Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута – создание условий, способствующих социализации школьников, их личностному развитию.
1. Ф.И.О. ребенка:
2. Заключение: хроническая двусторонняя сенсоневральная глухота (состояние после проведения КИ), задержка психического развития.
3. Данные обследования.
Обращенную речь не понимает. В самостоятельном общении использует отдельные звуки и их сочетания, а также жесты, преимущественно естественные. Навык слухового восприятия не сформирован. Артикуляционная, пальцевая и общая моторика развита недостаточно. Голос тихий, повышается или переходит на фальцет на некоторых гласных и согласных звуках. Запас знаний об окружающем резко ограничен.
Индивидуальный маршрут развития составлен на основе «Программы развития слухового восприятия учащихся специальных (коррекционных) учреждений II вида» (М.: Просвещение, 2006 г.) и учебно-методического комплекта «Учусь слушать и говорить» (СПб.: КАРО, 2014 г.), подготовленного профессором РГПУ им А.И. Герцена, СПб НИИ уха, горла, носа и речи И.В. Королевой.
Сроки |
Направления развития слухового восприятия |
Материал и упражнения |
Развитие слухового восприятия неречевых звуков, формирование лексикона описания звуков и их характеристик |
||
12.10.15 – 29.10.15 |
Развитие умения обнаруживать звук
|
Упражнение 1. «Слышу – не слышу». Материалы: два непрозрачных пластмассовых банки – одна пустая, другая – наполненная горохом, два мобильных телефона, один из которых в беззвучном режиме, другой – с ритмичным звуковым сигналом, два колокольчика – один с язычком, другой – без язычка; лист с изображениями звучащих предметов и словами, используемыми в данном упражнении. Речевой материал. Я слышу. Я не слышу. Да. Нет. Звук есть. Звука нет. Я слышу звук. Я не слышу звука. Упражнение 2. «О чем говорят разные предметы». Материалы: лист с изображениями звучащих предметов, используемых в данном упражнении; предметы обстановки, с помощью которых ребенка знакомят со звуками. Речевой материал: стук в дверь, звук шагов, шарканье подошв обуви, звон ложки в чашке, шум отодвигаемого стула, щелчок выключателя света, звук открывания ручки/замка двери, звяканье ключей, звук льющейся воды из крана, звон ложки в чашке. Упражнение 3. «Слышу и рисую». Материалы: ручка; разные предметы, с помощью которых можно извлекать звуки произвольной длительности (телефон, банка с наполнителем, дудка и др.), чистый лист бумаги, лист с изображениями лабиринтов. |
02.11.15 – 12.11.15 |
Развитие умения узнавать звуки окружающего мира |
Упражнение 1. «Угадай, какой это был звук». Материалы: фарфоровая чашка с ложкой, листы бумаги, шариковая ручка, небольшая кастрюля с крышкой, ножницы; лист с изображениями предметов и списком слов (названия предметов и звуков), используемых в данном в упражнении. Речевой материал: шуршит бумага, щёлкает ручка, звенит ложка, звук резания бумаги ножницами, гремит крышка кастрюли. Упражнение 2. «Цепочки из звуков». Материалы: лист бумаги, чашка с ложкой, небольшая кастрюля с крышкой, ручка, ключи; лист с изображениями предметов и словами, используемыми в данном упражнении. Речевой материал: бумага шуршит, ложка звенит, крышка гремит, ручка щёлкает, ключи звенят. |
23.11.15 – 03.12.15, 15.12.15 – 31.12.15 |
Развитие умений узнавать и имитировать звуки, которые издает человек |
Упражнение 1. «Кто кашляет, а кто плачет?», Упражнение 2. «Сколько звуков я слышал?» Материалы: лист с изображениями людей, издающих звуки, и соответствующими подписями. Речевой материал: плач, кашель, крик, хлопки, смех, речь/разговор, чихание. Упражнение 3. «Я знаю эти звуки». Материалы: фарфоровая чашка с ложкой, лист бумаги, ключи, шариковая ручка, небольшая кастрюля с крышкой; лист с изображениями источников окружающих звуков и звуков, издаваемых человеком. Речевой материал: шуршит бумага, звенит ложка, щёлкает ручка, гремит крышка, звенят ключи, плач, кашель, крик, хлопки, речь/разговор, чихание. |
11.01.16 – 20.02.16 |
Развитие умения различать отдельные характеристики неречевых и речевых звуков
Различение звуков по громкости
Различение звуков по длительности
Различение звуковых последовательностей по количеству и ритму
Различение звуков по высоте |
Упражнение 1. «Громкий или тихий звук?» Материалы: чашка с ложкой, барабан с палочками, две пластиковые бутылки с камешками и рисом, радиоприемник и другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки разной громкости; лист с изображениями предметов, издающих тихий и громкий звуки, а также со словами, описывающими громкость звуков. Речевой материал: громкий – тихий, громко – тихо, звук громкий – звук тихий, я слышу громкий звук, я слышу тихий звук. Упражнение 2. «Тише или громче?» Материалы: чашка с ложкой, барабан с палочками, две пластиковые бутылки с камешками и рисом, радиоприемник и другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки разной громкости; лист со схематическими изображениями громкости звуков. Речевой материал: тихо, громко, очень громко, очень тихо, этот звук тише, этот звук громче, первый звук тише/громче, тихий звук, громкий звук. Упражнение 3. «Солдаты». Материалы: ложка, фарфоровая чашка, барабан с палочками; лист со схематическими изображениями серий звуков разной громкости. Речевой материал: тихий – тихий – тихий, тихий – громкий – тихий, громкий – тихий – тихий и др. Упражнение 4. «Голос». Материалы: листы со схематическими изображениями гласных с меняющейся громкостью.
Упражнение 1. «Короткий или длинный звук?» Материалы: свисток, пластиковая бутылочка с наполнителем (мелкими пуговицами, горохом), деревянная трещотка и другие предметы, с помощью которых можно производить звуки произвольной длительности; лист с изображениями предметов, с помощью которых можно производить звуки произвольной длительности, а также со словами, описывающими длительность звуков. Речевой материал: короткий, длинный, короткий звук, длинный (долгий) звук, я слышу короткий звук, я слышу длинный звук, этот звук короче, этот звук длиннее. Упражнение 2. «Веревочки». Материалы: свисток, пластиковая бутылочка с наполнителем (мелкими пуговицами, горохом), деревянная трещотка и другие предметы, с помощью которых можно производить звуки произвольной длительности; лист со схематическими изображениями серий звуков разной длительности. Речевой материал: длинный – короткий, длинный – длинный, короткий – длинный и др.
Упражнение 1. «Сколько было звуков?» Материалы: барабан с палочками, баночка с горохом и другие предметы, с помощью которых можно издавать разное число звуков; лист с изображением предметов, с помощью которых можно издавать разное число звуков, а также со схематическими изображениями количества звуков. Речевой материал: один – много, один, два, три, четыре, один звук, много звуков, один звук (1), два звука (2), три звука (3), четыре звука (4), я слышала один звук, я слышала два (три, четыре) звука. Упражнение 2. «Ритмы». Материалы: барабан с палочками, баночка с горохом и другие предметы, с помощью которых можно издавать разное число звуков; лист с изображением предметов, с помощью которых можно издавать разное число звуков, а также со схематическими изображениями ритмов.
Упражнение «Высокий или низкий звук?» Материалы: детское пианино, фанатская дудка (низкочастотный звук) и свисток (высокочастотный звук); лист с соответствующими рисунками и надписями. Речевой материал: низкий, высокий, низкий звук, высокий звук, я слышу низкий звук, я слышу высокий звук, низкий голос, высокий голос. |
29.02.16 – 10.03.16 |
Развитие умения узнавать звуки музыкальных инструментов |
Упражнение «Музыкальные инструменты». Материалы: музыкальные инструменты – барабан, треугольник, маракасы, ксилофон, бубен, детское пианино, лист с изображениями музыкальных инструментов. Речевой материал: барабан, треугольник, маракасы, ксилофон, бубен, пианино. |
14.03.16 – 24.03.16 |
Развитие умения узнавать неречевые звуки с использованием аудиозаписей |
Упражнение 1. «Угадай, какой это был звук», Упражнение 2. «Цепочки из звуков». Материалы: аудиозаписи на USB-накопителях, интернет-источники со звуковыми файлами, специально разработанные компьютерные программы, в которых звуки предъявляются с помощью компьютера через динамики («Звучащий мир», «Я в мире звуков»). Речевой материал: названия природных шумов; названия транспорта, животных, птиц, а также звуков, которые они издают. |
28.03.16 – 31.03.16, 11.04.16 – 14.04.16 |
Развитие умения находить источник звука в пространстве |
Упражнение 1. «Справа или слева?», Упражнение 2. «Впереди или сзади?» Материалы: разные звучащие предметы (пластиковая бутылка с наполнителем, телефон, свисток и др.); лист со словами, обозначающими взаимное расположение предметов и соответствующими схемами. Речевой материал: справа, слева, впереди, сзади. Упражнение 3. «Где звук?» Материалы: коробка с наполнителем, телефон, свисток, бумага, «голос». Речевой материал: близко, далеко, спереди, сзади. |
Развитие умения ребенка различать слоговую структуру слова и умения узнавать слово с опорой на его ритмическую структуру |
||
18.04.16 – 28.04.16, 10.05.16 – 17.05.16 |
Развитие умения воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слова |
Упражнение 1. Цель – научить ребенка различать слова по длительности и числу слогов при парном сравнении или выборе из трех слов, произносить их с опорой на чтение и частично на слух голосом разной громкости. Материалы: таблицы «Односложные и трёхсложные слова», «Односложные и двухсложные слова», «Двухсложные и трёхсложные слова», «Одно-, двух- и трёхсложные слова». Речевой материал: стул, стол, шкаф, два, три, пять, рот, нос, я, ты, да, нет, лук, суп, дом, мяч, кто, что, где, вот, мел, тапочки, сапоги, магазин, карандаш, холодно, яблоко, апельсин, капуста, молоко, обедать, собака, голова, бабушка, девочка, хорошо, самолёт, автобус, машина, одежда, посуда, можно, вода, папа, мама, юбка, слушай, ручка, ложка, каша, мальчик, шапка, носки, открой, нельзя, громко, болит, тетрадь, книга, кошка. Упражнение 2. Цель – научить ребенка узнавать слова при выборе из 4 и более слов, произносить их с опорой на чтение и частично на слух голосом разной громкости. Материалы: таблицы «Односложные и трёхсложные слова», «Односложные и двухсложные слова», «Двухсложные и трёхсложные слова», «Одно-, двух- и трёхсложные слова». Речевой материал: два, три, пять, стул, стол, шкаф, рот, нос, я, ты, да, нет, суп, лук, дом, мяч, кто, что, где, вот, мел, тапочки, сапоги, магазин, карандаш, холодно, яблоко, апельсин, капуста, молоко, обедать, собака, голова, бабушка, девочка, хорошо, самолёт, автобус, машина, одежда, посуда, можно, вода, папа, мама, юбка, слушай, ручка, ложка, каша, тетрадь, книга, кошка, мальчик, шапка, носки, открой, нельзя, громко, болит. |
- Здесь еще нет комментариев