Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» Конспект открытого урока по окружающему миру «Из чего что сделано» Учитель начальных классов: Харисова Зимфира Галимзяновна Набережные Челны Из чего что сделано? Цели урока: Познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; дать представление о производстве чугуна, стали, бумаги; воспитывать бережное отношение к природным богатствам. Оборудование: презентация, интерактивная доска. Ход урока: • Организационный момент. • Повторение пройденного материала: - Что такое экономика? - Из каких частей состоит экономика? -Связаны ли друг с другом разные части экономики? -Как взаимосвязаны промышленность и торговля? Промышленность и сельское хозяйство? Строительство, промышленность и транспорт? - Зачем нужны деньги? - Раньше не было денег. Как люди обходились без них? - возможно ли сегодня обходиться без денег? Почему? III. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах, сделанных руками человека. - Как рождается книга? - Как делают шерстяные вещи? - Откуда берутся ложки, вилки и ножи? Всё это сделано руками человека из природных материалов - древесины, металла, шерсти. Но чтобы природные материалы превратились в разнообразные вещи, нужны знания и большой труд людей. Вот об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. • Практическая работа. На слайде различные предметы из глины, шерсти, металла, дерева. Задание: Разделить все предметы на группы так, чтобы в каждой группевсе вещи были сделаны из одного материала. - Все эти предметы хорошо знакомы вам. Назовите их и объясните , для чего они служат. - Что общего у всех этих предметов? V. Игра “ Что из чего?» - Из чего же и как изготовлены человеком эти вещи? ( уч-ся выбирают то , из чего изготовлен каждый предмет иобъясняют, как он изготавливался. ) Давайте проследим путь от глины , добытой в карьере , до нашей вазы, используя слайды и рисунки учебника с. 105. - Можем ли мы с вами изготовить эти вещи? Ваши родители? Почему? ( нужны знания и большой труд многих людей) - Людей, которые глиняную и керамическую посуду, называют ГОНЧАРАМИ. • Физминутка. • « Что из чего?» - продолжение беседы. Далее рассматривается цепочка: линейка, тетрадь--- кусок древесины---иллюстрация заготовки древесины. - Понятно, что линейка сделана из древесины с помощью станков. А вот тетрадь как родилась? Как родились наши с вами учебники и книги? ( в этом помогут разобраться слайды и учебник с.106.) Детям предлагается самостоятельно составить рассказ о том, как рождается книга. Рассматривыется цепочка: ложка, кастрюля---слайды добычи и плавки металла. - Из чего делают железо? Учитель рассказывыет и показывает слайды о железной руде, добыче и выплавке железа. - А как делают шерстяные вещи? Детям предлагается составить рассказ по учебнику с. 107. Учитель дополняет ответы детей показом слайдов. • Закрепление. Работа в тетради с.20. задания 1, 2. • Итог урока: - Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же человек берёт материал для их приготовления? ( в природе). - На что же должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы? ( слайд) Добывая различные материалы , люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, - рана на поверхности земли. Вырубленный лес – это уничтоженный «дом» многих растений и животных. Вот почему природные богатства нужно беречь – ведь они не безграничны. - Если неразумно использовать, не беречь природные богатства, к чему это может привести? ( К безжизненной пустыни, так как не будет леса, не будет и животных, и растений, не будет и человека.) Ещё надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. • Самооценка работы на уроке. • Домашнее задание: Прочитать материал учебника с. 104-109. Ответить на вопросы текста. Использованная литература: Программа: «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков –2008г. Программа: «ОБЖ и культура здоровья» Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Учебно-методический комплект по окружающему миру для четырехлетней начальной школы (автор А.А.Плешаков) включает в себя следующие учебники и пособия: -« Мир вокруг нас». Учебник для 2 класса, в двух частях; Москва «Просвещение» 2008 г. - Тетради для 2 класса. - Методическое пособие для учителя (автор А.А.Плешаков) 2010г. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» Программа 1-4 (2010г)