"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» , п. Сернур
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 28.08.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 23767
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 к...
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 к...
Форма проведения: «В зимнем царстве». Цель: -развитие и коррекция зрительной памяти и психики дет...
Шабалина Н.В. В.Катаев "Грибы". (Урок чтения и развития речи в 3 классе).
 
 

Шабалина Н.В., учитель начальных классов ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2006г. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.

Учебник « Чтение и развитие речи», авторы—составители: З.Н.Смирнова, Г.М. Гусева.

Урок чтения и развития речи в 3 классе по теме:

В.Катаев Грибы.

Форма проведения урока: передача «Окно в природу».

Цель: Ознакомление учащихся с творчеством писателя, с содержанием рассказа.

Задачи:

1.Учить осознанному и правильному чтению вслух целыми словами, соблюдению нужной интонации и знаков препинания; расширить понятия о грибах.

2. Способствовать коррекции недостатков развития речи путём применения разных видов чтения; развития эмоций на основе чтения по ролям; инсценировки части рассказа.

3. Воспитывать мотивацию к учению путем проведения урока в нетрадиционной форме.

Оборудование: портрет автора; иллюстрации грибов; ребус – таблица; иллюстрация «Журавли»; аудиозапись «Звуки леса»; аудиозапись «Мы корзиночки несём»; математический ребус – таблица; корзиночки с грибами; сигнальные карточки, презентация урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Доклад дежурного.

2. Психологический настрой.

Осень, осень, красота

Что же нам ты принесла?

Ты подумай, не спеши

И приметы расскажи.

Дети называют приметы осени по очереди.

Учитель: У нас сегодня необычный урок чтения – урок-передача «Окно в природу». Мы будем думать, читать, правильно говорить, познакомимся с новым произведением. В нашей передаче мы узнаем много нового, интересного, полезного.

II. Речевая разминка.

Учитель: Открываем мы страницу,

Ох, какой же кавардак!

Мы поставим буквы в ряд

Чтоб скороговорку почитать.

1. Чтение скороговорки:

Звенит звонок, звонок зовёт.

Зоя в класс к себе идёт.

Задания:

- чтение глазами (про себя);

- чтение учителем;

- чтение учащихся с ускорением, индивидуальное чтение.

2. Жужжащее стихотворения «Осень»:

Осень в гости к нам пришла

И подарок принесла.

Кто стихотворение прочитает,

Тот многое узнает.

Дети читают стихотворение «Осень» Н. Некрасова.

Задания:

- жужжащее чтение;

- чтение хором;

- чтение парами;

- чтение девочек (чтение мальчиков).

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: Что же дальше видим мы в нашей передаче?

Рассказ «Улетают журавли».

Как вы подготовили домашнее задание?

У учащихся карточки с тестами. Выбирают правильный ответ, озвучивают. Контролируют ответы сигнальными карточками.

1. Тест по разделу «Улетают журавли»:

1) Когда улетают журавли:

а) зимой;

б) летом;

в) весной

г) осенью.

2) Почему улетают журавли:

а) холодно;

б) жарко;

в) не интересно.

3) Как они готовятся к отлёту:

а) собираются стаями в косяк;

б) прощаются с болотом;

в) готовят зимние вещи.

4) Где журавли останавливаются на отдых:

а) в лесу;

б) на краю болота;

в) в гостинице.

Презентация урока. Проверка выполнения тестов по компьютеру.

2. Работа по учебнику, выборочное чтение.

Учитель: Найдите в рассказе, где говорится о том, что тёплые страны находятся далеко и что лететь туда трудно. ( Учащиеся работают с текстом) IV. Сообщение темы урока.

1. Работа с ребусом.

Учитель: Что же будем мы читать

На страницах передачи,

Должны вы ребус разгадать

И нам об этом рассказать.

Презентация урока. На экране ребус – шифровка названия темы урока.

- Решите примеры, поставьте числа в порядке возрастания и узнаете название произведения.

2) 7 + 5 = 12 (Р) Г Р И Б Ы

1) 8 + 3 = 11 (Г) 11 12 13 14 15

3) 20 – 7 = 13 (И)

4) 18 – 4 = 14 (Б)

5) 9 + 6 = 15 (Ы)

Учащиеся работают у доски и за партами.

2. Рассказ В. П. Катаева «Грибы».

Учитель: Мы познакомимся с рассказом В. П. Катаева «Грибы».

Ученик делает сообщение биографии писателя. (Презентация урока. Портрет писателя - иллюстрация на экране)

Учитель: Какие рассказы В. П. Катаева вы читали?

Учащиеся называют рассказы.

V. Подготовка к восприятию.

Учитель: Какие грибы вы знаете? Как нужно собирать грибы?

Презентация урока.

На экране иллюстрации с грибами; иллюстрация гриба с грибницей.

Учитель: Грибы нужно срезать у корешка. Корешок оставлять в земле. Иначе гриб здесь не вырастет. Эти правила нужно соблюдать при сборе грибов.

VI. Основная часть урока.

Учитель: Вот послушала я вас,

Теперь начну читать рассказ.

1. Словарная работа.

Собачьи грибы – это поганки, несъедобные грибы.

Презентация урока – иллюстрация несъедобных грибов.

2. Чтение рассказа учителем.

Дети следят глазами за текстом при чтении учителя.

3. Беседа по первичному восприятию.

- Что вам было непонятно в рассказе?

- Как называется рассказ? Кто автор?

- Как зовут детей?

- Куда ходили дети?

- Ребята, давайте и мы прогуляемся в лес.

VII. Физкультминутка.

1. Упражнение с движением.

Идём в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку. (2 -3 упражнения). Умылись (имитация), оделись. Взяли корзинки и пошли. Идём по лесу. Деревья большие. Раздвигаем ветки (имитация). Чтоб найти гриб, надо наклониться. Увидели, присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше.

Ещё гриб. Наклонились, присели, срезали, положили в корзинку. Полная корзинка.

2. Дыхательная гимнастика.

Учитель: На грибах листочки, иголки от ёлочек. Давайте их сдунем ( Набрать в лёгкие воздух – выдохнуть).

3. Гимнастика для глаз на расслабление глазодвигательных мышц.

Учитель: Закройте глаза, послушаем звуки леса. (Аудиозапись «Звуки леса»).

- Как вы думаете, в какое время года вы слушали звуки леса?

VIII. Работа с книгой.

Учитель: Мы по лесу гуляли

И немножечко устали.

Посидим, отдохнём

И рассказ читать начнём.

1. Чтение учащимися рассказа:

- в полголоса;

- громко;

- шёпотом.

2. Беседа на закрепление по содержанию рассказа:

- Какие грибы собрал Павлик?

- Какие грибы собрала Женя?

- Какие грибы собрала Инночка?

- Кто из ребят лучше всех умел собирать грибы?

Презентация урока.

На экране появляются иллюстрации грибов по мере ответов детей.

3. Чтение по ролям.

Учитель: Ребята, давайте прочитаем рассказ «Грибы», 2 – ю часть по ролям.

(Чтение учащимися произведения по ролям).

IX. Закрепление.

1. Игра «Я – артист».

Учитель: Ребята, поиграем в игру «Я – артист», покажем небольшой спектакль о нашем рассказе «Грибы».

Инсценировка рассказа «Грибы». Исполнение учащимися песни «Мы корзиночки несём» под музыкальное сопровождение. Рассматривание корзинок с грибами (поганки, мухоморы, съедобные грибы - муляжи).

2. Дидактическая игра «Грибы».

Учитель: Ребята, передача у нас познавательная. Сейчас мы повторим, какие грибы съедобные, какие несъедобные.(Учащиеся расставляют картинки-грибы под карточками «Ядовитые», «Съедобные». Презентация урока – проверка работы детей по компьютеру.

Вопросы:

- Назовите съедобные грибы?

- Почему грибы называются ядовитые? Назовите их?

X. Итог урока.

- В какой передаче мы сегодня участвовали?

- Как нужно правильно собирать грибы?

- Что нового вы узнали из рассказа?

- Что вам понравилось на уроке?

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?

XI. Домашнее задание.

1.Чтение рассказа по ролям.

2. Ответить на вопросы по произведению

3. Найти загадки, приметы о грибах.

4. Нарисовать грибы.

XII. Оценка деятельности учащихся.

- Кто занимался на уроке активно? Кто грамотно читал?

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Анохина Ю.В. написал(а) 3854 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Замечательная разработка урока <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-ansi-language:AZ-CYR; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:10.0pt; line-height:115%;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> ! Можно сразу в работу <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-ansi-language:AZ-CYR; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:10.0pt; line-height:115%;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> !

     
       
     
     
    0 очков