Цитировать21.04.2010 01:44Рейтинг: 1Отлично
 

 

«Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются.

К. Ушинский

         В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Но при введении инноваций нельзя отрываться от традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов.

Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения.

         В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. В моем кабинете установлены и максимально эксплуатируется: проектор, ноутбук, аудиосистема, персональные компьютеры, с 3 четверти 2010 года активно используется веб-камера. 

         Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера,  поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая  в ребёнке  умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

         В этом я вижу актуальность моей темы.

         Профессор Герман Константинович  Селевко в своей работе «Современные образовательные технологии» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

         В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

- самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

- работать в группе и принимать решения;

- использовать новые технологии информационные и коммуникативные;

         Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе.

         Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию  с целью активизации учебной деятельности  школьников.

         Выдвинутая мною гипотеза предполагает, что использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников в образовательном процессе.

         В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали:

- Идея развивающего обучения. («Проблемы развивающего обучения» Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Суть: Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знани­ям и практическим умениям, но и научным понятиям, художествен­ным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потреб­ность в познании.)

- Идея практико-ориентированного подхода; («Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию». Ялалов Фарит Габтелович, действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнекамского муниципального института. Суть: Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. В основе практико-ориентированного образования лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки)

- Идея использования новых информационных технологий; (Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Роберт Ирэна  Веньяминовна - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института информатизации образования Российской академии образования.)

         Информатизацию образовательного пространства школы я рассматриваю как:

-Оснащение кабинетов современной техникой (ноутбук, проектор, интерактивная доска);

-Проведение уроков информатики;

-Проведение кружков и курсов, направленных на углубленное изучение отдельных компьютерных программ («Pinnacle», «Adobe Premiere Pro» и т.п.);

-Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней;

         Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначил основную цель описания моего педагогического опыта: создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.

         Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;

2. Формировать информационную  культуру, информационную  грамотность, информационную компетентность ученика;

 3. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (русский язык, литература);

 4. Повышать уровень обученности и качества знаний;

 5. Совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;

В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую информационно-коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения.

         Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций.

         Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;

- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации;

Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий.

● I. Методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя;)

● II. Методика использования творческих заданий на уроках литературы с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint,   Movie Maker (создание рекламных роликов, презентаций, видеофильмов и т.д.

● III. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках и русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки литературы 9 класс» изд.дом «Равновесие», «Уроки литературы», «Уроки русского языка» изд.дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.) В обучающих программах, таких как «Уроки литературы 9 класс» ученикам предоставляется возможность дополнять, редактировать данный материал (я и сам это поощряю), что  способствует поиску ученикам новой информации, получению навыков самообразования и делает процесс обучения максимально увлекательным. С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн», т.е. здесь и сейчас), проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

         Я применяю программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Я работаю за клавиатурой, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Дети делятся на группы, где работают совместно, а я ввожу результат в компьютер.

Формы организации занятий с использованием ИКТ:

Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, проведение предпрофильных курсов  «Медиапрограммы» и т.д.

         Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.

         Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.

Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

         В зависимости от типа урока  по-разному  можно использовать ИКТ в своей работе. Так, при изучении в 5 классах темы «Морфемика» мы знакомимся с понятием «связанные корни». В учебнике под редакцией Ладыженской  и Баранова этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку (Урок 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера,  сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником.

 

         Очень удобно использовать компьютерные технологии и при повторении пройденного материала. Например, повторение по теме «Не с существительными»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.

На уроке, посвященном изучению произведения К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» ученики имели возможность посмотреть отрывки их мультфильмов, снятых  по этой сказке, причём один мультик был снят в 1973 году, а другой – в 2003, это способствовало развитию у учеников умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Также прозвучала музыкальная композиция Ю.Энтина «Дорогою добра», что способствовало созданию положительного эмоционального настроя на уроке и было напрямую связано с тематикой произведения.

         Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева.

 

5. Систематизация и закрепление материала.

На уроках закрепления изученного материала  использование мультимедийного проектора также значительно повышает интерес к предмету. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы после приставок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками». Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, множество тестов представлены в игровой форме (для 5 классов. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют) и максимально приближенной к ГИА (для 9-х классов. Что позволяет ученикам менее эмоционально воспринимать итоговую аттестацию). Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций. К тому же, ученики тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно...

         Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить  каждому ребенку. Уверенные  в своих знаниях ученики,  быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».

            Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную  проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и  комфортно.

Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ, вслепую доверяя компьютерным программам,  и все изложение учебного материала перепоручить технике. При очевидных достоинствах, например такого программного продукта как «Кирилл и Мефодий»,  у него  все же есть недостатки. Так, некоторые темы ошибочно внесены в курс  5 кл., например, «Сложносокращенные слова», «Правописание суффиксов имен прилагательных», «Четыре вида корней с чередованием». А вот тема «Глагол» отсутствует вовсе. Таким образом, есть несоответствие учебной программе.

Из этого делаем вывод, что учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника.

         Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором и экраном при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий , при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, - 5 классами, Мovie Maker, Excel, Домашняя фотостудия 2.10 и т.п. – 9 классами,  что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее.

         На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

         Основной задачей интерактивного оборудования является повышение эффективности подачи материала.

         Итоги анализа использования ИКТ в развитии познавательного интереса школьников, в частности на уроках литературы в 5 классе, позволили обнаружить следующее: развитие познавательного интереса к литературе как учебному предмету увеличилось с 37 % школьников, в начале учебного года, до 70 % школьников в конце 3 четверти (2009-2010 уч.год).

         При этом учащиеся стали также больше читать книг, смотреть телепередач, посвященных литературным произведениям, русским и зарубежным писателям (По результатам анкетирования, проведённого 19.03.2010). Наблюдения показывают, что применение информационных технологий значительно снижает страх школьников в процессе самовыражения на уроке (не нужно стоять перед всеми, у доски) – это особенно актуально для 5 классов, так как у них проходит период адаптации к основной школе, стимулирует творческую активность (можно многое самостоятельно пробовать).

1-1 из 1
First page
Previous page
1
Next page
Last page