Карточка публикации
Информация об авторе публикацииКГУ "Калиновская средняя школа", Рузаевка
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 12.01.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 25129
Рейтинг публикации
5 оценок
Другие публикации автора
Цель: обобщить и закрепить знания о частях речи. орфографические словари, карточки с заданиями. ...
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%....
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учителей начальных классов....
Анализируя уровень готовности моих учеников к обучению в школе первой ступени, я пришла к выводу о ...
Анализируя уровень готовности моих учеников к обучени...
Возраст: 9 – 11 лет (3-4 класс) Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное меропр...
Использование интерактивных методов обучения в начальной школе для развития самостоятельности учащихся на уроках
 
 

КГУ «Калиновская средняя школа»

учитель начальных классов

Осика Светлана Владимировна

Использование интерактивных методов обучения в начальной школе

для развития самостоятельности учащихся на уроках

Ребёнок не устаёт от работы,

которая отвечает его функциональным

жизненным потребностям.

Селестен Френе (слайд 1)

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то,  что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, интерактивные методы обучения.

Я работаю учителем начальных классов в Калиновской средней школе 20 лет. Каждый урок требует чего-то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

Как я понимаю слово "мастер"? (слайд 2)

М - мудрость, приобретается с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С. Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минутый урок вы можете применить 5 или 6 различных методов. Квалифицированный специалист, учитель или плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей.

Цель  сегодняшнего мастер-класса: научить применять  интерактивные методы обучения на разных этапах урока в начальных классах. (слайд 3)

Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • объяснить, что такое интерактивные методы обучения;
  • видеть возможности применения ИМО  на различных этапах своих уроков.

- Итак, определимся с понятием «интерактивные методы обучения».

Сектор 1- Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). (слайд 4) Таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

(слайд 5)

  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
  • Повышение познавательной мотивации.
  • Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Воспитание лидерских качеств.
  • Умение работать с командой и в команде.
  • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Сектор 2 – виды ИМО (слайд 6)

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному классу. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.

Сектор 3 - цели  применения ИМО. (слайд 7) (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений). Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.

Сектор 4 – этапы урока. (слайд 8)

-На каких этапах урока можно применять ИМО? (Ответы педагогов)

ИМО применяются на всех этапах урока.

(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, релаксация, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия).

Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. (слайд 9)

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
1. Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

  1. 2. Упражнение «Интервью – знакомство» Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 1 классе.( в начале года). Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.

- Сейчас мы с вами нашу работу начнём так же с интервью к соседу. (1 мин.)

(Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому ..., желаю ей ....

3. «Микрофон»

Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал.  Дети берут микрофон и спрашивают. Чаще используя те вопросы, которые слышали на предыдущих уроках. Учитель задает вопрос - ученики отвечают.

4. «Дерево решений»

Проблема «Условия существования живого организма», решение - свет, тепло, воздух, вода, пища, земля и т.д..

5. Игра «Реклама на телеканале» Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы. Допустим, обобщаем раздел «Общество» и  закрепляем темы: Моя Родина. Моя семья. Моя школа.

6. Игра «Ключевой момент». Тест-проверка знаний (тестирование)

7. Игра «Исследователи»: исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «школа» и т. п. или же найдите в тексте 10 ошибок.

  1. 8. «Взаимопроверка» Ученик рассказывает соседу по парте теоретический материал, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга.    Учитель может спросить любую пару.
  2. 9. «Хочу спросить» Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. «Графический диктант для соседа»

Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 3-4 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

- работаем в паре. (взаимообмен и проверка)

11. «Определи пару» (работаем всей группой) Столбиком пишу слова с разными орфограммами, например: муравьи, стрижи, арбуз.

Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его  напротив слова на такое же орфографическое правило.

12. «Карточка – зачёт для соседа» После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса

Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку                                                    прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.

Сектор 5 – релаксация (слайд 10)

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Интерактивные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Упражнение "Четыре стихии"

- Упражнение  называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

Сектор 6 - рефлексия. (слайд 11)

Подведение итогов мастер-класса.

Синквейн

(слайд 12)

Любой человек стремится к успеху.

Селестен Френе французский педагог.

Правила управления успехом на уроке.

По моему мнению, применение интерактивных форм и метод обучения способствует соз­данию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучаю­щихся. Поэтому я руководствуюсь основными правилами управления успехом на уроке, поскольку выполнение их, в свою очередь, позволяет судить об уровне актив­ности всех их участников.

  1. Если после урока у ребенка не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, то это значит, что урок, был и полезным.
  2. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать обучающегося.
  3. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, ор­ганизация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке.
  4. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять играют важную роль на уроке.
  5. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, застав­лять страдать других.
  6. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ребенка в от­дельности. Он должен много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.
  7. Начало урока выступает как момент, от которого в значи­тельной степени зависит успех всего урока.
  8. 80 % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
  9. Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

10. Степень увлеченности обучающихся предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.

11. Учитель должен научиться включать обучающихся в коллек­тивную познавательную деятельность.

 

Рекомендации учителям:

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

 

 

 

Литература. (слайд 13)

1. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

2. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.

3. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г

4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66

5. http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов

6. http://www.proshkolu.ru/user/Lucie-lucie/file/117239/ Людмила Константиновна Рыбальченко фоны для презентаций

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев