Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ Цнинская СОШ №1 п.Строитель Тамбовского района Тамбовской области, Тамбов
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 13.11.2016
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 10837
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Методические рекомендации по проектированию элективного курса «Математические основы информатики»
 
 
  1. Актуальность профильного обучения в современной школе



Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Элективные курсы выполняют три основных функции:

  1. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
  2. Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.
  3. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В первую очередь — это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.



  1. Требования к структуре программы элективного курса

При проектировании программ элективных курсов следует обратить внимание на следующие аспекты:
  1. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи.

  2. Чем содержание элективных курсов будет отличатся от базового курса? (Исключить дублирование.)

  3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс? (В библиотеке, у учителя...)

  4. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

  5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?

  6. Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

  7. Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса? (Оценка за курс не ставиться, но в портфолио может поместить отзыв, результат.)

  8. Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

Структурные элементы программы элективных курсов
  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержательная часть.
  4. Методическая часть.
  5. Приложение.

Методические рекомендации по составлению пояснительной записки
  • Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой ...).

  • Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии...), цель должна отражать результат (создать проект...).

  • Обоснование отбора содержания его логике (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено содержание).

  • Общая характеристика учебного процесса (...предусматривает психологию кл.-ур. с/о, модульное обучение...).

  • Указание внутри предметных и межпредметных связей.

  • Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.

  • Характеристика временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в экскурсиях...).

  • Технические указания к тексту программы (для всех один текст, повышенного уровня – другой).

  • Сведения об апробации программы.

Содержательная часть

  • Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени, необходимого на их изучение.

  • Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.

Методическая часть

  • Методические рекомендации.

  • Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения.

  • Развитие компетентности.

  • Более детального представлены технологии обучения и методика по каждой теме.

  • Критерии эффективности реализации программы.

  • Формы и методы контроля.

  • Список рекомендуемой литературы.

Приложения

  • Тематические планирования.

  • Дидактический материал.

  • Дискеты с электронными презентациями.

Программа элективного курса в обязательном порядке должна пройти экспертизу на методическом совете школьного муниципального уровня.

Критерии оценки программы элективного курса

    1. Актуальность содержания программы.

    2. Мотивационный потенциал (насколько интересен).

    3. Диагностичность и процессуальность целеполагания.

    4. Соответствие содержания поставленным целям.

    5. Системность содержания (логическая стройность).

    6. Инвариантность содержания

 

  1. Интеграция в современном образовании

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

В методике естественно-математических дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Интеграция может рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.



  1. Интегрирование элективных курсов



Внедрение интеграции в профильную подготовку позволит учащимся старших классов расширить свои теоретические представления о предметах своего профиля и связях между ними. Например, для учащихся старших классов информационно-технологического, физико-математического и естественно-научного профилей, желающих расширить свои теоретические представления о математике в информатике и информатике в математике весьма полезен будет интегрированный элективный курс«Математические основы информатики». Материал курса позволит раскрыть взаимосвязь этих наук, покажет, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой. Учащиеся получат углубленное представление о математическом аппарате, используемом в информатике, увидят, как результаты, полученные в математике, послужили источником новых идей и результатов в теории алгоритмов, программировании и в других разделах информатики.

Использование интегрированных элективных курсов по информатике и математике позволяет усилить линию алгоритмического мышления, перейти на более высокий уровень знаний, превысить государственный стандарт за счет активизации обучения, совмещать информационные и деятельностные методы, сформировать навыки использования информационных ресурсов и информационных технологий в практике.

Крайне важно отметить, что эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

В интегрированном обучении, при пересечении предметных областей наиболее целесообразно внедрение в учебный процесс именно метапредметных элективных курсов.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев