Карточка публикации
Информация об авторе публикации ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Яковлевский политехнический техникум г. Строитель Белгородской области". , Строитель Белгородской области
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 11.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 17906
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
опыт работы преподавателя...
практическое занятие по истории ...
Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России. ...
Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России ...
контрольно – измерительные материалы по учебной дисциплине «Обществознание» для проведения итого...
контрольно – измерительные материалы по учебной дисциплине «История» для проведения итоговой атт...
Обучающий семинар для молодых специалистов...
практическое занятие по истории ...
практическое занятие по истории ...
Основы конституционного строя
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 


Профессиональное училище №16

г. Строитель

Яковлевского района

Белгородской области

 

 

 

Основы конституционного строя

Российской Федерации

 

/открытое учебное занятие по обществознанию

в группе №23, 2курс, профессия «парикмахер» 10.11.2011г./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Разработал:

                            Бабынин С.А. – преподаватель истории

                            и обществознания ГОУ НПО ПУ №16

                            г. Строитель Белгородской области

 

 

 

 

2011г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

                       

по предмету:  Обществознание

 

                                                                                   Учебное занятие №25-26

Тема учебной программы:

 Политическая сфера.

 

Тема учебного занятия:

Основы конституционного строя Российской Федерации.

 

Цели учебного занятия:

1. Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.

2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как  правового демократического государства.

3. Способствовать формированию и развитию политической культуры, активной жизненной позиции, позитивных качеств личности.

4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.

 

 

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и способов деятельности.

 

Формы проведения учебного занятия:

Лекция с элементами самостоятельной работы.

 

Материальное обеспечение учебного занятия:

Конституция Российской Федерации (у каждого учащегося).

ПК. Презентация.

Дидактический материал.

 

 Меж-  и  внутри-  предметные связи на учебном занятии:

Право – «Система российского права».

История – «Становление новой России».

Обществознание – «Современные подходы к пониманию права».

 

 

 

 

 

 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

 

п/п

Ход  занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время  мин.

I

Организационный этап:

2

II

Этап актуализации:

2

III

Этап изучения нового материала:

25

IV

Этап закрепления и обобщения нового материала:

8

V

Этап контроля и самоконтроля:

3

VI

Этап информации о домашнем задании:

2

VII

Этап рефлексии.

3

 

 

 Ход учебного занятия:

 

I. Организационный этап:

 

1.1. Приветствие, контроль посещаемости.

1.2. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

 

II. Этап актуализации:

 

2.1. Новая тема, цели и задачи, план изучения (слайд №2).

2.2. Основы конституционного строя (слайд №3).

- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

 

III. Этап изучения нового материала (в ходе изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу – см. дидактический материал):

 

3.1. Россия – демократическое государство (слайд №4).    

 

Преподаватель:

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан…

 

Учащиеся:

А) Зачитывают статью №3 Конституции РФ:

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Б) Д.А. Медведев (краткая биография).

В) Вносят в таблицу:

- Республиканская форма правления.

- Народовластие.

- Разделение властей.

 

Вывод: Россия – демократическое государство.

 

3.2. Россия – правовое государство (слайд №5).

 

Преподаватель:

Правовое государство – это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов…

 

Учащиеся:

 А) Зачитывают статью №17  Конституции РФ:

 

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Б) Вносят в таблицу:

- Конституционализм (приоритетность принципа права).

- Приоритет прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

- Разделение властей.

 

Вывод: Россия – правовое государство.

 

3.3. Россия – федеративное государство (слайд №6).

 

Преподаватель:

А) ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лат. - союз) - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Это достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства…

 

Б) Согласно ст. 65, п. 1 Конституции РФ, в состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Каков же их статус?

 

 

Учащиеся:

 А) Зачитывают статью №66  Конституции РФ:

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Б) Вносят в таблицу:

- Федерализм в России является основой конституционного строя (в состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов).

 

Вывод: Россия – федеративное государство.

 

3.4. Россия – суверенное государство (слайд №7).

 

Преподаватель:

А) Иммунитет государства (суверенный иммунитет) –

в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств. Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945г.)  и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970г.)…

 

Б) Суверенитет России закрепляется в Декларации

«О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР…

- 12 июня – День независимости России.

 

Учащиеся:

А) Зачитывают статью №4  Конституции РФ:

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

 Б) Зачитывают статью №59  Конституции РФ:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В) Вносят в таблицу:

- Политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России.

- Осуществление защиты суверенитета России.

 

Вывод: Россия – суверенное государство.

 

3.5. Россия – светское государство (слайд №8).

 

 Преподаватель:

А) СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности…

 

Б) статья №28  Конституции РФ:

 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 Учащиеся:

 А) Зачитывают статью №14  Конституции РФ:

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Б) Вносят в таблицу:

- Отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

- Свобода совести.

- Равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

 

Вывод: Россия – светское государство.

 

IV. Этап закрепления и обобщения нового материала:

 

4.1. Основные понятия и положения по теме (слайд №9).

(можно предложить тест – см. дидактический материал).

4.2. Практические выводы по теме:

Учащиеся вносят в таблицу:

  • Российская Федерация есть демократическое, правовое, федеративное, суверенное, светское государство.

 

V. Этап контроля и самоконтроля:

 

5.1. Выводы и замечания по ходу занятия.

5.2. Оценка работы учащихся на занятии.

 

VI. Этап информации о домашнем задании (слайд №10).

 

VII. Этап рефлексии (слайд №11).

 

 

 

Литература:

 

1. Конституция Российской Федерации, - М., Юридическая литература, 2008.

 

2. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);- М., Просвещение, 2008.

 

3. Лухаев Р.Т. Политология,- М., Политиздат, 1996.

 

4. Никитин А.Ф. Основы государства и права,- М., Просвещение, 2000.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

  • http://radosvet.net/2010/03/page/16/

 

  • http://rus.ruvr.ru/2011/09/08/55855302.html

 

  • http://freelance.ru:8080/users/Intect/?work=827464

 

  • http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/image248367_2-1

 

  • http://ru.picscdn.com/domain/dance-magic.ru/

 

  • http://bibsech2010.ucoz.ru/

 

  • http://community.livejournal.com/anticlericalism/939789.html

 

 

 

Дидактический материал.

 

Задание: Заполнить таблицу.

 

Россия как государство по определению:

Основные признаки:

Демократическое государство

 

 

 

 

 

Правовое государство

 

 

 

 

 

Федеративное государство

 

 

 

 

 

Суверенное государство

 

 

 

 

 

Светское государство

 

 

 

 

 

Основы конституционного строя Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал.

 

Вариант ответа.

 

Россия как государство по определению:

Основные признаки:

Демократическое государство

 

 

- Республиканская форма правления.

- Народовластие.

- Разделение властей.

Правовое государство

 

 

 

 

- Конституционализм (приоритетность принципа права).

- Приоритет прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

- Разделение властей.

Федеративное государство

 

 

 

 

- Федерализм в России является основой конституционного строя (в состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов).

Суверенное государство

 

 

- Политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России.

- Осуществление защиты суверенитета России.

Светское государство

 

 

 

 

- Отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

- Свобода совести.

- Равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

Основы конституционного строя Российской Федерации

 

Российская Федерация есть демократическое,

правовое, федеративное, суверенное, светское государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал.

 

Тест для закрепления темы:

«Основы конституционного строя Российской Федерации».

 

1) Политическую власть в стране осуществляет:

1) ректор университета; 2) председатель правительства;

3) директор строительной фирмы;  4) председатель коммерческого банка.

 

2) Что относится к компетенции Президента РФ:

1) расследование уголовного дела;  2) принятие закона о милиции;

3) установление таможенных тарифов; 4) награждение выдающихся деятелей культуры.

 

3) Отличительной чертой демократического режима является:

1) наличие аппарата управления; 2) низкая явка избирателей на выборы;

3) борьба с инакомыслием; 4) гарантированная свобода слова и печати.

 

4) Организация объединяет людей, имеющих общие взгляды

на общественные проблемы. Она добивается контроля

управления страной. Для этого принимает участие в выборах в органы государственной власти. Эта организация называется:

1) профессиональным союзом; 2) парламентской фракцией;

3) политической партией; 4) инициативной группой.

 

5) Президент Российской Федерации:

1) разрабатывает законы; 2) осуществляет управление федеральной

собственностью; 3) разрабатывает федеральный бюджет;

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики.

 

6) Верны ли следующие суждения об организации власти в РФ:

А. В России действует принцип разделения властей.

Б. Президент РФ является главой государства.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

 

7) Верны ли следующие суждения о правовом государстве:

А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом.

Б. Государство с монархической формой правления может быть правовым в той же степени, как и республиканское.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

8) Верны ли следующие суждения о правах человека:

А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своём  достоинстве и в правах.

Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны.

 

9) Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на:

1) законодательную и судебную; 2) законодательную и судебную;

3) законодательную, исполнительную, судебную и контрольную;

4) законодательную, исполнительную и судебную.

 

10) Что не относится к конституционным обязанностям граждан РФ:

1) защищать Отечество; 2) трудиться; 3) платить установленные  законом налоги и сборы; 4) беречь природу.

 

 

 

 

 

Ответ:

 

1 – 2;    2 – 4;   3 – 4;   4 – 3;    5 – 4;    6 – 3;    7 – 1;    8 – 1;    9 – 4;   10 – 2.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев