Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1594, Москва
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 11.08.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 30053
Рейтинг публикации
5 оценок
Другие публикации автора
сценарий педсовета рассматривает способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельнос...
Педсовет «Современный урок – современный учитель»
 
 

Педсовет «Современный урок – современный учитель»

 

Цель: рассмотреть способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся

 

Участники: педагоги лицея

Регламент: 1 час  30 минут

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы (комплект приложение 1-8)

Рабочая группа педсовета: директор лицея, заместитель директора по УВР, научный руководитель ГЭП, председатель кафедры технических дисциплин, председатель кафедры гуманитарных дисциплин, председатель кафедры естественных дисциплин, педагог-психолог.

Ход педсовета:

I. Информационный блок.

Директор.  Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.

Изменения охватили и систему российского образования. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В 2009 г. разработан проект национальной образовательной инициативы“ Наша новая школа”, ключевые параметры которой должны получить распространение в 2011-2015 гг. Позвольте напомнить основные направления работы:

1. Обновление образовательных стандартов. Они должны включать три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам освоения образовательных программ должны включать не только знания, но и умения их применять, т.е. выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе его социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах РФ.

2. Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать как специальную систему поддержки талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей. Расширить систему олимпиад, соревнований, конкурсов и т.д. Разработать и осуществлять модели дистанционного, заочного, очно-заочного обучения. Учение через всю жизнь.

3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием. Вводится новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования. Центральное место в обновленных квалификационных требованиях занимают профессиональные педагогические компетентности.

4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен измениться. Расширение самостоятельности образовательных учреждений в решении хозяйственных вопросов. Расширение взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: культуры, здравоохранения, спорта, досуга.

5. Здоровье школьника. Большое внимание уделять качественному горячему питанию, медицинскому обслуживанию, спортивным занятиям школьников. Применение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения.

Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование и здесь большую роль играет учитель. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях. Сегодня на педсовете мы будем говорить о тех компетентностях, которыми должен обладать сам учитель и которые должны развиваться у учащихся, чтобы процесс обучения был успешным.

II. Практический блок.

Участники педсовета распределяются на группы по предметным кафедрам.

1 Зам.директора: Какие ассоциации у вас возникают при упоминании понятия «компетентность»? Обсудите вопрос в группах. Время для обсуждения 5 минут.

Представление групп. Варианты ответов группы оформляют на листах, каждой группе выдано 5 листов (по одной ассоциации на лист). Листы вывешиваются на доску и определяются характеристики, представленные группами. Делается вывод о многогранности понятия «компетентность».

Зам.директора: Существует много трактовок понятия “компетентность”, вот некоторые их них:

Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)

Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)

Компетентность – это совокупность профессиональных компетенций. (Соловова Е.Н.)

Есть еще одно понятие, которое так же часто используется в свете модернизации российского образования – это компетенция.

Компетенция ( лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.

Понятия «компетенция» и «компетентность» часто используют как синонимы – это не грамотно.

«Компетенция» - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин «компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции.

Выше рассмотренные нами понятия являются ключевыми в компетентностном подходе в современном образовании.

Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.

В школьной образовательной практике выделяются следующие компетенции.

Ключевые (надпредметные), т.е. те, которые мы можем развивать на любом предмете.

Специальные, которые формируются в рамках отдельного предмета.

Сегодня на педсовете мы будем вести речь о моделировании урока, на котором эффективно формируются ключевые компетенции учащихся.

Общие требования к образованности выпускника можно отнести к ключевым компетенциям. (Приложение 6)

 

2 Выступления  председателей предметных кафедр по заданию: Как можно развивать компетенции учащегося на уроке (из опыта работы).

3 Выступление психолога о мотивации. Самодиагностика учителей (Анкета «Деятельность учителя на уроке»)

4  Выполнение заданий группами: проанализируйте деятельность учителя на уроке с позиции компетентностного подхода.

Зам. директора: Рассмотрим критерии экспертизы компетентностного урока (Приложение 5). Очевидно, что анализировать придется по-новому. По каждому традиционному параметру – четыре уровня педагогического мастерства. Первые два фиксируют умение учителя спланировать и проанализировать соответствующие элементы урока. Третий свидетельствует о том, что учитель умеет грамотно реализовать свои планы. Четвертый уровень реализуют те,  кто не только уверенно владеет теорией и практикой, но и может по ходу занятия реагировать на изменения ситуации в классе, импровизировать, достраивать, менять сценарий разных компонентов урока.

Возьмем стандартный набор параметров, по которым обычно анализируют урок: цель, учебный материал, формы, методы, структура урока, межэтапные связи. Добавим очень важную позицию – «содержание образования», поскольку компетентностный (деятельностный) подход предполагает обучение не материалу, а способам деятельности. Теперь наполним эти параметры содержанием в соответствии с компетентностным (деятельностным) подходом и определим уровневые показатели обучающей деятельности учителя на уроке.

Каждый учитель принес с собой конспект урока и карту наблюдения этого урока (Приложение 7), заполненную коллегами. Задание: провести самоанализ урока с позиции компетентностного подхода, обсудить с коллегами, посетившими урок, полученные результаты. На обсуждение группы выносятся повторяющиеся проблемы, совместно вырабатываются пути выхода из затруднений.

Схема работы в группе (памятка у каждой группы):

- работа индивидуально с таблицами (Приложение 7,8)

- обсуждение в паре, группе

- оформление результатов: на отдельных листах записываются яркие (по мнению группы) приемы формирования компетентностей

-представление итогов обсуждения: лидер группы.

III.  Подведение  итогов

Решение педсовета

1.Отметить положительный опыт учителей эффективного применения современных технологий и  пропаганду опыта работы через систему открытых уроков, семинаров, педсоветов.

2.Систематизировать опыт учителей с целью создания  банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов личностно-ориентированного обучения.

3.Педагогам пересмотреть свои темы самообразования на следующий учебный год.

4.Развивать обмен опытом учителей в рамках декад методического мастерства, семинаров, круглых столов.

5.Психолого-педагогической службе на основе психологической диагностики оказывать адресную помощь учащимся, родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах личностного и социального развития учащихся.

6.Разработать тематику выступлений учителей на следующий учебный год  и провести научно-методическую конференцию учителей с целью активизации учебной деятельности, методической, практической работы по данной теме.

7.Развивать систему накопительной оценки деятельности  учителя  с помощью технологии портфолио.

 

Директор: Закончить педсовет хочется двумя мудростями:

Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Л.Н. Толстой: Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

 

Информационные источники для подготовки педсовета:

Бондаревская Е.В. Учителю о личностно ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. - Ростов-на-Дону., 1998.

Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2000.

Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока // Научно-практический журнал Завуч, № 6, 2000.

Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока // Научно-практический журнал Завуч, 2001, № 3.

Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя//Научно-практический журнал Завуч  № 2, 2001. - Центр "Педагогический поиск".

Пименов А.Ю. Личностно ориентированная школа: утопия или реальность? // Завуч. 2001, № 3 - Центр "Педагогический поиск".

М.М.Поташник  Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007

Т.И. Шамова, В.П. Симонов «Критерии  современного  анализа и эффективности  урока» М., 2006

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Коршикова Н.Г. написал(а) 4158 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Здравствуйте, Евгения Николаевна! Использовали материалы вашего сценария на ноябрьском педсовете. Очень интересно получилось. Спасибо! Творческих успехов!

     
       
     
     
    0 очков