Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМуниципальный опорный центр дополнительного образования, МУ ДО ЦДТ., Подольск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 11.03.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 17363
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей – это способ организации процесса...
Предлагаю авторскую программу для эстрадных отделов ДШИ по направлениям эстрадный вокал и эстрадная ...
Методы, направленные на развитие художественного мышления, адекватные эстетической сущности искусств...
Огромное значение в эстрадной студии уделяется выбору репертуара. В работе используются только каче...
Для развития творческой индивидуальности ребенка в условиях детской эстрадной студии, необходима тща...
Для развития творческой индивидуальности ребенка в условиях детской эстрадной студии, необходима тща...
Методы музыкально-эстетического воспитания детей в условиях детского вокального ансамбля
 
 

Специфику данного вида работы со школьниками детально исследовал Б.В.Асафьев. Основной идеей его подхода является организация своеобразных музыкальных лабораторий, ядром которых выступает вовлечение учащихся в хоровые коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли. Однако, организация таких коллективов в современных условиях часто представляет значительные трудности, связанные с позицией родителей учащихся, рассматривающих образование с точки зрения пользы для будущей судьбы своих детей, а также с низким уровнем общей эстетической культуры и музыкальных пристрастий учащихся. Всё это ориентирует педагога-музыканта на выбор методов работы по организации музыкального творчества школьников. Музыкальное творчество детей требует изучения, обобщения, научного обоснования, а также разработки фундаментальной методической базы.

В педагогике музыкального образования метод обучения понимается в широком смысле как совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования. В узком смысле метод рассматривается как определённые средства, приёмы, предназначенные для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, развития памяти, мышления, воображения, а также для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественного вкуса, интереса к искусству и потребностей общения с ним.

Как понятие многомерное и многоаспектное метод обучения имеет множество классификаций. В музыкальном воспитании используются как общепедагогические, так и специфические методы музыкального искусства. К общепедагогическим относятся следующие методы:

  • по источнику знаний (практический, наглядный, словесный,  аудиометод);
  • по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, проблемный, исследовательский, игровой);
  • по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний в творческой деятельности, проверка знаний, умений, навыков);
  • по дидактическим целям (методы, способствующие первоначальному усвоению материала, закреплению и углублению приобретённых знаний).
  • по формированию различных личностных структур обучающегося (сознания, поведения, чувств и др.),

Все эти методы общей педагогики выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную и контрольно-коррекционную функции в музыкальном воспитании детей.

Рассматривая специфику использования общепедагогических методов в обучении учащихся музыкальным дисциплинам, определим особенности, свойственные только музыкальным предметам, приёмы и способы образования детей. Прежде всего, методы обучения музыке детерминированы самим музыкальным искусством. Основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на занятиях духовно-практического, творческо-эстетического, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения к миру возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности учащегося как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Организация собственной творческой практики детей - надёжный путь, к развитию восприятия искусства и общения учащихся его средствами.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, формирующих музыкально-эстетическую культуру личности, известные музыканты и педагоги относят:

  • метод наблюдения за музыкой (а не обучение ей), метод подразумевает не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б.В. Асафьев);
  • метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
  • методы музыкального обобщения, забегания вперёд и возвращение к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);
  • метод развития стилеразличения (Ю.Б. Алиев);
  • метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская).
  • игровые методы
  • метод культуры здорового смеха.
  • метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова).
  • метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова)
  • метод эскизной вокализации, пластического интонирования и графической записи.

Все эти методы, направленные на развитие художественного мышления, адекватны эстетической сущности искусства, возрастным особенностям, а также целям и задачам музыкального воспитания.

Выбор методов педагогической деятельности это не произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности воспитанников, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев