| ||||||
|
| |||||
Отечественная война 1812 года. продолжениеОтечественная война 1812 г. (продолжение) и заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг.
Цель урока: рассказать о втором этапе Отечественной войны 1812 г. и заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. План урока: 1. Противостояние двух армий, партизанская война. 2. Отступление Наполеона из Москвы, гибель французской армии. 3. Заграничный поход русской армии; 4. Венский конгресс. Основные понятия: «Битва народов», реставрация, Венский конгресс, Священный союз. Важнейшие даты: 12 октября 1812 г. - сражение под Малоярославцем, 4-7 октября 1813 г. - «Битва народов» под Лейбцигом, весна 1914 г. - капитуляция Парижа, падение Наполеона, июнь 1815 г. - сражение при Ватерлоо. Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов, М. И. Платов, Ф. П. Уваров, Даву, Ней, Мюрат,. Меттерних К.-В. Блюхер. Оборудование урока: схемы 9 и 10 на вклейке учебника; соответствующие карты атласа и контурные карты. Рекомендуемая организация урока I. Изучение нового материала 1. Противостояние двух армий - Наполеон, заняв Москву, несколько раз предлагал Александру I начать переговоры о мире, но русский царь отказывался - почему? (По представлениям Наполеона война была окончена. В генеральном сражении у с. Бородино он победил русскую армию и занял «сердце России» - Москву. Русские - побежденная сторона — должны были выслать послов и просить мира. В дальнейшем в результате голода и моральной деградации французской армии, он тем более был заинтересован в примирении. Русская армия, напротив, занимала хорошую позицию, была обеспечена всем необходимым и пополнялась войсками и вооружением. Боевой дух армии был очень высок. Промедление с наступлением зимы было на руку русским. Большую роль в этом сыграла и твердая позиция самого царя, который отказывался начать мирные переговоры до изгнания захватчиков из пределов России.) Учитель сообщает: Придворная группировка, выступавшая за заключение мира с Наполеоном, не смогла возобладать, благодаря воинственным настроениям в армии и среди генералитета. Положение «Великой армии» в Москве быстро ухудшалось. Она оторвалась от своих тыловых баз, развернувшееся партизанское движение сковывало действия французских фуражиров и грозило полностью нарушить коммуникационную линию французов. Французы в Москве замерзали и голодали. Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о действиях партизанов, § 58, с. 141 и отвечают на вопросы: - Насколько мощным было партизанское движение в России? (Партизанское движение было действительно сильным и всенародным. Партизаны наносили врагу весьма чувствительные удары, занимали небольшие города, грозили отрезать французов от своего тыла и баз снабжения.) - Какие два направление в партизанском движении вы можете назвать? (Некоторые отряды возникали совершенно стихийно. Они состояли из крестьян, отставших солдат и руководились как правило невоенными людьми, зачастую самими крестьянами. Организованные партизанские отряда Фигнера, Давыдова, Сеславина, Дорохова действовали более организованно, во многом с ведома командования.) 2. Учитель сообщает: Находясь в лагере под Тарутиным русская армия быстро восстанавливала силы. Прибывали ополченцы и регулярные войска, русская армия получила перевес над французами в артиллерии. Французы попытались прорваться на юг в плодородные южные губернии, однако были остановлены русскими войсками в двух сражениях - под Тарутиным и под Малоярославцем. Последнее сражение предопределило судьбу армии Наполеона, поскольку стало окончательно ясно, что на юг ей прорваться не удастся. Сражение было чрезвычайно упорным, сгоревший город несколько раз переходил из рук в руки. Французы заняли город, однако им не удалось прорваться, русская армия занимало весьма удобную для себя позицию. С этого времени стратегическая инициатива переходит в руки русского командования. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
Запись в тетрадях: Начало октября — сражение под Тарутиным. 12 октября — сражение под Мачоярославцем.
В контурных картах ученики отмечают места и даты сражений. - Чем было вызвано нежелание Наполеона отступать по Смоленской дороге? (Неговоря о том, что само по себе отступление было позорным и означало неудачное завершение московского похода, французам пришлось отступать по разоренной дороге, на которой невозможно было пополнить запасы продовольствия и активно действовали партизанские соединения. Но с другой стороны, это был кратчайший путь к собственным тыловым базам.)
Работа со схемой учебника 10, атласами и контурными картами: ученики следят по атласам за рассказом учителя (учебник, с. 142) и отмечают на контурных картах места и даты сражений, данных при отступлении французов из Москвы). Особо отметьте сражение под с. Красным, в котором был полностью разгромлен арьергард французов, а командующий маршал Даву едва избежал плена.
Учитель сообщает: Покидая Москву, Наполеон имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Армия Кутузова двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Однако русская армия также была измотана и в последних боях практически не участвовала. Около р. Березины французская армия была окружена с трех сторон русскими армиями. Казалось, у него нет выхода. Пленение Наполеона означало бы немедленное окончание войны.
Работа с контурными картами: ученики отмечают р. Березину и место сражение с переправившейся армией Наполеона.
Работа с историческим источником: учитель читает, ученики отвечают на вопросы. Из воспоминаний очевидца (В. Левентштерна): «Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истребленного неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал все по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить верст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником; без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов. <...> Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для переправы, так как наша армия не преследовала его по пятам. <...> Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березины до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления. Надобно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. <...> Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал свое дело, погубив этих несчастных».
Учитель дополняет: После переправы Наполеон покинул армию и в санях под чужим именем и с небольшой свитой срочно выехал в Париж - набирать новую армию. - Выскажите свое мнение по поводу такого поступка Наполеона. - Почему Чичагов не мог, по мнению очевидца, задержать французов? (Войска не находились в тесном соприкосновением с противником и командующие не смогли разгадать маневр Наполеона, сделавшего вид, что будет переправляться в другом месте.)
Учитель дополняет: см. учебник, с. 142, мелким шрифтом. - Кончились ли после Березины беды французов? (Нет, потери, голод и холод армия терпела вплоть до прихода в Вильно. Отступление превратилось в беспорядочное бегство.)
Учитель сообщает: В середине декабря французская армия переправилась через Неман, покинув пределы Российской империи. 6 января 1813 г. Александр I подписал манифест об окончании войны.
3. Учитель сообщает: Зимой 1813 г. военные действия были перенесены за границы Российской империи. Вскоре сложилась очередная, 5-я антинаполеоновская коалиция. Мини-игра: учитель задает вопрос, затем просит высказаться двух добровольцев — один за Кутузова, другой за Александра. - В русском обществе были две точке зрения на то, стоит ли продолжать войну с Францией после изгнания французов из Италии? Кутузов склонялся к тому, чтобы заключить мир, царь был за продолжение войны - обоснуйте обе точки зрения. Кутузов: За освобождение Европы придется проливать кровь русских солдат. Русская армия устала и понесла большие потери - она нуждается в отдыхе. Россия разорена нашествием. Новая война станет слишком тяжелым бременем для России и армии. Полный разгром Франции выгоден только Англии. Александр: Наполеон, оставаясь у власти, останется опасным противником России. Если дать ему передышку, то Европа останется в его руках. В случае продолжения войны можно рассчитывать на поддержку Пруссии, а затем, возможно, и других стран, покоренных Наполеоном.
Учитель сообщает: Война была продолжена. В середине января 1813 г. русские войска р.ступили в пределы Герцогства Варшавского. После изгнания Наполеона из Россия судьба военной компании и Европы была еще далеко не решена. Наполеон путем дополнительной мобилизации сумел довольно быстро собрать новую большую армию. Первые большие сражения в Европе были выиграны наполеоновской армией. Дух его не был сломлен. По мнению историков, как раз именно в ходе боев 1814 г. за Францию с наибольшей силой проявился военный гений Наполеона. Работа с учебником и контурными картами: ученики читают материал учебника о заграничном походе русской армии (с. 143), отмечают на контурных картах места и даты крупнейших сражений, путь союзных и французских войск и составляют конспект: - Зима 1813 г. - союз России и Пруссии, освобождение Берлина и части Германии; - Весна 1813 г. - прибытие Наполеона с новой армией; - Апрель - смерть М. И. Кутузова в г. Бунцлау (Германия). Назначение П. X. Витгенштейна главнокомандующим; - Осень 1813 г. - 5-я антинаполеоновская коалиция (Россия, Пруссия, Австрия, Швеция, Англия); - 4—7 октября — «Битва народов» под Лейпцигом, опражение Наполеона; - Конец 1813 - начало 1814 г. - вступление союзников во Францию; - Весна 1814 г. — капитуляция Парижа. Наполеон сослан на о. Эльбу, восстановление во Франции власти Бурбонов; - Весна 1815 г. - побег с о. Эльба и 100 дней Наполеона; - Июнь 1815 г. - сражение при Ватерлоо, Наполеон окончательно разбит и сдался англичанам.
4. Запись на доске и в тетрадях: 1814-1815 гг. — Венский конгресс.
- Какова была цель созыва конгресса? (Решить вопрос о послевоенном устройстве Европы, заново обозначить границы, восстановить свергнутые династии на своих престолах, пресечь возможность возникновения революций в Европе^) - Какие страны участвовали в конгрессе? Кто играл главную роль? (Представители всех европейских государств. Главную роль играли Россия, Австрия и Англия. Франция принимала участие на равнее с другими странами.) - Каковы были требования России, удалось ли их реализовать? (Россия настаивала на сохранении целостности Франции в дореволюционных границах. Этого удалось достичь. Попытки других стран отторгнуть от нее ряд территорий провалились. Другим требованием России была передача ей территории Герцогства Варшавского, то есть большей части польских земель. Россия настаивала на этом как страна, внесшая наибольший вклад в победу над Наполеоном. При поддержке Пруссии, которой возвращалась Саксония, удалось включить большую часть территории Герцогоства в состав России. Александр I предоставил автономию польски.» землям под названием Царства Польского в составе Российской империи, даровав Польше конституцию и восстановив Сейм (Парламент).)
Учитель дополняет: По окончании конгресса русский, прусский и австрийский монархи подписали договор о Священном союзе государей, который был призван обеспечивать незыблемость решений конгресса и препятствовать развитию революционных движений в Европе. Монархи также договаривались о совместном и мирном решении возникающих конфликтов. Вскоре все европейские монархи присоединились к союзу. Запись в тетрадях: Создание Священного союза. - В чем историческое значение Венского конгресса? (Он создал стабильную систему международных отношений в Европе, что позволило в течении почти 40 пет сохранять мир в Европе.)
II. Итог урока Итак, из антинаполеоновских войн Россия вышла не только победительницей, она упрочила свой международный престиж. Александр I укрепил свой авторитет и роль в решении международных вопросов. Домашнее задание 1 § 57, 58 учебника. 2. Прочтите документ в конце § 58, с. 145-147 и выполните задание к нему.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |