Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКОУ СОШ с.Утманово Подосиновского района Кировской области, с.Утманово
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 14.04.2017
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 3836
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Урок позволяет показать связь предметов, учит применять на практике теоретические знания, отрабатыва...
Технологическая карта урока математики по теме "Равенство фигур" (5 класс)
 
 

Технологическая карта урока

математики в 5 классе по теме «Равенство фигур»

с использованием электронного приложения

к учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Школа

Образовательное учреждение: МКОУ СОШ с.Утманово Подосиновского района Кировской области

Учитель

Семенова Людмила Александровна

Класс

5

Предмет

математика

Тема

Равенство фигур

Дидактическая цель урока

Создание условия для осознания, осмысления и личностного восприятия блока новой учебной информации, формирования общеучебных навыков, активизация познавательной активности и самостоятельной деятельности

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты

Предметные:

  • формировать умения определять равные фигуры;
  • повторить правила сравнения фигур;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • высказывать своё предположение на основе учебного материала;
  • различать и осуществлять выбор равных фигур;
  • отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в  своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • проводить классификацию по заданным критериям;
  • проводить сравнения, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь полно и точно выражать свои мысли;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

  • проявлять познавательный интерес к изучению темы;
  • осознавать важность и необходимость знаний для человека;
  • формировать и развивать умения работать в парах;
  • прислушиваться к мнениям других;
  • объективно оценивать свою работу.

Образовательная цель

Способствовать формированию знаний о равных фигурах, знакомству с алгоритмом сравнения фигур

Развивающая цель

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод

Воспитательная цель

Привитие интереса к предмету, воспитание математической речевой культуры

Педагогические технологии

системно – деятельностный подход в обучении, элементы проблемного обучения

Методы обучения

Беседа, метод обучения в парах, мозговой штурм

Средства обучения

Презентация, электронное приложение к УМК, учебник, карточки

Формы организации познавательной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, групповая (парная), коллективная

Ресурсы урока

  1. Учебник: Математика, 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.К.Муравин, О.В. Муравина. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Электронное приложение  к учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной «Математика. 5 класс» Дрофа, 2012
  3. Техническое оборудование: ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, экран, моноблоки для учащихся
  4. Учебные материалы: лист самоконтроля (приложение), сигнальные карточки,  презентация, карточки с заданиями, калька

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

  • Добрый день ребята! Я рада видеть вас! Я попрошу вас взяться в парах за руки, улыбнуться друг другу, пожелать мысленно удачи и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.

Перед вами на партах лежат листы самоконтроля (приложение 1), подпишите их и  отметьте на них свой настрой на работу (слайд 2)

 

  • Перед вами изображены геометрические фигуры. На какие группы можно разделить данные фигуры? (слайд 3)

 

  • Каких размеров бывают фигуры?
  • Назовите равные фигуры.                       Ответы учащихся фиксируются на доске
  • Можем ли полагаться только на зрение, чтобы сказать, что эти фигуры равны?

Приветствуют учителя, приветствуют друг друга, слушают его, отмечают свое эмоциональное настроение в листах самоконтроля

 

 

Ученики подписывают листы самоконтроля и отмечают свой настрой на урок

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают:

  • по форме
  • по размерам
  • по цветам

 

 

 

 

Отвечают

Называют равные фигуры.  Ответы фиксируются в листе самоконтроля.

Высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Коммуникативные: слушают учителя и вступают в диалог

Познавательные:

ставят перед собой цель «Что я хочу получить сегодня от урока?» или «Чему я должен сегодня научиться на уроке?»

2. Актуализация

и пробное  учебное действие.

  • Выполните тест «Зрительные иллюзии»
    • Взаимопроверка.

Для взаимопроверки на рабочем столе моноблоков откройте электронное приложение к УМК. Найдите: (слайды 4, 5)

  • Глава 1. Натуральные числа и нуль
  • 5. Равенство фигур

Откройте объекты  урока и найдите объект «Зрительные иллюзии»,  запустите объект.

 

 

Оцените:

«+»  – правильно выполнено задание

«–»  –  неправильно выполнено задание

  • Заполните лист самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Равны ли фигуры? (слайд 6)

Как же устанавливать равенство фигур или доказать, что фигуры неравные?

Можем ли полагаться только на зрение?

Если полагаться на зрение нельзя, то, как нам решить эту проблему?

Какие фигуры мы уже умеем сравнивать и с помощью каких инструментов?

Как определяли равенство этих фигур?

 

  • Теперь мы можем сформулировать тему урока?

Итак, тема нашего урока?

  • Чётко проговаривает тему и фиксирует на доске

 

Выполняют тест «Зрительные иллюзии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики меняются работами

 

 

 

 

 

  • Выполняют взаимопроверку

на рабочем столе моноблоков находят электронное приложение к УМК, главу 1 «Натуральные числа и нуль», раздел 5 «Равенство фигур», открывают объекты урока и запускают объект «Зрительные иллюзии». Слушают и выполняют задания.

 

 

 

 

 

Заполняют лист самоконтроля

Ученики отвечают

  • равные
  • неравные

 

 

 

 

 

Только на зрение полагаться нельзя.

Нужно знать правило для сравнения фигур.

Сравнивали отрезки, для этого использовали линейку или циркуль. Для сравнения окружностей использовали циркуль, для сравнения углов  –  транспортир.

Ученики отвечают

  • Как определить равенство фигур произвольной  формы?
  • Равенство фигур.
  • Какие фигуры называются равными?
  • Понятие о равенстве фигур.

(Тема фиксируется в тетрадях)

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные: анализируя, сравнивая и выполняя предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие

3. Выявления места и причины затруднения.

  • Посмотрите на фигуры (слайд 6). Как установить равенство изображенных фигур?
  • Можем ли мы сразу «на глаз» сказать, равны ли фигуры?

 

  • Так чем вы сейчас будете заниматься?
  • Как  вы будете искать этот способ?

 

 

 

Нет

 

 

 

 

  • искать способ сравнения фигур
  • Думать, рассуждать, искать информацию.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: слушают учителя и вступают в диалог, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют своё мнение

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

  • Сформулируйте цель своей деятельности?
  • Запишите цель урока на листе самоконтроля

 

  • Что вам поможет в  достижении своей цели?
  • Обратимся за помощью к электронному приложению к УМК Глава.1, раздел 5. Равенство фигур, объект «Форма и размер» (на экране через проектор).  Прослушаем информацию.

 

 

 

  • Откройте учебник на странице 46, составьте алгоритм установления равенства произвольных фигур

Слайд 7

  • Пользуясь этим алгоритмом выполнить задание из учебника №137
  • Проверка выполнения № 137                       (слайд 8)
  • Заполните лист самоконтроля
  • Понять смысл нового понятия «равенство фигур»
  • узнать определение
  • научиться сравнивать произвольные фигуры

Информация из учебника

 

Учащиеся прослушивают информацию о формах и размерах фигур, о различных  приемах установления равенства фигур

Алгоритм

1. Скопировать на кальку одну из фигур.

2. Наложить копию на вторую фигуру так, чтобы они совпали. При наложении кальку можно переворачивать.

3. Если фигуры совпали, то фигуры равны.

4. Если не совпали, то фигуры не равны.

 

 

 

С помощью кальки  учащиеся определяют равенство фигур.

После проверки учащиеся фиксируют  свои результаты в листе самоконтроля.

Предметные:                     формируют навыки установления равенства произвольных фигур,  решают практические задачи

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,  выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют своё мнение

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планируют  учебную деятельность, проявляют познавательный интерес к изучению темы

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход действий

5. Реализация построенного проекта.

  • Выполним задания из учебника № 138, 142, 143. Работая в парах, выясните какие приемы удобнее применять для нахождения равных фигур. И что при этом использовать циркуль, линейку или кальку.
  • Работа фронтальная, проверка № 138, 142 с помощью сигнальных карточек
  • Заполните лист самоконтроля

 

 

Учащиеся работают в парах

В № 138 установить равенство фигур можно сравнением форм и подсчётом клеток в фигурах (по определению равных фигур)

В № 142 при сравнении сторон квадрата и ромба можно применить различные приемы, используя при этом как циркуль и линейку, так и кальку

После проверки учащиеся фиксируют  свои результаты в листе самоконтроля

Предметные: формируют навыки установления равенства произвольных фигур,  решают практические задачи

Коммуникативные: планируют сотрудничество с учителем  и одноклассниками

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность

6. Физкультминутка.

Учащиеся стоят около своих парт. Поочередно выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом и наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом

 

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

  • Возьмите карточку (приложение 3) и проверьте равенство фигур. Сравните полученный результат с вашим ответом в начале урока. У кого был правильный ответ?                                                                   Работа по карточкам (приложение 3)

 

 

 

  • Заполните лист самоконтроля

 

 

 

  • Задание из учебника №148.                            Работа фронтальная, проверка с помощью сигнальных карточек
  • Заполните лист самоконтроля

 

Учащиеся выполняют задание по карточке, проговаривая  приемы для установления равенства фигур.

Карточка

Учащиеся фиксируют  свои результаты в листе самоконтроля.

№148.Закончите предложения.

1)        Отрезки равны, если равны их …(длины)

2)        Окружности равны, если равны их …(радиусы)

3)        Квадраты равны, если равны их …(стороны)

4)        Фигуры равны, если …(полностью совпали при наложении)

Учащиеся выполняют задание, фиксируют  свои результаты в листе самоконтроля

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность при работе

Коммуникативные: планируют сотрудничество с учителем  и одноклассниками

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, выделяют и осознают то, что усвоено и что ещё подлежит усвоению

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют алгоритм решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепочку рассуждений

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Самостоятельная работа

Инструкция по выполнению самостоятельной работы (слайд 9):

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу согласно инструкции

на рабочем столе моноблоков находят электронное приложение к УМК, главу 1, раздел 5,    объект   «Контрольный тест № 6» и выполняют его.

Выполняя задания теста заполняют лист самоконтроля

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность при работе

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, выделяют и осознают то, что усвоено и что ещё подлежит усвоению

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют алгоритм решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепочку рассуждений

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • Связь с жизнью. Приведите примеры, где в жизни  вы встречались с равными фигурами, как строятся эти равные фигуры.

Раскрой  ткани, т.к. при этом используются выкройки, которые накладываются  на ткань. Штамповка узоров на тканях, обоях, одинаковых рисунков на одежде.

Приводят свои примеры, делятся своими наблюдениями, предположениями

Познавательные: проводят сравнения, регулируют ход мыслей, строят речевые высказывания

Коммуникативные:

слушают и понимают речь других, стараются полно и точно выражать свои мысли, вступают в диалог

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

 

 

Урок подходит к концу. Пора подводить итоги.

  • Подсчитайте количество баллов и выставьте себе оценку
  • Сдайте лист самоконтроля.
  • Ответьте на вопросы  (слайд 10)

 

  • Оцените свою деятельность на уроке, прикрепив ромашку на доску:
  • с 5-ю лепестками – вы сегодня на уроке достигли поставленной цели, все поняли и успешно справились с заданиями
  • с 4-мя лепестками –  при достижении цели были допущены ошибки при выполнении заданий
  • с 3-мя лепестками – если цели вы не достигли, мало что поняли и плохо выполнили задания

Проводят самооценку результатов своей деятельности, соотносят цель и результаты, степень освоения, сдают лист самоконтроля, отвечают на вопросы

 

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, стараются полно и точно выражать свои мысли, вступают в диалог Регулятивные: оценивают, выделяют и осознают то, что усвоено и что ещё подлежит усвоению

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

10. Домашнее задание

№ 151, 153

Принести ножницы и модели параллелограмма, прямоугольника, круга, вырезанные из плотной бумаги.

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Фамилия, имя __________________________________________________________________

Моё настроение ________________________________________________________________

Цель урока ___________________________________________________________________________________________________

Лист самоконтроля

Баллы за правильный ответ

Максимальное  количество баллов

1

Тест «Зрительные иллюзии»  (приложение 2)

 

3 балла

2

№137 (из учебника)

 

1 балл

3

Работа в паре

(задания из учебника)

№ 138

№ 142

№ 138 – 2 балла

№ 142 – 2 балла

4

Карточка (приложение 3)

 

3 балла

5

Контрольный тест № 6

 

5 баллов

6

 

Количество  баллов –

Оценка

 

Итого:    «5» -  15  –  16  баллов

«4» - 11 –  14 баллов

«3» - 8 –  10 баллов

«2» - 0 –  7 баллов

Приложение 2

Тест «Зрительные иллюзии»

  1. 1.

 

  1. 2.

 

  1. 3.

Приложение 3

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев