Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУДОД "Детско-юношеский центр г. Юрги, Юрга
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 10.04.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 25760
Рейтинг публикации
4 оценок
Другие публикации автора
Мастер-класс по выразительности мимики и жестов....
Мастер-класс для начинающих педагога
 
 

Описание мастер-класса

Тема мастер-класса: Выразительность мимики и жестов.

Цель мастер – класса: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в педагогической деятельности

Задачи:

  • научить использовать педагогами в своей деятельности выразительность мимики и жестов, тренировать выразительность, используя тренинговые упражнения;
  • способствовать использованию педагогического артистизма педагогов выразительность мимики и жестов в разных педагогических ситуациях;
  • актуализировать знания педагогических работников ОУ ДОД по педагогическому артистизму, выразительность мимики и жестов.

Участники мастер-класса: начинающие педагоги дополнительного образования.

Оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, ручки, листы бумаги, приготовленный набор смайликов выражающих эмоции.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. участники в ходе мастер-класса Актуализировать знания педагогических работников ОУ ДОД по педагогическому артистизму, выразительность мимики и жестов. Приобретут знания о развитии мимики и жестов. Закрепят при помощи упражнений выразительности мимики и жестов.

 

 

Развернутое описание мастер-класса

Пояснительная записка

Жест – есть не движение тела, а движение души.
Ф. И. Шаляпин

 

В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим каждому педагогу. Разработкой данной проблемы занимались ученые Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Г.А. Гарипова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, Е. Пассов, В.А. Разумный, С.Д. Якушева и другие.

Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.

Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы урока. Артистизм - это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми детям на занятии, причем жить искренне. Это - богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

По своим основным характеристикам актёрская и педагогическая деятельности совпадают, однако, в последней сотворчество, взаимодействие с аудиторией играет большую роль, нежели в театральном искусстве. Ш.А. Амонашвили сравнение профессий педагога и актёра привело к мысли-заповеди «Дари себя детям!»: «Разумеется, педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль. … Профессия учителя в этом смысле более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для него имеют общее имя «зритель», а детям, которые для него обозначены конкретными характерами».

Особенно важно это для начинающих педагогов. Молодые педагоги, приходя на работу в учебное заведение, не имеют навыка владеть своими эмоциями. Работа с детьми сродни работе актера, педагог – актер, дети – зрители. По-своему опыту знаю, как иногда необходима эмоциональность мимики и жестов, а когда мешает неумение владеть ей и контролировать ее.

Обучающиеся, приходящие на занятие, чувствуют наше настроение, наше желание сегодня работать, наше отношение к ним. Важно уметь настроить себя на рабочий лад, несмотря на внешние раздражители и жизненные ситуации. В этом и помогает нам артистизм. Важным разделом в педагогическом артистизме является выразительность мимики и жестов, умение владеть ими, есть не у всех. Этому можно научить, это умение приходит с опытом работы, данный мастер-класс разработан чтобы помочь педагогам попытаться сделать свою речь более выразительной, используя практические тренинги.

 

 

План-конспект мастер-класса

 

Вводная часть:

Приветствие присутствующих участников. Педагог-ведущий сообщает цель и задачи мастер–класса. Всем участникам раздаются бумажные конвертики, предлагается заполнить их в течение мастер – класса заинтересовавшими приемами.

 

II. Основная часть:

Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д.

Красивая, выразительная осанка педагога выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. (Презентация: Слайд 1).

На развитие осанки существует множество упражнений, давайте выполним одно из них.

(педагог-ведущий приглашает одного, двух участников, подойти к свободной стене для выполнения упражнения)

Осанка

Встаньте спиной к стене; точки соприкосновения со стеной - затылок, лопатки, пятки; простойте до счета десять; в это время хорошо читать стихи или произносить любые речи; отойдите от стены сохраняя осанку, сядьте на свое место и постарайтесь сохранять осанку до конца мастер-класса.

Давайте попробуем вместе сформулировать определение жеста, ответив на ряд вопросов. Что такое жест? (глагол), Движение чего?, Для чего делается этот жест?

Жест (от лат. Gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом

Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются  чаще.

Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря:

«Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса,  чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Жестов очень много, существует язык жестов, который используют глухие люди. (Презентация: Слайды 2-4). Педагог предлагает участникам размять немного руки, потренироваться выполняя следующее упражнение.

(участники встают со стульев для выполнения упражнении)

Малярная кисть (по Н. Е. Щурковой)

Соедините руки, вытянутые вперед, кистями - это воображаемая малярная кисть; красьте этой кистью горизонтальную и вертикальную поверхность; добросовестно "красьте", плотно проводя кистью по воображаемой стене.

Следующее упражнение поможет придать выразительность нашим жестам.

(для выполнения данного упражнения участникам предлагается разделиться на пары)

Ладошки

Первый участник вытягивает руку, ладонь повернута в просительном положении. Второй участник как бы дает что-то на ладонь. Первый участник представляет что это ... змея. Резко отдергивает руку, говоря "нет!". Чередуем движение: "дай" - "нет" - поочередно для правой и левой руки. Затем участники меняются.

Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг. (Презентация: Слайды 5-7).

Следующие упражнения помогут развить мимику.

(группа делится на две подгруппы.)

Задуманное слово.

Каждая задумывает слово, обозначающее предмет или абстрактное понятие Поочередно представитель подгрупп невербально представляет это слово противоположной подгруппе. Те имеют право называть варианты ответов, а рассказчик невербально соглашается с ходом их мысли или отрицает ответ, чтобы играющие изменили направление поиска.

 

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать черезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной  статичности («каменное лицо»). Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. В этом нам поможет данное упражнение.

Окно.

(участники делаться на пары)

Встаньте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны: партнер не услышит вас. Однако вам необходимо сообщить ему очень важную вещь. Что делать? Но слишком серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что вам нужно, и получить ответ.

 

Важно видеть, распознавать чужие эмоции. Педагог, понимая эмоции детей, может контролировать поведение, интерес к занятию у детей. Давайте разобьемся на две группы и попробуем определить эмоции, которые испытывает человек на фотографии?

(1-2 минуты на раздумье)

Фото 1 (Презентация: Слайд 8):

Ответ: Маришка Харгитэй.

  1. Вы пожилая женщина, вы дежурите у постели своей умирающей матери в больнице. Вы вспоминаете, что последний раз, когда вы видели ее здоровой, вы страшно с ней поссорились.
  2. Вы 20-летняя красотка. Ваш бойфренд, с которым вы вместе уже два года, попросил вас закрыть глаза, так как он приготовил вам «приятный сюрприз».
  3. Вы шестилетняя девочка, впервые пришедшая в цирк. Вы потрясены громом пушки и видом одетый в сверкающий серебристый костюм акробатки, которой из этой пушки только что выстрелили.

Фото 2 (Презентация: Слайд 9):

Ответ Вупи Голдберг:

  1. Вы примерная жена известного телеевангелиста. Вы только что узнали, что у вашего мужа был роман с мужчиной по вызову и об этом знает пресса.
  2. Вы богатая тетка с Пятой авеню, вы желаете «Счастливого рождества» швейцару, которому никогда не даете на чай.
  3. Вы известный журналист, вы берете интервью у недавно разведенной актрисы. Вы расспрашиваете ее о последнем фильме, а потом сразу же задаете вопрос: «Вам было очень больно, что он от вас к молоденькой ушел?»

 

Замечательно, посмеялись, отдохнули. Перейдем к последнему на сегодня упражнению, которое поможет объединить все сделанное и рассказанное мной ранее.

 

Групповой портрет

Один из членов группы на некоторое время покидает комнату. В его отсутствие остальные выбирают кого-либо из участников, приглашают выходившего человека и описывают «выбранного», не называя его. Можно описывать внешний облик, характерные выразительные движения, мимику и т.п. Все присутствующие высказываются по очереди. По словесному портрету предлагается узнать, кого именно описывали. Если участник не угадывает, то процедура повторяется снова, но члены группы стараются найти новые выразительные средства.

Упражнение повторяется так, чтобы объектом описания стали несколько человек. В заключение каждому, чей портрет создавала группа, предлагается высказать свои впечатления, дать свою интерпретацию услышанного о себе.

Данное наблюдение развивает наблюдательность, сензитивность, даёт каждому участнику информацию о том, каков он в глазах других, в частности о том, как видится его экспрессия.

 

III. Заключительная часть

Подводим итог.

Подводя итоги мастер-класса педагог раздает карточки смайлики с эмоциями, и предлагает отставить тот смайлик который отражает эмоции к данному мастер-классу. На обороте можно написать свои пожелания или расписать более подробно свое отношение.

Улыбка, как и жесты, может быть и неуместной. Поэтому, желательно правильно пользоваться своей мимикой и жестами в соответствующих ситуациях, чтобы не попасть впросак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Булатова, О. С. Педагогический артистизм [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
  2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства для преподавателей и студентов вузов и колледжей [Текст]: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 230 с.
  3. Савкова З. В. Язык чувств. (Жесты и мимика как средство общения) [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culrur/Artikle/Savk JazChuv.php
  4. Берчатова Э.В. Семинар-практикум для педагогов Язык чувств: мимика как средство выразительности [Электроный ресурс] –  Режим доступа: http://nsportal.ru/obshcheobrazovatelnaya-tematika/blog/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-na-temu-mimika-i-zhesty-kak-sr

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев