Карточка публикации
Информация об авторе публикациигимназия № 5 г. Морозовска, Морозовск Ростовская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 08.12.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15636
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через создание диалогового пространства в обучении
 
 

Развитие коммуникативной  компетенции учащихся через создание диалогового пространства в обучении.

 

Матвеева Ольга Ивановна, учитель русского языка, литературы и риторики МБОУ  гимназии № 5 г. Морозовска Ростовской области.

В 5 – 11 классах веду курс школьной риторики, автором    программы и учебников является Т. А. Ладыженская.   В центре  внимания данного курса человек, который общается,  общение, обучение эффективному общению.

Формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в захлёстывающем потоке самой разнообразной информации.

Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальные письма (с просьбой, благодарностью и т.д.); выступать с публичной речью (приветственной, поздравительной и т.д.); вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.

Считаю, что ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе «Требования к уровню подготовки учеников» декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Мой многолетний опыт работы словесника убеждает, что развитие речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных ас­пектов работы на уроках родного языка не решает основной задачи риторики.

Эта задача — формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерени­ем и т. д. Значит, этим умениям надо специально учить.

Детей, привыкших делить мир на черное и белое, учу на уроках риторики гуманитарному мышлению, направляю на поиск разных вариантов ре­шения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека?  Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?), помогаю  будущим членам общества ис­кать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развиваю­  способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Формирую на уроках риторики  позитивное отношение к миру, к личности.

Направляю детей на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, развиваю аналитические навыки. Анализируя речевую ситу­ацию,   учу детей адекватному речевому поведению, то есть учитывать, с кем  они  говорят, с какой целью, где, когда и как. Тем самым   помо­гаю ребенку вырасти в личность, совершающую меньше  ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.

Готовлю детей к будущей жизни — успешной работе в коллек­тиве, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с сотрудниками и руководителями; возможно, общаться с клиентами или подчиненными. Следовательно, выполняю на уроках риторики важный социальный заказ.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как   отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Использую на уроках риторики инновационные методы и приёмы.

Как правило, урок я начинаю с речевой разминки.

Это упражнения-задачи, развивающие

•        дыхание;

•        речевой (в том числе интонационный) слух;

•        навыки четкого, отчетливого произношения;

•        навыки интонирования.

Ортологические упражнения охватывают слова, которые часто произно­сятся неправильно (в частности, с нарушением ударения).

Импровизационные задания - это задачи на развитие словесной импровизации, импровизационных способностей, стимулирующих развитие воображения, фантазию детей.     Помимо того, чтобы развить умение выступать спонтанно,  предлагаю темы для импрови­зации — отклики на события в стране, школе, классе, например:

—Что вы думаете о безотметочном обучении?

—Каковы ваши впечатления о выставке школьных рисунков?

Интересно ли у нас прошел день здоровья? и т. д.

Кроме того, импровизационные выступления даю и на отвлечен­ные темы, например:

—Для чего живет человек?

—В чем заключается счастье?

—У природы нет плохой погоды...

Риторический анализ (что сказал говорящий, что он хотел сказать, что сказал ненамеренно).

Риторические задачи (выяснить, кто говорит, с какой целью, о чём, как, где).

Риторические игры (кто или какая команда веселее, смешнее и т.д. расскажет, сочинит считалку, быстрее и чётче произнесёт скороговорку).

Речевые формы уроков риторики  диктуют и его структурную организацию, и иное общение на уроке. Поэтому и формы уроков становятся нетрадиционными.

Например,

  • урок-литературная редакция в 10 классе по теме «Заголовочный комплекс газеты».
  • Урок-творческая мастерская в 8 классе на тему «Инсценировка», где ребята учились писать сценарий по первичному тексту, афишу. Распределив роли, сами играли сценки.
  • Урок-игра «Что? Где? Когда?» в 5 классе по теме «Объявление. Афиша».
  • Урок-дискуссия в 9 классе. Тема – «Дискуссия. Спор. Дебаты»
  • Урок-праздник в 8 классе, где мы знакомились с темой «Застольное слово», а в 10 классе учились произносить официальный тост.
  • В 10 классе  я провела  урок-вежливый отказ по теме «Отказ от предложения руки и сердца».
  • В 11 классе мы побывали в «Школе рекламиста», учились читать лекцию в теме «Я – лектор. Условия успеха публичного выступления». Ведь чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать. Надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
  • С 9-тиклассниками были на заочных экскурсиях, когда изучали экскурсионную речь, учились корректно рассказывать анекдоты в теме «А-нек-дот?! Ну да, анекдот!»
  • В 6 классе писали письма в теме «Личное письмо». Делали подписи к фотографиям, а в 7 классе рассказывали историю снимков.

Культивирую на уроках риторики  радость взаимопонимания и доброго отношения с людьми. Поэтому в процессе изучения риторики я решаю некоторые воспитательные задачи, например:

  • Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский);
  • По речи узнают человека и т.д.

Чтобы научить ребят свободному, уместному и эффективному речевому общению,   привношу в класс само это общение во всём его многообразии.

Дмитрий Лихачёв однажды сказал: «Общаясь, люди создают друг друга». Мои уроки риторики – это уникальная возможность   создать из своих учеников думающих, коммуникативно-компетентных людей, для которых слова «культура речи»  не пустой звук, а освоенная реальность.

Таким образом, считаю, что для   формирования коммуникативной компетенции необходимо создание специальных условий общения, особого диалогового пространства,  а система работы должна вызывать необходимость общения, потребность в нём. Учиться общению, общаясь, - основная характеристика коммуникативности.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Ломоносова Ю.А. написал(а) 4225 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Добрый день, уважаемая Ольга Ивановна! Только что с удовольствием присоединилась к Вашей группе, поскольку вижу много близких тем.  Давно занимаюсь проблемами развития коммуникативной компетенции на уроках французского языка. Близка и интересна тема создания эффективного диалогового пространства в обучении.  Ваша публикация выстроена очень логично, привлекает ппрофессиональная постановка целей. Прочитала с интересом. В дальнейшем, с Вашего позволения, хотелось бы обменяться мыслями, познакомить с моим опытом работы.

    Всего доброго,

    Юлия Анатольевна ЛомоносоваУлыбка

     
       
     
     
    0 очков