Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. У них есть возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью.
Ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению. Третий год веду в гимназии курс «Риторика». Риторика как учебный предмет отвечает этому важному социальному заказу, потому что учит школьника анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем он говорит, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Риторика помогает школьнику стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит детей к будущей жизни - успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимальных решений проблем вместе с сотрудниками и начальством; возможно, общаться с клиентами или подчиненными.
Какие новые методы и приёмы расширения диалогового пространства можно использовать, развивая коммуникативную компетенцию учащихся?