Карточка публикации
Информация об авторе публикации,
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 22.11.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16168
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ « ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» ...
Пособие
 
 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Брянский городской информационно-методический Центр в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)"

 

 

 

 

 

 

 

Пособие для учащихся

 

« выполнениЕ творческих проектов»

 

 

 

 

Автор:

А.Л. Волынец, методист МБОУ БГИМЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск-2012

 

формы представления проектных работ

 

Доклад

Доклад — это документ, содержащий изложение результатов исследовательской проектной  деятельности или конструкторской работы, прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения.

 

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой проектной исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м2. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.).

В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу

1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1–2 минуты.

4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления — прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

 

Научный отчет

Научный отчет — документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

 

Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) представляет собой:

краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

2. Структура реферата

Первоначально нужно подготовить развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

введение;

основная часть, самостоятельно разделенная по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

заключение;

список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);

приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1–2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1–3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

 

3. Процедура защиты реферата

На процедуре защиты работы зачитывается рецензия на реферат, затем реферат презентуется.  Доклад должен быть рассчитан на 5–7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении нужно обозначить актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщить полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. После доклада члены комиссии могут задать учащемуся вопросы.

 

4. Оценка реферата

Оценивается реферат по  следующим компонентам работы:

содержательная часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Проект

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.

Проектирование представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Учебный проект - Комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического и теоретического решения значимой проблемы.

Виды проектов

1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета.

2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам.

3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и носит характер исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Последовательность работы над проектом

 

№ п/п

Этапы работы над

проектом

Содержание работы

на данном этапе

Деятельность учащихся

1.

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

2.

Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

3.

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

4.

Формулиро­вание результатов и/или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

5.

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

6.

Оценка ре­зультатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

 

Требования к обучающимся и особенности исследования

Требования к ученику

• Готовность к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и умений, неудовлетворенность имеющимися представлениями).

• Успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы

Особенности

исследования

• Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.

• Выходит за рамки школьного курса.

• По тематике находится на стыке различных областей знаний.

• Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому ее необходимо выбрать самому ученику

Варианты представления результатов исследования

• Защита результатов исследования на экзамене.

• Публикация в школьном журнале или специально подготовленном сборнике исследовательских работ учащихся.

• Участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, городских, региональных, всероссийских, международных)


Оформление  проектной работы

 

Структура содержания проектной работы

В любой проектной работе, как правило, выделяют три основных раздела:

–   введение,

–   основная часть

–   заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет рассмотрения. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель проектирования, а на основании цели определяются его задачи.

Объект исследования — это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет — часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

 

Определение цели и задач ПД :

Цель проектной деятельности формулируется кратко, одним предложением, а затем расшифровывается в задачах.

Задачи – шаги проектирования.

При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «создать», «изготовить» . Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п.

При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три–пять.

 

Основная часть исследования содержит

обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

Исследовательская часть включает в себя исторические сведения, обзор литературных и других источников, планирование деятельности, ее описание.

Создается банк идей (что можно изготовить, или какому вопросу посвятить исследование). Далее каждая идея оценивается, выявляется лучшая идея.

Лучшая идея прорабатывается: составляется «звездочка обдумывания», - схематичное представление плана изготовления изделия или исследования: что необходимо предусмотреть, какими параметрами руководствоваться, каке выбрать инструменты и материалы и т.д.

При изготовлении материального продукта в проект включаются технологические карты на изготовление данного изделия и правила техники безопасности при работе с инструментами, выполняются при необходимости чертежи и схемы.

.

В заключении проектной работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе проектирования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью.

Если создавался материальный продукт, необходимо рассчитать его себестоимость, описать дизайн – спецификацию с указанием партии выпуска (единичный продукт или продукт для массового производства), дать оценку выполненной работы.

Указывается список использованной литературы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению реферата (см. раздел «Реферат»).


Правила оформления проектной работы

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии.

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

 

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». [3, С. 65].

 

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3–5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

 

 

Общие правила оформления текста проектной работы.

 

Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада — от 1 до 5 страниц в зависимости от возрастной группы и степени подготовки.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

• размер шрифта 12–14, Times New Roman, обычный;

• интервал между строк — 1,5–2;

• размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Пасечник Е.А. написал(а) 4147 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Спасибо Большое!

     
       
     
     
    0 очков