Новости

Финансирование или независимость?


Дискуссия о том, как сбалансировать контроль со стороны государства и свободное самоопределение образовательных организацийНынешние расклады в финансировании и контроле для образовательных учреждений заставляют искать хоть какой-то выход от излишней, анекдотической формализации и переизбытка контроля. Об этом шла речь, когда положение дел в отечественном образовании обсуждали сами педагоги и преподаватели – участники недавнего Гайдаровского форума. Как стало известно 17 января 2015 в СМИ, во время дискуссии пришли к выводу: финансирование от государства в свое время пришло очень солидное, но вал отчетности, свалившийся на педагогов, просто «убил» все вложенные в образование средства.

В среднем обычную школу могут проверить до 5 раз в месяц, при этом сюда могут зайти организации, о работе которых сами наставники и администраторы школы и не знают. Естественно, приходится видеть и взаимоисключающие требования от этих контролеров: то ли в садике должны заниматься лишь уходом и присмотром за малышами, то ли нужно весомые образовательные услуги.

Еще одно – как установить «тревожную кнопку», если школа есть, а ближайшее пожарное подразделение от нее в трехстах километрах? Как сделать возле школы обязательный пожарный бассейн, если она работает в зоне вечной мерзлоты? Вложенные деньги в обмен на результат – вполне оправданы, если бы не завал бюрократических требований, под которыми ни учителя не видят детей, ни дети – наставников.

Свобода или унификация? Заставит ли финансовый кризис попросту ввести единые учебники и одеть всех детей одинаково? Формальная сторона обучения – не самое сложное решение. Совсем оставить школы без присмотра не получится, но почему учителя должны составлять программные планы и при этом как-то находить время для собственной работы?

Еще один вопрос – как легализировать неизбежные сборы денег в фонды школ и классов. Они формально запрещены, но, по словам научного руководителя Института образования И. Фрумина, это реальные миллиарды рублей. Учитывая инфляцию, можно предположить, что реальные потери бюджета образования будут гораздо больше, чем заявленные 10 процентов.

Что будет в высшем образовании? Финансирование в целом не меняется, если не считать целевых программ, а ответственность самих ректоров усилится. Сейчас, по словам ректора НИУ ВШЭ Я. Кузьминова, вузы получают до 0,8 процента ВВП, а в более развитых странах – от 1,5 до 1,2 процента. По сравнению с этим у российских вузов – голодный паек, что выглядит странно по сравнению с тем, как увеличили в 2015 году свой бюджет отечественные силовые структуры.

Фото – «Московский комсомолец».



Теги: образование  вузы  школы   | Дата публикации: 17.01.2015 13:09
 
Комментарии
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев
Действия
Рейтинг
0 оценок