Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ СОШ 32 города Белово, Белово
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 29.06.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 11334
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Современное общество предъявляет к образовательным учреждениям новые требования. Модернизация россий...
Социализация выпускников в условиях класса филологического профиля
 
 

Социализация выпускников в условиях класса филологического профиля

Томилова Светлана Борисовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 города Белово», город Белово
School32_belovo@mail.ru


Современное общество предъявляет к образовательным учреждениям новые требования. Модернизация российского образования  определила новые цели, сориентированные на развитие личности школьника. Профилизация требует формирования у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников школы.
В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования понятие «компетенция» определяется как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Для того чтобы ученик мог самореализоваться, быть успешным, необходимо развивать компетентностный  подход в образовании.
Сегодня востребованными в жизни общества оказываются люди, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные или профессиональные проблемы. А это значит, что выпускник школы должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них, т.е. должен обладать набором компетенций, которые формируются в течение всей его школьной жизни, особенно в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Ведь целью современного профильного образования является создание условий для реализации человеком своих сил и способностей, жизненного самоопределения.
Изменение подходов к определению целей образования потребовало, чтобы педагогический коллектив нашей школы совместно с обучающимися и их родителями поставил главной  задачей своей деятельности воспитание    выпускников, «могущих поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения» (Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Таким образом, социализация школьников стала неотъемлемой частью профильного обучения.
Отраслью специализации экономики  не только нашего города, но и области является угольная промышленность, что создает определенные трудности в социализации обучающихся, не обладающих склонностью к техническим наукам. К сожалению, зачастую, такие школьники не видят способов самореализации в существующем экономическом пространстве. Способы социализации, почерпнутые ими в семье или социуме, не позволяют сформировать собственную образовательную траекторию и ведут к ложной социализации.
Работая  с обучающимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки мы увидели,  что существует достаточно большая группа ребят,  заинтересованных в глубоком изучении языка. Эти школьники уже с 7 класса изучали два иностранных языка, посещали групповые занятия по языку, рассматривая зачастую эту деятельность  как хобби, а не как сферу будущей профессиональной деятельности. При этом жизненный сценарий носил достаточно расплывчатый, неопределенный характер « поеду куда-нибудь, поступлю куда-нибудь». Обучающиеся не видели для себя перспектив в Кузбассе,  не осознавали конкретных сфер самореализации, т.е. навыки социализации практически отсутствовали.
Педагогический коллектив нашей школы, проанализировав сложившуюся ситуацию, разработал программу экспериментальной деятельности, направленную  на социализацию обучающихся со склонностью к гуманитарным  наукам. На базе нашего учреждения был создан единственный в городе профильный филологический класс.
Стратегия модернизации российского образования предусматривает приоритетное развитие коммуникативных компетенций обучающихся. С точки зрения  содержания образования – это русский язык и иностранные языки, которые как раз и изучается   в филологическом классе на профильном уровне.  
Иностранный язык как общеобразовательный предмет вносит неоценимый вклад в социализацию   выпускника. Изучение в классе филологического профиля трех языков (русский, английский и немецкий) ведет к формированию  способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, разными социальными ролями в коллективе. Школьники не только овладевают родным и иностранными языками,   но и приобретают навыки  общения с иноязычной культурой. Более того,  глубокое изучение  русского языка, который в классах филологического профиля преподается как часть культуры русского народа, позволяет школьникам осознать  более глубоко свою принадлежность к русской нации  и строить именно на этой ( а не на космополитической, как это, к сожалению, случалось раньше) свои отношения с культурами других народов. Ученики  становятся толерантными, приспособленными  к общению с другими культурными ценностями.  Изучение иностранного языка на коммуникативной основе дает обучающимся навыки общения.  Обилие упражнений, выполняемых в группах сменного состава,  способствует развитию навыков социализации в малой группе.
В результате проделанной работы  мы получили следующие результаты.
В рамках городской методической площадки «Формирование автономии обучающихся средствами иноязычной культуры»  обучающиеся достигли достаточно   высокого уровня развития речевых умений. Они приобрели устойчивый  интерес к изучению не только практических аспектов языка , но и  стремление к теоретическим исследованиям в области филологии, что подтверждается многочисленными победами в олимпиадах, всероссийских и международных конкурсах, научно-практических конференциях.
У обучающихся появилось желание общаться с иноязычной культурой и ее представителями. Так на базе нашей школы постоянно проводятся городские фестивали исполнителей  песен на иностранных  языках, фестивали  культуры народов мира, активно работают элективные курсы  лингвострановедческой направленности, театральный коллектив на иностранных языках.
У выпускников филологического класса повысилась личностная самооценка,  они смогли осознать свое место в экономической структуре индустриального Кузбасса.  Школьники смогли определить  конкретные образовательные цели. Уже   к середине 10 класса,  большинство обучающихся четко сформулировало для себя перечень тех сфер человеческой деятельности, где они могли бы найти себе применение. У них сформировались навыки рефлексии и самооценки.  Многие обучающиеся смогли определить перечень приоритетных профессий и построить на этой основе свою  дальнейшую образовательную траекторию, дополнив имеющийся перечень предметов филологического профиля необходимыми элективными курсами и самостоятельной работой по самообразованию под руководством педагогов школы.  

Литература

1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Мир книги, 2001. – С.288.
2. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.  – 2003. - №2. – С.58-64.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев