Карточка публикации
Информация об авторе публикацииСевероморский Дом детского творчества, Североморск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 17.05.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16714
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
В многообразии материала по данному направлению, нет конкретной интегрированной системы, объединяюще...
Модель формирования музыкально-эстетического цикла в условиях детской эстрадной студии
 
 

В многообразии материала по данному направлению, нет конкретной интегрированной системы, объединяющей в единый комплекс такие разнообразные и в то же время взаимодополняющие направления творческой исполнительской деятельности, как общеэстетическая, вокальная, хореографическая, театрально-сценическая и звукотехническая подготовка.

Я являюсь руководителем образцового детского коллектива эстрадная студия «Мечта» ДДТ г. Североморска. В результате многолетней работы с эстрадным вокальным ансамблем, возникла необходимость в создании авторской программы для эстрадной студии.

Программа рассчитана на 7 лет обучения по двум направлениям (эстрадное пение и эстрадный танец) для детей от 5 до 17 лет, имеет художественно – эстетическую направленность.

Программа разбита на блоки, позволяющие обучать детей с дошкольного возраста до юношеского. В блоках предусмотрена возрастная градация.

1 блок (младшая группа) - 5-8 лет

2 блок (средняя группа) - 9-12 лет

3 блок (старшая группа) - 13-17 лет

Уровень освоения образовательной программы 1 – 2 год обучения – общекультурный, 3 – 4 год обучения – углубленный, 5 – 7 год обучения – профессионально – ориентированный. По окончанию обучения выпускники получают квалификационное свидетельство государственного образца.

Ведущая идея программы - создание комфортной среды педагогического общения, развитие способностей и творческого потенциала ребенка, социализация посредством полученных знаний, художественных и жизненно-необходимых навыков, целостное восприятие культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности, ее подготовка к активной социальной жизни.

Программа составлена на основе прогнозирования конечных результатов деятельности педагогов и ребенка: развитие способностей детей, повышение престижа объединения у родителей и коллег, наличие высоких результатов оценки деятельности обучающихся.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа эстрадной студии способствует воспитанию гармонически развитой личности, подъему общей музыкальной культуры, формированию и развитию музыкально-эстетических взглядов, расширению знаний о мировой музыкальной культуре, истории эстрадного искусства, умению ориентироваться в различных эстрадных направлениях и стилях.

Акцент в работе делается на воспитание у детей патриотических чувств, овладение детей эстрадными традициями, пропаганду здорового образа жизни, организацию досуга детей.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  • целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;

  • особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой музыкальной культуры.

Программа студии позволяет детям, не только заниматься пением, но и развиваться в хореографическом плане на занятиях в шоу-группе.

Основной задачей в своей работе вижу общеэстетическое развитие ребенка, с углублением и расширением его знаний в области вокального искусства, музыки композиторского творчества в процессе обучения певца профессиональным навыкам и усвоения им специальных знаний, необходимых для вокально-исполнительской деятельности, а также воспитание и формирование личности, выявление одаренных детей и создание условий для их дальнейшего творческого роста.

Значимым моментом для работы по данной образовательной программе является деятельность руководителя коллектива, который

  • занимается разработкой методических пособий,

  • планированием и анализом педагогической деятельности,

  • организацией и проведением открытых занятий,

  • участием в мастер - классах, семинарах, конференциях, праздниках.

  • участием в творческих встречах по обмену опытом с коллективами области и России,

совершенствованием профессионального мастерства (курсы повышения квалификации, участие методических совещаниях различного уровня по обобщению опыта, выступления на научно-практических конференциях), организацией и проведением открытых занятий для коллег и родителей.

Основным принципом организации учебно-педагогического процесса считаю индивидуально – дифференцированный подход. Для ребят младшей возрастной категории целесообразнее проводить занятия в игровой форме всей группой или по звеньям.

Индивидуальные занятия необходимы лишь с некоторыми участниками коллектива. Групповые занятия должны отличаться большой динамичностью, эмоциональностью, разнообразным использованием форм музыкального общения (пение всей группой, дуэтом, трио, переклички, сольное исполнение). Обязательным является игровой момент, исполне­ние отдельных музыкальных фраз, самостоятельное придумывание движений во время исполнения песен.

Особенно важной и трудной является работа по постановке голоса. В задачу руководителя входит обучение правильному пению во всем его сложном комплексе: правильное звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция и др.

При подборе репертуара учитываются возрастные особенности и возможности, вокальные и сценические особенности детей, их желания и привязанности к тому или иному стилю.

Так как коллектив уже несколько лет сотрудничает с авторами песен, то выбор репертуара приобретает довольно живой, творчес­кий, экспериментальный характер. Часто песни пишутся специально для ансамбля.

Ребята этой средней возрастной категории требуют более индивидуально­го подхода. Иногда, в зависимости от особенностей разучиваемого материа­ла необходимо объединять 2-3 исполнителей на одно занятие.

Помимо индивидуальных занятий, проводятся занятия групповые или по звеньям.

В процессе общения происходит разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей, музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей обучающихся.

В процессе обучения необходимо продолжать уделять внимание певческой установке; дыханию; правильному звукообразованию; сохранению устойчивого положения гортани.

Продолжается формирование основных свойств голоса (звонкости, полетности, ровности по тембру, пение вибрато). Вводится пение без сопровождения – а капелла, элементы 2-хголосного пения, а также несложные подпевки (бэк –вокал).

Голоса этой возрастной группы находятся в стадии формирова­ния, зависящей от физического развития детей.

Занятия с мальчиками в мутационный период должны носить эпизодический характер при постоянном наблюдении за состоянием голоса.

В этом случае, если педагог не компетентен в работе с мальчиками, в период смены голоса, занятия с ними должны совер­шенно прекращаться.

Продолжается изучение основ музыкальной теории.

Начинается серьезная работа над созданием сценического образа, выработка собственного стиля исполнения.

Продолжается работа с микрофоном и под фонограмму.

Изучаются различные приемы ансамблевого звучания: пение группой в унисон, 2-х голосие, через октаву, сольное пение с применением вокальных контрапунктов остальной группы.

Знакомство с авторами песен, присутствие их на репетициях и концертах помогают более глубокому раскрытию содержания песен, более точному воплощению сценического образа. А беседы о раз­личных направлениях, жанрах музыки расширяют кругозор. Беседы проводятся с обязательным прослушиванием музыкального материала.

Ребята этой старшей возрастной группы почти сформировавшиеся певцы, глубоко индивидуальные, имеющие свои особенности звучания голоса, свое творческое лицо.

Звучание голосов ребят старшей группы уже приближено по характеру к звучанию взрослого голоса.

Нередко уже намечен характер голоса, тембр. Воспитание голоса сводится к выработке правильного соотно­шения между головным и грудным звучанием и выработке микста (смешанного звучания).

Для более эффективной работы по развитию голоса старшей возрастной категории необходимо сообщать ребятам краткие сведения о строении голосового аппарата и процессе звукообразования.

На ансамблевых занятиях помимо сольного, двухголосного пения, ребята начинают овладевать 3-х, 4-х и 5-голосием и бэк-вокалом.

Продолжается изучение элементов музыкальной теории.

Немаловажным моментом является соотношение количества включаемых в работу произведений со степенью трудности, их исполнения. При составлении репертуарного плана необходимо применять здоровьесберегающие технологии. Ведется кропотливая работа над созданием сценического действия. Здесь учитывается все: и количество артистов на сцене, их местонахождение, которое может быть самым разнообразным, в зависимости от того, кто исполнят эту песню, а кто является поддерживающей группой.

При составлении программ сольных концертов коллектива, выбираются такие произведения, которые можно выстроить в одну драматургическую линию.

Использование микрофона, фонограмм, звукозаписывающих средств самое полное и профессиональное.

Занятия сопровождаются беседами и дискуссиями о различных эстрадных направлениях, стилях и жанрах с обязательным прослушиванием музыки.

Некоторые солисты группы на этом этапе имеют возможность выступать со своими сольными программами.

Для системы самоконтроля и самоанализа в учебном кабинете создана профессиональная студия звукозаписи, где участники коллектива получают первоначальные навыки работы с звукозаписывающей аппаратурой.

По результатам регулярной диагностики и мониторинга успешности усвоения образовательной программы, можно сделать вывод о правильности методики и системной организации учебного процесса. Это неоднократно было подтверждено успешными результатами использования данной авторской программы коллективами других городов Мурманской области.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев