной системы Дворца. Теоретические и практические знания по вопросам организации воспитательной работы в детском объединении педагоги получают на  методических объединениях, в работе творческих и проблемных групп, в школе молодого педагога. Интересный опыт наших педагогов обобщается и распространяется  в форме памяток, методических рекомендаций.

 Интересными находками в детских объединениях «Школа лидера» стало проведение флеш-моба, посвященного  Победе в Великой отечественной войне, проведение нестандартных занятий по нравственному воспитанию в детском объединении «Перспектива». Организация конкурса самодеятельных поэтов в детском объединении «Менестрель» вылилось в конкурс «Зелёная гусеница» для воспитанников всего Дворца и выпуск уже третьего сборника произведений самодеятельных поэтов.  Осуществлять намеченные планы помогают наиболее актуальные в нашем коллективе педагогические технологии: личностно ориентированная, педагогика поддержки, деятельностно-отношенческий подход, технология совместного творческого воспитания, социализирующее воспитание. Преобладающими методами воспитательной системы являются  методы сотрудничества, диалога, свободного выбора,  «мозгового штурма», импровизации, самоанализа и самооценки.

 Традиции, сложившиеся в нашем учреждении закреплены в системе программных мероприятий, множество из которых не замыкаются в рамках одного отдела, а организуются для всего коллектива. Кроме общеизвестных календарных праздников,  для воспитанников Дворца проводятся: дни открытых дверей, посвящение в кружковцы, рождественские колядки, праздник бабушек и мам, масленица, день семьи, дни здоровья, музейные уроки, походы выходного дня, отчетный концерт детских объединений в конце учебного года и т.д.

  Основными помощниками в воспитательной работе являются родители. Они помогают в организации и проведении конкурсов, помогают организовывать выставки, являются самыми активными участниками походов выходного дня и всех мероприятий, проводимых в учреждении. Работа с родителями выстроена в систему и прописана в подпрограмме «Лад» по пяти направлениям:  «Семейный совет» - детско-родительское управление деятельностью Дворца, «Дом без одиночества»  - поддержка семей, имеющих детей с особенностями в развитии; «Семейные радости» - организация семейного досуга, «Семья талантами богата» - семейное творчество, «Погода в доме» - психолого- педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса. Этому направлению в учреждении придается большое значение, мониторинг осуществляется со всеми участниками образовательного процесса:

для воспитанников - диагностика уровня самооценки, мотивации на успех, творческого потенциала, характерологических особенностей личности, коммуникативно - организаторских способностей (методика изучения коммуникативных и организаторских    способностей (КОС) Климова), уровень готовности к школе, изучение интересов и склонностей учащихся старшего звена в рамках профориентации;

для родителей - соцопрос по востребованности образовательных услуг, удовлетворенности результатами образовательного процесса;

для педагогов - диагностика уровня творческого потенциала, выявление потребности в психологической помощи, удовлетворенность уровнем образовательного процесса.

  Процесс психолого-педагогического  сопровождения во Дворце творчества осуществляет психолог с помощью педагогов. Проводится первичная и вторичная диагностика, психолого - педагогическое просвещение, профилактическая работа, индивидуальное и групповое консультирование, коррекционно-развивающая работа с учащимися и  родителями в групповой и индивидуальной форме, аналитическая деятельность.

 Педагогический коллектив ищет и находит партнеров в реализации воспитательной работы, ими становятся социальные партнеры, с которыми мы работаем на договорной основе, осуществляем взаимовыгодное сотрудничество. Среди социальных партнеров нашего учреждения образовательные учреждения города, Политсовет Беловского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», Комитет социальной защиты города Белово, Центр социально-психологической помощи семье, подростку, молодежи «Откровение», МУ «Управление по делам молодежи города Белово», Беловский городской молодежный парламент, Городской совет ветеранов, городские СМИ, учреждения культуры и спорта. Среди последних совместных мероприятий можно назвать фестиваль общественных организаций, ярмарку возможностей, конкурс лидеров детских организаций «Никто кроме нас», акция  по сбору вещей для малоимущих «Доброе дело каждый день», творческий конкурс «Я умею» и другие.

  Контроль за  выполнением программных мероприятий отводится администрации учреждения, попечительскому совету, в который входят представители общественности, члены родительского комитета, представители детских объединений. Регулярно в конце учебного года на педагогическом совете при подведении итогов года происходит корректирование программы, так например, в  2009 учебном году в программу был введен смотр-конкурс детских творческих объединений «Творчество и дружба», включающий в себя творческое представление объединения и создание портфолио. Также  по инициативе педагогов декоративно-прикладного и технического творчества была создана школа для родителей «Счастливые дети - счастливые родители». В 2010 году упор сделали на проведение коллективных творческих дел «Венок добрых дел», имеющих социальную направленность и оформление стены гордости, где размещаются фотографии лучших воспитанников Дворца, описываются достижения отделов и всего учреждения.   

  Практическая цель воспитательной программы – это выпускник, наделенный определёнными качествами:  разносторонняя творческая личность,  духовно богатая, имеющая высокие нравственно-патриотические принципы, способная к социализации и саморазвитию.

 Программа воспитания  учреждения не догма, а живая, способная к изменениям и дополнениям система. В настоящее время коллектив находится на втором организационно-коррекционном этапе реализации программы,  и уже с учетом идей, изложенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» вносятся дополнения в программу по части более углубленного развития деятельности с талантливыми детьми, расширение проектной и исследовательской деятельности.

  В сентябре 2011 года мы вступим в обобщающий этап,  когда будут подводиться итоги опыта реализации воспитательной программы Дворца.  Но уже сейчас можно сказать, что система воспитательной работы показывает  у воспитанников за последние три года  положительную динамику  уровня творческого потенциала  от 15 до 19%; успешности формирования положительной адекватной самооценки от 8 до 13,5%; формирования мотивации к успеху  от 11 до 35%. Цифры переводятся просто: растут достижения наших воспитанников, нет оттока детей из учреждения, формируется положительный имидж учреждений дополнительного образования. А это приносит удовлетворение всем участникам образовательного процесса. И, значит один из пунктов ожидаемых результатов нашей программы «обеспечение условий для гармоничного разностороннего развития личности воспитанника в «обога­щенной воспитательной системе» успешно выполняется.

Рекомендуемая литература

1. Ахметова, Д.З. Школа-комплекс как социально-педагогическая система [Текст]/ Д.З Ахметова.- Казань,   «Познание», 1997.-188с.

2. Барышников, Е.Н., Колесникова, И.А. О воспитании и воспитательных системах. [Текст]/ Е.Н Барышников, И.А.Колесникова.- СПб, «Престо», 1996. -  118 с.

3.Караковский, В.А. и др.  Воспитание? Воспитание... Воспитание! [Текст]/: В.А Караковский. и др.- М., Педагогика-Пресс, 2000.-213с.

4. Селиванова, Н.Л. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования [Текст]/  Н.Л. Селиванова.- Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. -248с.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев