Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМАОУ ДОД "Детская художественная школа №2", Набережные Челны
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 05.10.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 17129
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Урок помогает учащимся художественной школы закрепить понятие художественного образа на примере порт...
Урок помогает учащимся художественной школы закрепить понятие художественного образа на примере порт...
Конспект урока по станковой композиции в 4-м художественном классе «Портрет: создание художественного образа»
 
 

Конспект урока по станковой композиции в 4-м художественном классе

«Портрет: создание художественного образа»

 

Цель:

Формирование у учащихся  универсальных умений в области портретного изображения  человека в практической изобразительной деятельности в ходе проектного задания.

Задачи обучающие:

-получение знаний в области проектирования объекта «Портрет – образ» с помощью графических выразительных средств (мягкий материал);

Задачи развивающие:

- совершенствование графических умений и навыков при  изображении головы человека, с соблюдением  пропорциональных отношений;

- формирование умения создавать образное решение лаконичного и обобщенного художественного  образа;

Задачи воспитательные:

- воспитание эмоционально-образного отклика на понимание детьми художественного произведения;

-формирование коммуникативных навыков учащихся в процессе групповой поисковой работы.

Методы обучения:

- частично-поисковый;

Материалы и оборудование:

- Компьютер, проектор, проекционная доска, диски с презентациями для работы по понятиям «Образ», «Портрет»

- Музыкальные фрагменты из альбомов Римского-Корсакова ''Снегурочка''.

- Мягкий материал у учащихся и педагога, листы цветной пастельной бумаги.

- осветительный прибор, крепежный материал, мольберты.

- Оформление доски:

-таблицы «Последовательность исполнения портрета-образа», «Графические средства выразительности»

Ход урока:

  1. 1. Организационная часть.

Добрый день, юные художники.

  1. 2. Постановка учебной цели.

Сегодня мы познакомимся с искусством портрета. Нам с вами предстоит  провести небольшую исследовательскую работу. Тема урока станковой композиции звучит так: (На экран) «Портрет: создание художественного образа».  Вам предстоит самостоятельно спроектировать образный портрет.

  1. 3. Исследование.

Что же значат эти слова? Попробуйте  ответить, что такое «портретный художественный образ» или проще говоря «портрет-образ» (Это рисунок человека…затруднение)?

Попробуем разобрать эти термины по отдельности. Вспомните, где еще вы встречали слово «образ»?  (На уроках литературы - образ героя, на информатике  – создание образа при записи информации)

Часто помогает осмыслить значение слова подбор однокоренных слов. Разделимся на две команды. Одна команда будет называть другой однокоренное слово к слову «образ» - их множество в русском языке. Команда - соперница будет пояснять его  значение. Например, команда условно названная «Образ» называет слово «образец», команда с названием «Портрет» поясняет значение -  «нечто самое лучшее»

Образоваться» — значит появиться, родиться.

- «Образование» — это учение, приобретение знаний, стать кем-то, получить свое лицо.

-“Все образуется” - все вокруг рано или поздно обязательно придет в нормальное состояние.

-“Таким образом” подразумевает некий итог, обобщение.

Своеобразный» — значит особенный, неповторимый, непохожий.

-“Воображение”- войти в образ, представить нечто.

(За ответы команды получают репродукции-открытки по произведениям М.Врубеля)

Что называли этим словом в русском  языке? «Образа» - иконы. Почему они так назывались? – потому что художник - иконописец передавал духовную суть божества, улавливал неуловимое. Слово противоположное ему -  «безобразное». Как вы понимаете его значение? - без образа,  то есть не имеющее своего лица, нечто отвратительное бездушное.

(Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.)

Что же  вы понимаете под словом «портрет»? - (изображение личности, это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, - строение лица, черты характера, отношение к людям)

-Перед вами  графический автопортрет выдающегося русского художника рубежа XIX—XX веков, Михаила Александровича Врубеля. Какой он был человек? (Здесь он передал сходство,  по  его лицу можно охарактеризовать его,  как интеллигентного, неразговорчивого, доброго человека, внимательного к людям). Действительно перед нами человек непростой судьбы. Сын офицера русской службы, по настоянию отца получил блестящее  юридическое образование, после которого по зову сердца пришел в Академию художеств. В это время ему было 28 лет.  Тем не менее, он стал во главе двух рождающихся художественных направлений – символизма и модерна, оставил множество волнующих удивительных произведений в совершенно разных видах и жанрах искусства.

На уроке истории искусств вы уже знакомились с типологией портретного жанра. Перед вами лишь небольшой портретный ряд Михаила Александровича Врубеля. Уважаемые команды, по каким признакам можно различать портреты?  (Они  различаются по характеру изображения, технике исполнения, по формату, по повороту головы) Задание для команд:  попробуйте найти произведение по предложенным признакам

Команда «Образ» - парадный живописный потрет в полный рост в анфас (Портрет Саввы Морозова)

Команда «Портрет» - камерный  графический поясной портрет в повороте три четверти (Портрет Брюсова)

а) б)      в) г)

д) е) а)  «Портрет Надежды Забелы среди березок»

б)  «Портрет Саввы Морозова»в) «Портрет поэта Брюсова»г) «Портрет Арцыбашева»

д)  «У камина»  е)  «Демон»

 

Михаил Врубель  создал произведения самого различного жанра. Но более всего он известен как мастер мистических таинственных портретов. Секретом такого видения возможно явилась его счастливая личная жизнь.  Чуть ли не в первый же день знакомства он сделал предложение прославленной оперной певице Надежде Забеле. Уже через два месяца они обручились.

 

 

В год своей свадьбы он написал её портрет. Команды,   попробуйте охарактеризовать несколькими прилагательными  этот образ и дать название.

(романтичный  пронизанный любовью, восхищением, нежностью образ - «Птица Счастья», «Волшебница», «Муза»). Да, он писал конкретного человека. Но почему пропало первое название «Портрет жены»? (он придал ей  черты, характерные для многих прекрасных женщин, вдохновлявших мужчин на создание гениальных произведений и подвигов. Поэтому картина постепенно была переименована) Название стало более обобщенным, потому что  образ  через индивидуальность говорил об общих для женственности чертах.  Каким образом художник достиг того, что картина стала олицетворением женственности? (Он выделил в своей жене характерные для многих черты,  и воплотил его в её портрете. Получилось сочетание  типичного и конкретного.  В результате в портрете  возник художественный  образ)

(Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.
  • Сочетание типичного и конкретного

Давайте рассмотрим другие изображения удивительной женщины и талантливой  певицы Надежды Забелы,  выполненные Врубелем. (В процессе рассматривания портретов включается музыка Римского-Корсакова) Врубель и сам был очень музыкален и принимал самое близкое участие в разучивании ролей Забелы, которые именно под ее голос писал знаменитый композитор Римский Корсаков, музыку которого вы сейчас слышите. Кроме того, все ее костюмы и грим он придумывал сам. Вы можете сейчас увидеть на фотографиях и картине,  как они выглядели. Любовь художника способствовала появлению целой галереи ее образов. Какая она на них?

 

Как выдумаете , как называлась опера? ( «Снегурочка» - удивленная и недоверчивая)

 

А это царевны «Волхва» из оперы «Садко»( теплая, нежная и таинственная)

 

 

Невозможно её не узнать. Это, конечно же… («Царевна – лебедь» - ускользающая, неземная)

  • На фотографиях мы видим не совсем ту даму, которую он писал. Его чувства к ней, его восприятие сделало этот образ. Но по признанию многих современников, на его портретах она была больше похожа на себя, чем на фотографиях. Передать это помогли его  чувства.

(Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.
  • Сочетание типичного и конкретного
  • Чувства, отношения создателя

1)      2)

 

Кстати о фотографии, посмотрите на два снимка молодых людей.

Команда «Образ», обсудите первый снимок. Команда «Портрет» - второй снимок и решите, есть ли в них признаки художественного образа?

(второй снимок менее нацелен на конкретность, более нацелен на передачу настроения, характера. В первом снимке задача только зафиксировать сходство, для документа)

 

а) б)   в)   г)

 

а) «У камина»

б) «Портрет Надежды Забелы-Врубель»

в) «Портрет мальчика»

г) «Портрет композитора д. Эспозито»

  • - Посмотрите, как мастерски передает Врубель различные образы. Какие  выразительные средства и приемы применены? (Штрих, пятно, линия, контраст, выделение тоном, акцент на глаза  и т. д. ) Если говорить о воплощении  образов, очень важна мера мастерства. Об этом так сказала знаменитый скульптор Вера Мухина: «Вообразите себе пианиста, который страстно переживает музыку, в исполнении все время спотыкается, — хорошенький концерт вы получите. Или же виртуоз в исполнении, но бесстрастнее машины, — тоже концерт неважный».

(Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.
  • Сочетание типичного и конкретного
  • Чувства, отношения создателя
  • Мастерство
  • - И, наконец, еще одна важная составляющая художественного  образа  — это обязательное присутствие в творческом процессе фантазии автора. Фантазия делает автора свободным от копирования действительности, дает ему свободу выбора.

Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.
  • Сочетание типичного и конкретного
  • Чувства, отношения создателя
  • Мастерство
  • Фантазия

Подводя итог можно сделать вывод. Художник берет  образ  из реальности, наполняет его духовностью, обогащает своей фантазией, передает типичное и конкретное,  а также свое личное отношение. Также важно применять специфические средства определенного вида искусства.

Подведем результаты. Ребята, какая  команда  набрала большее количество открыток? Поздравляю, вы получили возможность получить на полбалла выше в практической работе.

  1. 4. Практическая часть.

Сегодня  нам, дорогие художники, предстоит нарисовать «портрет – образ» натурщика при помощи мягкого материала – пастели, угля, сангины на выбор. Приемы работы вам знакомы. На уроках рисунка вы уже  пользовались этим материалом. Напоминаю,  что это сыпучий материал, и для лучшего его сцепления с бумагой лучше использовать шероховатую сторону листа. Существующие приемы работы показаны в таблице на доске.

Последовательность работы указана на  следующем слайде. Прошу следовать этой схеме

  1. Изучение внешности и лица портретируемого и сопоставление его с какой либо исторической эпохой, профессией или героем для усиления восприятия образа.
  2. Легкое композиционное построение на листе с размещением портретируемого и соответствующих атрибутов.
  3. Уточнение характерных черт, светотеневая моделировка образа.
  4. Обобщение художественного образа

Есть лица – подобие жалких лачуг,

Закрыты решетками, словно темницы.

Иные, как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошек ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен,

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот!

Н. Заболоцкий

Самостоятельная работа учащихся.  Параллельно с учащимися педагог выполняет свой вариант проекта «портрета-образа», делает замечания.

 

  1. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка. Давайте оценим ребята результат нашего проекта «портрета-образа». Первым этапом вы самостоятельно оцените вашу работу. Насколько,  считаете вы, справились с проектированием образа. Рядом с Вашей я поставлю свою оценку, которую поставлю с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности. Средний балл наших оценок пойдет в журнал. Два человека проанализируйте свою работу по заданной схеме.

Итог. Завершение. Анализ.

На этом занятии мы совместно попытались на основе натурного изображения создать художественный образ.

Памятка для защиты проекта - образа.

1.      Какой по характеру образ создавали вы?

2.      Какие материалы вы выбрали для реализации своего замысла? Почему?

3.      Какие приемы работы вы использовали? Чем это было оправдано?

Домашнее задание эскизы композиции « Я- герой», автопортреты для данной композиции в свободной технике. Подумайте и решите, какой материал и какие выразительные средства вы бы выбрали для решения автопортрета. Спросите друзей. С каким материалом, цветом, формой, образом  вы ассоциируетесь у них.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев