Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "Стрелецкая СОШ" филиал в с. Авдеевка, Тамбов
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 09.02.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 17144
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Технология оценки достижения метапредметных результатов освоения основной программы по химии
 
 

доклад по теме: «Технология оценки достижения метапредметных результатов в рамках предметной области «Химия»»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки нового инструментария для оценки достижения метапредметных результатов образования в условиях реализации ФГОС.

К настоящему времени полностью отработана система оценки и диагностический инструментарий для оценивания образовательных достижений учащихся в начальной школе. Что касается основной школы, то на федеральном уровне пока модель оценки образовательных достижений находится в стадии разработки, не апробирован и диагностический инструментарий по оценке предметных, и, что особенно актуально, личностных и метапредметных результатов обучения.

Максимально точно оценить достижение метапредметных результатов обучения химии возможно при выполнении индивидуального или коллективного проекта.

Я использовала диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения химии в рамках выполнения группового проекта, разработанный по образцу инструментария для начальной школы Логиновой Ольгой Борисовной, включающий текст задания, лист планирования и продвижения по заданию, лист самооценки, сценарий проведения занятия, рекомендации по организации работы групп, памятку, информационные ресурсы для выполнения проекта, лист наблюдения, отчет.

Приведу  технологию оценки метапредметных результатов на примере группового проекта «Что мы знаем о кислотах», проведенного в 8 классе.

Класс делится на четыре группы, которые работают одновременно. Для их работы оборудуются четыре рабочие зоны: «круглых стола» (две составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы раскладываются:

  • листы с заданием (по числу участников группы),
  • листы индивидуальных планов (по числу участников группы),
  • листы планирования и продвижения по заданию (один на группу),
  • листы самооценки (по числу участников группы),
  • ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры.

В классе должны быть компьютеры, принтер, проектор, экран и зона для презентаций, поэтому целесообразно проводить такой урок в кабинете информатики. Кроме того должен быть стол с информационными материалами на бумажных носителях: подборка информационных ресурсов о кислотах: их строении и многообразии, об основных свойствах и др.:

  • тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.;
  • иллюстрации;
  • интересные факты «А знаете ли вы …».

Обучающиеся могут выполнять проект, пользуясь как уже известными им сведениями о кислотах, так и привлекая дополнительные источники информации. Задавая общую проблематику («Что мы знаем о кислотах»), проект не ограничивает возможности выбор тематики обучающимися. Поэтому целесообразно предоставить как можно более широкий, и в то же время – структурированный перечень информационных источников.

Для выполнения проекта можно предложить имеющиеся в школьной библиотеке:

1)                учебники, учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения по химии (причем желательно не только те, по которым шло обучение);

2)                периодические издания, содержащие любые доступные детям материалы о кислотах;

3)                статьи, научно-популярные книги;

4)                текстовые и иллюстративные материалы из Интернета.

Основные требования к предлагаемым обучающимся источникам:

  • научная достоверность содержащихся сведений,
  • доступность языковых средств,
  • небольшой объём и/или чёткость структуры, допускающие беглое «проглядывание» текста.

Урок проводился мной, учителем химии,  и педагогом – организатором, т.к. в школе нет психолога. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений были приглашены старшеклассники – по одному человеку на каждую группу.

Я, как учитель, организовывала проведения урока, оказывала необходимые консультации и помощь обучающимся, в том числе – по организации их деятельности. Помощь при этом не носила характера прямой подсказки. Я так же проводила общее наблюдение за процессом работы групп.

Педагог – организатор проводил инструктаж наблюдателей по заполнению карты наблюдений, включая совместное пробное заполнение карты наблюдений. Инструктаж проводится за один день до выполнения проекта. Во время  проведения урока педагог – организатор оказывал необходимые консультации и помощи наблюдателям, при необходимости – корректировала результаты наблюдений, а так же проводила общее наблюдение за процессом работы групп.

Наблюдатели заполняли карты наблюдений за работой групп.

Во время проведения урока я объявила тему урока и поделила  обучающихся на группы. Группы составляются по списку в журнале: первые 5 человек в списке – первая группа, вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д.

Я предложила каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы поставили на рабочий стол данной группы.

Сначала  обучающимся было предложено прочесть текст задания, обращается внимание на то, что они могут выбрать любую тему в рамках проекта, что должны решить, что они будут делать – плакат или презентацию, показывается, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами.

Затем предлагается обучающимся прочесть советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания:

1. обсуждение темы, формы представления результата;

2. составление плана работы (обучающиеся находят лист планирования);

3. выполнение задания;

4. контроль за выполнением задания ( находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

5. представление результатов;

6. голосование за лучший проект;

7. самооценка (обучающиеся находят лист самооценки);

Задания рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы могли выполнить их примерно за 15 – 20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать обучающимся закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока я и педагог – организатор оценили степень готовности каждой группы (если необходимо, то можно продлить время выполнения проекта).

По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Я объявляла докладчиков и прикрепляла к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусматривались регламентом проведения занятия. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.

После заслушивания докладов всех групп  я просила каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» наблюдатели подводили  итоги «голосования», а обучающиеся в это время заполняли лист самооценки.

В отчете о результатах голосования указывалось общее число проголосовавших за каждый проект и, сколько из общего количества голосов принадлежит членам этой группы. Такой подсчет легко осуществить, если выполнено условие, оговоренное выше, – каждой группе выдаются стикеры своего цвета.

В конце занятия все учащиеся собирались вместе и были объявлены проекты-победители (темы, вызвавшие наибольший интерес) и группы, выполнившие эти проекты. Мы поблагодарили детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и попросили каждую группу собрать и сдать:

  • лист планирования и продвижения по заданию,
  • листы самооценки,
  • подготовленные плакаты.

В принципе занятие рассчитано на 45 минут. Из них:

Этапы занятия

На первом этапе

В будущем, когда проектная деятельность станет привычной

организационный этап

15 – 20 минут

10-15 минут

выполнение проекта детьми

до 40 минут

20-25 минут

презентации работ группами

до 20 минут

6-10 минут

взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

до 15 минут

3-4 минуты

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта  по каждому из четырёх критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев