Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ"Дружбинская СОШ", с.Дружба
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 07.05.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 34786
Рейтинг публикации
10 оценок
Другие публикации автора
урок по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни"
 
 



Исследовательская работа по рассказу Джека Лондона                                                       «Любовь к жизни»

Многие рассказы Джека Лондона были прочитаны учащимися в течение летних каникул. Произведения американского писателя очень понравились детям. Во время первого урока литературы в сентябре я выяснила, что рассказ этого писателя «Сказание о Кише» произвёл большое впечатление на учеников. Они познакомились с бытом, нравами, обычаями народов Аляски. Но у ребят возникло множество вопросов. Чтобы приобщить шестиклассников к исследовательской работе, я предложила исследовать текст  рассказа  «Любовь к жизни». Дети заинтересовались. Они захотели больше узнать о самом писателе, о его рассказе, открыть для себя Аляску.   Каждый ребёнок получил задание, которое ему больше всего понравилось. Когда дети по карте проследили путь, проделанный героем рассказа, измерили его ниточкой, высчитали длину пути, то пришли в настоящее изумление. И сочувствие их герою было огромным. Я же для себя как для учителя поставила свои задачи. Таким образом, у нас получился маленький проект.

Учебные задачи:

 

1) Помочь учащимся перейти от уровня содержания к уровню смысла.

2) Определить роль пейзажа в произведении

3) Расширить знания учащихся о географическом положении Аляски

4) Показать влияние природы на судьбу человека

5) Развивать устную речь учащихся и формировать навыки исследования литературного текста

 

Задания трём группам учащихся были предложены за несколько дней до урока.

1 группа

1) Приготовить сообщение о знаменитом американском писателе Джеке Лондоне

2) История Аляски

2 группа

1) Географическое положение Аляски, её климат

2) Растительный и животный мир Аляски

3 группа

1) Составить викторину по рассказу «Любовь к жизни»

2) Какой вы представляете Аляску? Нарисовать рисунки к рассказу

 

Для урока нам потребовались – помимо текста – физическая и климатическая карта природных зон, нитки, фломастеры, календарь погоды, рисунки учащихся.

 

Эпиграфом к уроку мы выбрали слова английского историка Томаса Карлейля: «Насколько человек побеждает страх, настолько он и человек».

 

Опишу теперь ход самого урока – так, как он получился в реальности.

1.Слово учителя. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не только рассмотрим рассказ Джека Лондона, но и познакомимся с историей Аляски, её географическим положением. Поэтому перед вами географическая карта, рисунки.

2.Рассказ первой группы учащихся о Джеке Лондоне.(1876-1916) (индивидуальное задание).

В 1897 году на севере Америки, в Клондайке, нашли золото. Дикие просторы Аляски, страны Белого безмолвия, пустынной и холодной, вдруг показались землёй богатой и щедрой тысячам бедняков и тем, кого называют прирождёнными романтиками.

Американец Джек Лондон, тогда ещё начинающий писатель, был из их числа. Но прежде, чем стать золотоискателем. Лондон перепробовал множество профессий: он был разносчиком газет, рабочим на консервной фабрике, матросом на шхуне, гладильщиком прачечной, кочегаром. Нужда помешала ему завершить образование. Его университетом стала сама жизнь.  И он горел желанием рассказать о ней миру.  «У него было чистое, полное радости, нежное незлобивое сердце… Он выглядел старше своих двадцати лет: тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос…Чуткий рот – впрочем, он был способен принять и суровые властные очертания; лучезарная улыбка, взгляд, нередко устремлённый в глубь себя. Лицо художника и мечтателя, но очерченные сильными штрихами, выдающими силу воли и безграничную энергию». И в зрелом возрасте Лондон сохранил то лучшее в душе и во внешности, чем обладал в юности.

На Аляске Лондон не разбогател, но он собрал там ценнейший материал для своих рассказов, которые познакомили американцев с Севером. Оледенелые бревенчатые поселения, сорокаградусная стужа, долгие полярные ночи, споры, где побеждает сильнейший, жизнь, полная смертельного риска, в таких условиях жили и боролись герои «Северных рассказов».

3.Выступление 1 группы учащихся. Рассказ об Аляске. ( Открытие Аляски В.Берингом, продажа полуострова Екатериной)

4.Слово учителя.

О противоборстве человека и природы, о мужестве и стойкости написан один из знаменитых рассказов писателя – «Любовь к жизни» Также рассказ этот о страшных последствиях предательства (путь героя оказался в  воле рока после того, как его бросил товарищ).

Законы природы у Джека Лондона суровы, но справедливы. Беда приходит только тогда, когда человек отступает от этих законов, становится богатым и жадным и стремится установить неравенство. Об этом говорится и в «Северных рассказах» и в повести «Белый клык», и в других произведениях писателя.

Вопросы классу:

 

1) Какие события из жизни писателя легли в основу рассказа?  (ответы учащихся)

2) А сейчас мы узнаем,  насколько внимательно вы читали рассказ. Ответьте на вопросы викторины.

 

5. 3 группа учащихся проводит викторину по рассказу.

 

1.Сколько спичек было у главного героя?  (67 спичек)

 

2.Сколько золота нёс с собой главный герой?  (15 фунтов – 6 кг.)

 

3.Чего не было в тайнике, к которому стремились герои?

Патроны, крючки и лески, бинокль, компас, маленькая сеть, мука, кусок грудинки и бобы.  (Не было бинокля и компаса.)

 

4.Что произошло с Биллом?  (Погиб, его съели волки)

 

5.Как герой узнал, что кости принадлежат Биллу?  (По кожаному мешку)

 

6.Куда наш герой прятал сухари? ( В матрас, в подушку)

6.Слово учителя. Читатели вы внимательные. А с каким настроением вы читали рассказ? ( Ответы учащихся)

Действительно, рассказ рождает грустное настроение. Мне, как читателю, ещё грустнее от того,  что в наших учебниках отсутствуют цветные иллюстрации к рассказу. ( Учащиеся 3 группы показывают свои рисунки классу, ребята пересказывают эпизод, изображенный на нём.) Теперь, когда «белых пятен» в содержании не осталось, вы сможете ответить на следующие вопросы.

 

1) Как ведётся повествование? В чём особенность? (Повествование ведётся от третьего лица, но создаётся впечатление, что автор находится очень близко к своим

героям.)

 

2) Как вы поняли, что герои прошли уже большое расстояние? (Прихрамывали, зашатался.)

 

3) Почему Билл не оглянулся, когда товарищ вывернул ногу (Не захотел дополнительных трудностей, испугался)

 

4)Как реагирует наш герой на предательство товарища (Не верит.)

 

5) Почему автор не дал имени главному герою? (Самое важное – характер)

 

6) Всех ли героев рассказа мы перечислили? Билл ушёл. Наш герой остался один…или не один? есть ещё кто-то? (Да, природа.)

Вот об этой северной природе и пришло время поговорить.

 

6.Выступление 1 группы учащихся. Природа Аляски

Изначально маршрут золотоискателей был намного длиннее: они собирались идти к югу от Большого Медвежьего озера. Переправившись через него, они хотели устремиться на восток до Гудзонова залива – там было наибольшее на то время количество поселений. В районе реки Диз у путешественников был схрон с запасом продуктов питания. Они уже два месяца в своём нелёгком странствии. Но прошло две недели, как герой сбился с пути, поэтому маршрут изменился.

Путешественники вышли к устью реки Коппермайн, которая впадает в залив Коронации. И там совершенно случайно оказалось китобойное судно «Бедфорт» с представителями научной экспедиции на борту. Двое учёных и спасли героя рассказа. В каких же условиях шёл наш герой? Герой двигался в пределах до 69-70 градусов северной широты. Рельеф равнинный: низменности и возвышенности, холмы. В рассказе описывается июль-август – а это самый тёплый период в году. Но средняя температура этого времени года здесь +8 градусов. В Сибири такая температура бывает только в октябре. Погода в это время года на Аляске холодная, идут дожди, и даже бывает снег. Это тундра и лесотундра – территория, открытая для свободного проникновения воздушных масс с Северного Ледовитого океана. Плюс к этому – низкие температуры лета и зимы, плюс большое количество озёр. рек, ручьёв. Следовательно, почва насыщена влагой, но из-за низких температур она оттаивает в летний период только на несколько десятков сантиметров – от 10 до 30 см. А на остальной территории вечная мерзлота. Может ли здесь вырасти большое дерево? (Конечно, нет.)

 

7.Выступление второй группы учащихся.

 

Как мы понимаем, корневая система крупных, даже средних по размеру растений не может существовать в таких условиях, потому наш герой встречает на своём пути растительность, присущую этой природной зоне: мох, лишайник, карликовые кустарники, разнообразные ягоды, ближе к югу появляется камыш.(учащийся зачитывает отрывок из текста)

 

8.Животный мир Аляски

 

В данной природной зоне водятся олени, медведи, песцы, Лисицы, куропатки. Волки приходят сюда лишь летом на короткий период. Вот почему Билл, который ушёл вперёд, съеден волками. Потом, с наступлением холодов, они мигрировали, остался только один большой волк, который обречён на гибель здесь, так как перехода ему не выдержать.

Учитель

 

А теперь посмотрим, какой путь проделал герой в этих условиях. Не забудьте учесть, что он истощён, очень слаб, нёс груз 12 килограммов. Вспомним, что последние километры он преодолевал с трудом и проходил в день 2-3 мили (1609 метров), а затем и вовсе делал по 20 шагов в час. (Учащиеся высчитывают, что путь героя был очень длинным. Например,  Кемеровскую область герой пересёк дважды)

В художественном произведении описание природы или, другими словами, пейзаж нужен не только для того, чтобы мы представили время и место действия, но и для того, чтобы мы могли лучше понять и состояние героя, и оценку автора, даваемую всему происходящему. Посмотрим на пейзаж с этой точки зрения.

А) Первый отрывок: «Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом…»

- Какой цвет преобладает в пейзаже и почему?

Почему в этом пейзаже нет солнца?

( Настроение героя соответствует пейзажу – ему грустно, страшно. Полная неизвестность – вот что ожидает героя.)

 

Б) Второй отрывок: «Он проснулся озябший и больной…»

- что изменилось в пейзаже? (серый цвет ещё больше сгустился, настроение стало

совершенно безрадостным, надежда на спасение становится ещё призрачней.)

 

В) Третий отрывок: «Долгое время он лежал неподвижно...»

 

- Какие изменения помогают понять состояние героя? (Появилось солнце, оживились цвета, появилась надежда на спасение.)

 

Дополнительные вопросы для беседы.

 

1) Во время своего путешествия герой встречается со многими животными.

Но самая острая встреча с кем? (С волком)

 

2) Почему в смертельной схватке умирающий, обессиливший герой одерживает победу над волком? какое значение, по-вашему, имеет этот эпизод в развитии действия? (Кульминация произведения, теперь ясно, что герой не погибнет.)

 

3) Почему герой рассказа оказался победителем?

 

4) В чём смысл рассказа «Любовь к жизни»?

 

5) Почему он так называется?

 

6) Вам известны многие рассказы о смелых и мужественных людях, вспомните их.

 

7) Чем рассказ «Любовь к жизни от них отличается?

 

9.Итоги урока подводим коллективно.

 

Рассказ «Любовь к жизни» - рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное – герой преодолел себя, свой страх, свою боль.

,

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев