Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ "СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов", Бийск
Дата публикацииОпубликовано: 16.01.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 20608
Рейтинг публикации
4 оценок
Другие публикации автора
Одним из важнейших способов повышения эффективности урока является усиление его коммуникативной и по...
Средства повышения эффективности урока
 
 

 

МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Бийска

 

 

 

 

 

Средства повышения эффективности урока

Е.А.Несуненко,

учитель английского языка

высшей категории

 

2012 год

Средства повышения эффективности урока

Для реализации практических целей обучения иностранному языку учащиеся должны овладеть основными видами речевой деятельности как способами осуществления общения в пределах, опреде­ленных программой и должно осуществляется на основе зна­чимой для детей информации.

Одним из важнейших способов повышения эффек­тивности урока является усиление его коммуни­кативной и познавательной направленности. Путь к этой цели — непосредственное практическое пользование языком, поэтому необходимо стара­ться ориентировать учащихся при выполне­нии упражнений не на проговаривание, а на говорение, когда у говорящего есть опре­деленная речевая задача.

Очень важным фактором в этом плане служит мобилизующее начало урока — ре­чевая зарядка, которая является одним из важных средств развития инициативной ре­чи учащихся. На уроках можно применять разные виды речевой зарядки: рассказ учителя или просто фразу-стимул, аудиотекст с последую­щим обсуждением, новости, беседу по картинке с неразвернутой ситуацией, факты из жизни класса, учеников. Например, можно рассказать,  как учитель провел Новый год. Ребята задают много вопросов, им интересно, что они поменялись ролями с учителем и спрашивают о том, что их интересует. Или, например, пятиклассникам предла­гается фраза-стимул: I like winter. Winter is better than summer. Учащиеся, используя формулы согласия и возражения, высказывают свою точку зре­ния, обосновывая ее. Например:

P1: I don't agree with you. Summer is better than winter. The weather is usually fine. We swim in the lake, ride my bicycle, play different games.

P2: I think that autumn is the best season. We meet our friends. There is much fruit. And country-side is very beautiful.

Во время речевой зарядки можно отработать изучаемые на данном этапе структуры или использовать для повторения ранее изученные. Например, на урок в II класс можно принести красивую коробку и попросить ребят угадать, что в ней находится, отрабатывая во­просительную форму глагола. Этот прием не надоедает детям.

Очень увлекает школьников работа с кар­тинками с неразвернутыми ситуациями. На­пример, на картинке изображена молодая девушка, модно одетая. Вот как описывают шестиклассники эту ситуацию:

In the picture I can see a beautiful girl. Her name is ... . She is a model. She is 18. Her hair is fair. She is tall. She is wearing a blue dress and a hat. The weather is wonderful. The sun is shining. The girl is going to the park.

Очень важно для развития инициативной речи школьников использовать на уроке кон­кретные факты из жизни страны, школы, самих учащихся. Если кто-то из ребят отметил день рождения или чья-то семья переехала в новую квартиру, можно поговорить на эту тему, если в школе про­ведено какое-то удачное мероприятие, об­судить его. По очереди обращаясь к учащимся, сти­мулируя их к употреблению в речи формул согласия, несогласия, возражения, уточне­ния, завязывается непринужденный раз­говор. Или, например, принести на урок только что полученное письмо или открытку. Ученики, естест­венно, интересуются, кто его написал, где живет этот человек, чем занимается. Можно дать им возможность угадать, о чем сооб­щается в письме. Тот, кто угадал, стано­вится победителем. Варианты здесь различ­ны, важно, чтобы они не повторялись, всегда вызывали у ребят интерес и желание говорить.

Используя так называемые «провока­ционные» вопросы, можно провести неподготовленную беседу на иностранном языке. Например, обращаясь к учащимся одного класса, отметить, что другой класс, наверное, будет победителем в сборе книг для библиотеки: ребята собрали уже 100 книг. Уче­ники, перебивая друг друга, говорят, что их класс собрал больше, рассказывают, какие они собирали книги, кто собрал больше других, а кто вообще не принимал участия.

Очень важно при проведении речевой зарядки использовать различные режимы. Заранее даю ученику определенное ин­дивидуальное задание, например, расска­зать о друге. Беседа проводится в режиме: P1 - P2P3 P4. Учителю нужно учиться вести такую беседу, уметь под­держать разговор, знать возможные отве­ты учащихся.

Вовлечение  всех  школьников  в  активную работу на уроке — это важней­ший резерв повышения его результатив­ности. Использование на занятиях различ­ных режимов (учитель — класс, ученик — класс, ученик — ученик, ученик — ученик — ученик — по цепочке) способствует акти­визации деятельности всех учащихся. Можно при­нести на урок фотографии членов своей семьи, люби­мых артистов, открытки, письма. Ребята расспра­шивают учителя о квартире, о том, как я провела воскресенье, и о многом другом.

Чаще всего использую на уроках пар­ную и групповую формы работы. Это позволяет вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса, обеспе­чить оперативный контроль за работой каж­дого, эффективно управлять деятельностью всего класса. Данные формы работы при­меняю на всех ступенях обучения, но при­учаю детей к ним на начальной ступени, так как именно в этот период закла­дываются основы овладения речевой дея­тельностью.

Работу в парах и группах организую, исходя из определенных задач по овладе­нию каким-либо видом речевой деятельно­сти, чаще всего по овладению диалоги­ческой и монологической речью. При про­ведении групповой работы обычно делю класс на группы по 3—4 человека. В каждую входят ученик-консультант, два средних уче­ника и один слабый учащийся. Даю самые разнообразные задания. Например, на на­чальном этапе предлагаю игры «Буратино», «Упрямый Фома». В начале работы все группы прослушивают диалог-образец меж­ду любопытным Буратино и его партнером. Далее группы работают самостоятельно. Я хожу по классу и помогаю детям, при этом избегаю прямой подсказки, а ис­пользую речевой образец. Время от времени меняю состав групп, чтобы ребята не при­выкали к постоянным собеседникам. Рабо­тая над монологической речью, также делю класс на группы. Вначале ученик-консуль­тант описывает картинку, затем просит менее подготовленного ученика описать ее, среднему предлагается другая картинка. Можно организовать рабо­ту иначе. Ребята в группе по очереди описывают картинку, а затем один из них делает сообщение, остальные стараются до­полнить рассказ своего товарища.

Различные ситуации создаю и с по­мощью средств наглядности, и с помощью различного рода карточек-заданий. Напри­мер, в IV классе при изучении темы «Путешествие» даю группам разные задания: первая группа старается доказать, что самый лучший вид путешествия — самолетом, другая — предпочитает поезд, третья — автобус, четвертая — походы пешком. Каждой группе дается кар­точка с заданием и ключевыми словами. В VI классе при работе над текстом об Англии делю класс на группы, в группах журналисты из различных журналов. Они расспраши­вают школьников о Великобритании. Для развития навыков аудирования учащиеся прослушивают текст и получают задание: первая группа описывает Англию, вторая группа — Шотландию, третья группа — Уэльс и т. д. Две-три минуты даются для обсуждения, и учащиеся составляют сообщения. Для групп или для работы в парах нужно предложить ребятам интересную си­туацию, приближенную к реальной. Напри­мер, я говорю пятиклассникам: «Вы едете в автобусе, рядом с вами сосед, познакомьтесь с ним». Дети охотно выполняют задание.

При групповой и парной работе можно ис­пользовать игровые ситуации и ролевые игры, которые усиливают эмоциональное восприятие материала и в процессе игры уча­щиеся приобретают опыт речевого общения. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха показаться смешным, от стеснительности, тревоги. А именно страх, как известно, форми­рует психологический барьер, сковываю­щий школьников, создающий эмоциональ­ную напряженность. Распределение ролей — важная педаго­гическая задача: нужно учесть интересы ребенка, его психологические особенности. Например, в III классе (углубленное изучение), работая над темами «Семья», «Рабочий день», делю класс на группы по 4 человека (папа, мама, дочь или сын, бабушка). Дается задание: сын пришел из школы, члены семьи спрашивают его, как прошел день. Ученики VII—VIII классов тоже охотно играют, при этом стараюсь создать ситуации, максимально приближенные к реальным. Например, в VII классе разыгрываем сценку «Встреча с чемпионом», в VIII классе — «Карманные деньги». Приведу пример ролевой игры по теме «Путешествие» в 4 классе (углубленное изучение). Группа заранее разде­лена на две подгруппы. Первая подгруппа — иностранные туристы, вторая — представи­тели нашего города. Каждый ученик из пер­вой подгруппы должен был заранее продумать свою роль: назвать имя, профессию, город, в котором живет и подгото­вить вопросы к жителям нашего города. Учащиеся второй подгруппы рассказывали о своем  городе,  отвечали  на  вопросы. Вот примерное сообщение одного из ту­ристов.

My  name  is    Sam Brown.   I   am  a  baker. I   live in Manchester. I came to Russia by plane. The plane was comfortable. My trip was excellent. We saw many places of interest in Moscow. We went to Altai by train. I want to visit ... .

Очень важно помнить об индивидуали­зации процесса обучения речевой деятель­ности, учитывая степень подготовленности ученика на данном этапе, принимая во внимание его настроение в данный момент, зная, чем он интересуется, увлекается. Не стоит заставлять школьника рассказывать о его семье если там, как вам известно, не все благополучно. Способ­ным учащимся можно дать индивидуальные за­дания на уроке или перед уроком: под­готовить рассказ, продумать вопросы, помочь найти необходимый  дополнительный материал. Именно они чаще всего готовят рассказы о происходящих событиях и проводят речевую зарядку. На­пример, беседуя о Москве с сильным уче­ником, даю дополнительные тексты о мо­сковском университете, о метро и музеях. Слабым учащимся даю карточки с ин­дивидуальным заданием, например по те­ме «Путешествие»: I went to (Moscow, London, camp) in summer. I went there by (train, plane, ship, bus, car).The trip was   (enjoyable, not enjoyable). В течение двух-трех уроков такой слабый ученик составляет рассказ о путешествии. (Задание дается на определенном этапе урока и занимает 5—7 минут.)

При проведении заключительного урока по теме «London» школьники выбирают (в соответствии со своими интересами) под­темы: «Из истории Лондона», «Лондон — столица Великобритании» и т. д.; подбирают соответствующий материал и го­товят небольшие сообщения.

В своей работе стараюсь использовать все компоненты УМК, ИКТ и интерактивную доску, которые способствуют интен­сификации учебно-воспитательного про­цесса.

Использованные ресурсы:

  • УМК «Английский язык» Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А для 3 класса школ с углубленным изучением английского языка, Москва, «Просвещение», 2001
  • УМК «Английский язык нового тысячелетия» для 7-8 кл. под ред. О. Б. Дворецкой и др. - Обнинск: Титул, 2009
  • УМК «Английский язык нового тысячелетия» /New Millennium English для  5 класса под ред. Н. Н. Деревянко и др., Титул, 2010
  • УМК «Millie» для 3 класса под ред. С.И.Азаровой и др. – Обнинск: Титул, 2009
  • «Иностранные языки в школе», № 1-8, 2004-2007гг.,         

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев