| ||||||||||||||
|
| |||||||||||||
Отечественная война 1812 годаОтечественная война 1812 г.
Цель урока: рассказать о первом этапе Отечественной войны 1812 г. План урока: 1. Причины войны; вторжение в Россию наполеоновских войск. 2. Кутузов в армии; 3. Бородинское сражение. Сожжение Москвы. Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр. Важнейшие даты: 12 июня 1812 г. - начало Отечественной войны, 24-26 августа -Бородинское сражение. Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов, М. И. Платов, Ф. П. Уваров, Даву, Ней, Мюрат. Оборудование урока: схемы 9 и 10 на вклейке учебника; соответствующие карты атласа и контурные карты, презентация Рекомендуемая организация урока I. Проверка домашнего задания К неудачам русское внешней политики следует отнести: поражение под Аустерлицем и Фридландом; разгром союзников России Австрии и Пруссии; Тильзитский мир с Францией, который нанес ущерб российской экономике. С другой стороны, Наполеон, победив в сражениях Россию и Пруссию, не вторгся в пределы России уже в 1807 г. и не заставил Россию воевать на два фронта, что можно считать относительным успехом. Среди несомненных успехов следует назвать победы в войнах со Швецией, Персией и Турцией, в результате которых к России были присоединены Бесарабия, Финляндия, Грузия и часть Закавказья. В целом результаты российской внешней политики были противоречивы. На восточном и северном участках Россия добилась несомненных успехов. В Европе Россия не смогла противостоять наполеоновской Франции, но и не понесла сокрушительного поражения, сохранив силы и моральный дух для будущих сражений и побед.
II. Изучение нового материала 1. Учитель сообщает: Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, сначала направленных против революционной Франции, а затем - против наполеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России отнюдь не было подорвано. Российское дворянство очень негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы. - Давайте перечислим причины новой войны России с Францией. Ученики отвечают на основе сведений, полученных на прошлом уроке. Учитель дополняет. Затем предлагает начертить в тетрадях таблицу:
Учитель сообщает: накануне вторжения французская «Великая армия» значи-| телыю превосходила противостоящую ей российскую. Против 600 тыс. Наполеона:| русские могли выставить не более 220 тыс. человек. Следует иметь в виду, что в | целом российская армия также насчитывала около 600 тыс. человек, часть которых,; следовало держать для прикрытия других направлений. В то же время, нужно иметь» в виду, что только около половины войска наполеона составляли французы, осталь-5) ные были солдатами армий покоренных и союзных с Францией государств. _ Что вы знаете о принципах комплектования российской и наполеоновской армий? (Французская армия комплектовалась путем всеобщего воинского призыва, российская же армия состояла из набираемых на долгую службу рекрутов, что не позволяло быстро мобилизовать большие силы.) Запись на доске: Начало войны: 12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России. Запланированный доклад ученика на несколько минут «Планы сторон. Дрисский лагерь». При докладе ученик должен показывать планируемые операции сторон на карте. Учитель сообщает: Теперь посмотрим, как на самом деле протекали военные действия. Работа с учебником, настенной картой, схемой 9 на вклейке учебника (или соответствующей картой в атласах) и заполнение контурных карт: вначале учитель показывает расположение русских войск и армии Наполеона накануне вторжения, затем, опираясь на учебник (§ 57, с. 133-134), показывает на карте места сражений и путь отступления русских армий. Ученики отмечают это на контурных картах. Запись на доске: 22 июля - соединение русских армий в Смоленске. Учитель сообщает: Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии поодиночке. Общее командование принял на себя Барклай де Толли как военный министр. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение. Запись на доске: 4-5 августа - сражение под Смоленском. В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной крепостью. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы. Работа с картой: учитель показывает путь отступления русской армии вплоть до с. Бородино.
2. Работа с учебником: учитель или кто-то из учеников читают о назначении Кутузова главнокомандующим и его прибытии в армию. Учитель дополняет: Вот как пишет современник-француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь Дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».
3. Работа с контурной картой. Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, которое решил дать М. И. Кутузов. Запись на доске и в тетрадях 26 августа 1812 г. - Бородинское сражение.
Запланированный доклад ученика «Бородинское сражение». Ученик должен аРанее нарисовать схему сражения на доске и при рассказе опираться на нее. Учитель дополняет: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражений — у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля местами была буквально закрыта трупами.
Запись в тетрадях: Флеши — полевое земляное укрепление в форме тупого угла. Учитель сообщает: После Бородинского сражения Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Бородинского сражения до исхода французов из Москвы не состоялось ни одного масштабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отрезанными от баз снабжения. Большой урон французским войскам наносили действия партизанских отрядов. Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о совете в Филях и решении оставить Москву, с. 137. Работа с историческим источником: прочтите документ в конце § 57 - 3-й абзац на с. 139 - до слов «... на атаку». Запись в тетрадях: 2 сентября — совет в Филях. Решение — оставить Москву.
Оставление Москвы, плюсы и минусы
Учитель сообщает и показывает на карте, ученики отмечают на контурных картах: Вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. Отступая из Москвы, Кутузов с помощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда во главе с Мюратом. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Калужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы. Это был знаменитый Тарутинский маневр. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вскоре начался огромный пожар, уничтоживший 3/4 построек.
III. Итог урока Итак, в начальный период войны инициатива принадлежала армии Наполеона. Бородинское сражение не выявило победителя, французы продолжали наступление на Москву. Но, захватив Москву, в которой пожары уничтожили провиантские склады, «Великая армия» оказалась на грани голода. Домашнее задание Заполнить анкету: Анкета* 1. Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С какими из мнений согласны лично вы? Взято из книги: Кириллов В. В., Чернова М. Н. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России Х1Х-ХХ вв. - М.: 2000. - С. 43-44. а) Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело. б) Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей. в) Чувство Родины существовало, существует и будет существовать. г) Родина - это главное, что есть у каждого народа и человека. д) Такая проблема меня не интересует. 2. Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина? а) Да. б) В целом - да. в) Зависит от обстоятельств. г) Нет. д) Трудно сказать. 3. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 г. С какими из них вы согласны? а) Отечественная война 1812 г. была великим подвигом народа, защищающего свою независимость. б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несли наполеоновские армии. в) Это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной французской империи. г) Французская армия внесла в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 г. Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира. д) Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем. 4. Уже более ста восьмидесяти лет обсуждается вопрос: надо ли было сдавать французам Москву. Как считаете вы? а) Да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит, и России не было. б) Следовало дать бой у стен столицы и на се улицах, а не уходить без сопротивления. в) Необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Бородина. 5. Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предложения? а) Да, полностью. б) В принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег. в) Нет, сейчас не время этим заниматься. г) Лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения. д) Надо бы и сохранившиеся памятники снести. Полученные и обработанные учителем результаты анкетирования подскажут, на какие вопросы следует обратить большее внимание.
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |