Карточка публикации
Информация об авторе публикацииУчреждение дополнительного образования "Горловский Городской Дворец детского и юношеского творчества", Горловка
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 27.02.2017
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14121
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
«Позитивная социализация детей и учащейся молодёжи в условиях учреждения дополнительного образования»
 
 

«Позитивная социализация детей и учащейся молодёжи в условиях учреждения дополнительного образования»

Лихоманова Г.Н., зам. директора по методической работе Горловского ГДДЮТ

Социализация – процесс формирования личности средствами социального воздействия, направленного на социальный заказ – воспитание гармонически развитой, конкурентоспособной личности.

Социализация – это приобретение детьми знаний и навыков культуры общения, толерантности, умения различать положительное и отрицательное, умение учиться, ставить перед собой цели, достигать их, не пугаться временных неудач, верить в свои силы, быть компетентным в жизни вообще и в избранной ими области деятельности в частности.

Модель – это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции.

Педагогическая модель – обобщённый мысленный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамическом единстве, в широком социокультурном аспекте) конкретного типологически воспроизводимого способа осуществления образовательного процесса. Компоненты педагогической модели: цели, взаимодействующие субъекты, принципы, содержание, этапы, технологии, результат.

Как известно,образовательный процесс осуществляется в образовательном учреждении или в образовательном пространстве.

Образовательное пространство является структурированным разнообразием отношений между субъектами образовательного процесса. Образовательное пространство это мир, в котором живет человек, т.е. объективная и субъективная реальность. Объективная потому, что она существует независимо от человека, формируется в результате жизнедеятельности всего человечества.

Образовательная среда – это часть образовательного пространства,  совокупность условий, в которых осуществляется его деятельность.

 

Современное  учреждение дополнительного образования  – уникальная образовательная среда, которая имеет самостоятельное социальное предназначение и характеризуется большой открытостью, способностью быстро реагировать на образовательные потребности ребёнка и социума, она представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебно-воспитательного процесса.

 

Актуальность решения проблемы позитивной социализации ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования заключается в том, что все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Именно, дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании.

Педагогическая модель позитивной социализации ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования, которую мы будем рассматривать,  состоит из следующих компонентов:

v Цель: Создание  условий для устойчивого развития сферы дополнительного образования, обеспечивающих:

*       увеличение масштаба деятельности, качества услуг;

*        разнообразие ресурсов для социализации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения;

*       формирование у детей и подростков ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.

v Задачи:

*       обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, физического развития, профессионального самоопределения и творческой самореализации воспитанников;

*       адаптация детей в обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка способных и талантливых детей, реализация программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

v Принципы:

*       доступности дополнительного образования для каждого ребенка;

*       социальной адаптивности к изменяющимся условиям и неопределенности;

*       развития сферы дополнительного образования детей как инвестиционно привлекательной и инновационной;

*       партнерства государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей, их межведомственной и межуровневой интеграции, сетевого взаимодействия;

*       ориентации на различные группы детей в реализации образовательных, воспитательных, социализирующих функций.

 

v Функции:

*       досуговая

*       формирование творческой личности

*       ранняя  профориентация

*       позиционирование учреждения, как структуры, объединяющей семью

*       культурно-просветительская.

 

Процесс создания образовательной среды в учреждении дополнительного образования является процессом двухстороннего взаимодействия, в котором активную роль играют как учреждение (внутренняя среда), которое его формирует, так и общественность (внешняя среда),  которая его  воспринимает.

Известно, что участниками учебно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования являются:

 

  • воспитанники,
    • администрация,
    • педагоги,
    • психолог,
    • родители.

Они и составляют внутреннюю среду  учреждения, тесно взаимодействуя между собой. Какие же функции по социализации воспитанника учреждения дополнительного образования они выполняют? И что делает сам ребёнок, как участник учебно-воспитательного процесса УДО?

Администрация:

- менеджмент образовательной деятельности;

- создание комфортных условий, направленных на охрану безопасности жизне-  деятельности участников УВП;

- налаживание партнерских отношений, способствующих позитивному имиджу учреждения.

Педагог:

- образовательная деятельность, направленная на социализацию личности ребенка;

- воспитание всесторонне развитой, конкурентоспособной личности;

- позиционирование учреждения, как структуры, объединяющей семью.

Психолог:

- диагностика, коррекция личностных качеств воспитанников, направленных на их социализацию;

- профилактическая работа по преодолению негативных явлений в детской и молодежной среде;

- оказание консультативной, практической помощи в решении проблем семейного воспитания.

Родители:

- стабильный интерес к виду творчества, которым занимается ребенок;

- участие в организации УВП и укреплении материально-технической базы учреждения

- формирование позитивного мнения о деятельности УДО.

Воспитанник:

- развитие и свободный выбор видов деятельности;

- личностное и профессиональное самоопределение;

- самореализация.

Под общественностью стоит понимать широкий круг людей, с которыми взаимодействует УДО: будущие воспитанники и их родители, педагоги  и руководители других учебных заведений, работники вышестоящих руководящих органов, члены общественных организаций, спонсоры и меценаты, СМИ  и т.д. Они создают соответствующую внешнюю среду. Каковы же их функции в решении вопроса позитивной социализации ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования?

Будущие воспитанники и их родители:

- получение и распространение информации о деятельности УДО;

- самостоятельное изучение видов творчества в УДО и самоопределение в их выборе;

- оценка качества досуговой функции УДО.

Высшие руководящие органы:

- забота о непрерывном функционировании и развитии УДО;

- контроль качества предоставляемых услуг в УДО;

- создание и сохранение позитивного имиджа учреждения.

Общественные организации, спонсоры, меценаты:

- взаимодействие со всеми структурами УДО с целью совместной деятельности;

- финансовая поддержка одаренных и талантливых детей и учреждения в целом;

- предоставление возможностей для расширения сферы деятельности УДО.

СМИ:

- распространение информации, обеспечивающей известность учреждения   в профессиональных кругах и среди общественности;

- систематическое освещение событий деятельности учреждения;

- установление эффективной обратной связи.

Другие учебные заведения:

- сотрудничество и сотворчество;

- использование творческого потенциала УДО в учебно-воспитательном процессе своего учреждения;

- содействие в самореализации своих  учащихся в системе дополнительного образования.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих АСПЕКТАХ социализации ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования:

- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
- благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

 

Предлагаю остановиться на некоторых составных процесса дополнительного образования, способствующих позитивной социализации ребёнка.

1. Занятия в творческом объединении:

- не только организация детского досуга, но и  отличное дополнение к школьному образованию;

- кружки, всевозможные студии и секции позволяют расширить границы мира ребенка, помогают ему определить свои интересы в жизни;

- возможно, в дальнейшем, именно это занятие станет его призванием и делом всей жизни;

-  общение в новом коллективе, отличном от школьного или детсадовского, крайне полезно. Ребенок не только социализируется в новом окружении, но и учится находить общий язык с детьми разных возрастов в неформальной и творческой атмосфере.

Следует помнить, что главная цель любых дополнительных занятий – самореализация, поэтому они должны приносить ребенку чувство удовлетворения, а это возможно только в том случае, если человек занимается любимым делом.

2. Работа с родителями.

Социализация должна начинаться с просвещения семьи.

Ни для кого не секрет, что нашими первыми помощниками в работе являются родители наших воспитанников. Сформированные родительские комитеты помогают нам в реализации поставленных задач – начиная с занятий с детьми, заканчивая укреплением материальной базы коллектива и учреждения в целом. Родители – это наши союзники, в определённых вопросах коллеги, ну и, конечно же спонсоры.

Семейные выставки, совместные с родителями творческие поездки, праздники, огоньки, уроки-концерты, участие родителей в конференциях, конкурсах, фестивалях, родительские собрания – далеко не полный перечень мероприятий, которые способствуют вовлечению родителей наших воспитанников в учебно-воспитательный процесс, формированию благоприятной атмосферы в коллективе и позитивного имиджа учреждения.

Сотрудничество и сотворчество с родителями наших воспитанников начинается с выбора творческого объединения, в котором ребёнок будет развивать свои творческие способности и доводить их до профессиональных умений и навыков.

3. Уникальность учреждения дополнительного образования.

 

В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность образовательного учреждения, особенности его работы. Частично, это решается через разработку и документальное оформление «концепций», «образовательных программ», «программы развития» учреждения дополнительного  образования. Это необходимое, но не единственное условие формирования внешнего информационного поля  учреждения дополнительного образования  как открытой социально-педагогической системы для потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг.

Для успешности работы любого учреждения, организации, важно заботиться о том, какой информацией о них владеют другие люди, т.е. общественность, которая формирует внешнюю образовательную среду.

В связи с этим, появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных материалов. Примером подобного рода материалов могут стать рекламные проспекты, информационные бюллетени, листовки, информационные письма, буклеты, атрибутивные характеристики раскрывающие особенности направлений образовательной практики  учреждения. Подобные документы и атрибуты могут достаточно полно и в то же время доступно раскрывать особенности деятельности учреждения дополнительного образования, их сущность и специфику, преимущества внедряемых и используемых программ, новаций, традиций, культуру образовательного учреждения.

 

4. Информационное поле учреждения дополнительного образования.

Информационное  поле  учреждения дополнительного образования  призвано оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума и предусматривать следующие виды деятельности:

 

- распространение новостей, связанных с развитием инновационных процессов – разработки, внедрения и использования педагогических новшеств в целях подтверждения  преимущества данного учреждения перед другими;

 

- обеспечение освещения событий деятельности учреждения - установление эффективной обратной связи с внешней средой.

 

- разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в жизни  учреждения дополнительного образования, демонстрировать достижения, полученные в процессе перемен.

 

Одной из современных технологий информационного поля  является обмен важной информацией в группе «ДДЮТ г. Горловка» ВКонтакте. Это даёт  возможность обмениваться сообщениями, при желании вести совместную практическую деятельность. Педагоги могут давать консультации, делиться опытом. Осуществлять  дистанционное обучение. Там же может быть размещена следующая информация: расписание занятий,  знаменательные даты, советы психолога, чему учат педагоги по комплексной программе и т.д.

5. Позитивный имидж учреждения дополнительного образования:

На формирование  позитивного имиджа учреждения  влияют следующие факторы:

-известность учреждения  в профессиональных кругах и среди общественности;

- отношение педагогов к воспитанникам;

- уровень профессионализма, известности  педагогов, их требовательность;

- мнение воспитанников  и их родителей об организации образовательного процесса, уровне обучения, развития и воспитания;

- уровень достижений  воспитанников;

-территориальное расположение, внешнее и внутреннее оформление учреждения;

- открытость  учреждения дополнительного образования.

 

И - интерес к учреждению

М - мнение об учреждении

И - известность в общественных кругах

Д - доверие

Ж - желание посещать учреждение

6. Успешное признание УДО:

Популяризация позитивного имиджа учреждения дополнительного образования, позиционирование учреждения, как неотъемлемой активной составляющей жизни города – залог успешного признания общественностью его деятельности, повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей, направленных на  позитивную социализацию его воспитанников.

Немаловажную роль, я бы даже сказала основную, в формировании позитивной социализации ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования  играет  РЕЗУЛЬТАТ,  на который вместе работают педагоги и его воспитанники.

Таким РЕЗУЛЬТАТОМ можно считать:

-- стабильный интерес ребёнка, его родителей к виду творчества, которому обучается (желательно как можно дольше!);

-- перемены к лучшему в поведении ребёнка, его поступках, отношениях с окружающими;

-- расширение кругозора, повышение степени интеллекта, формирование нравственных качеств личности ребёнка;

-- успешная альтернатива подобным творческим коллективам.

Именно, участие воспитанников творческих коллективов во всевозможных конкурсных мероприятиях - весомый РЕЗУЛЬТАТ повседневной работы. И когда, в момент награждения – за фамилией, именем участника звучит название творческого коллектива Горловского городского Дворца детского и юношеского творчества – это бесценный сертификат качества нашей деятельности.

 

Подводя итоги выше сказанному, можно сделать вывод, что значимой характеристикой современного  учреждения дополнительного образования  является успешно сформированное образовательное и информационное пространство, в котором будет также успешно обучаться, воспитываться и   развиваться личность ребёнка. А конечным результатом будет его позитивная социализация, выражающаяся:

- в расширении перечня образовательных программ в сфере дополнительного образования детей, направленных на самореализацию, профессиональную и предпрофессиональную подготовку детей;

- в повышении жизненных шансов детей из семей с низким социально-экономическим статусом на успешную социализацию и самореализацию;

- в сокращении преступности среди несовершеннолетних;

- в появлении подростковых и молодёжных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей;

- в привлечении детей и подростков из групп социального риска, с ограниченными возможностями здоровья к занятиям творчеством;

 

- в повышении удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;

- в  сокращении асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижении масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;

- в  росте физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, в формировании мотивации к здоровому образу жизни;

- в повышении конкурентоспособности выпускников учреждений дополнительного образования на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций

- во всестороннем удовлетворении образовательных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании.

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев