ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное училище №16
г. Строитель
Яковлевского района Белгородской области
«От Москвы до Рейхстага.
Великая Отечественная война –
подвиг нашего народа».
/ ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ №22 II КУРС
«МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ» 14.04.2010г /
Разработал:
Бабынин Сергей Анатольевич –
преподаватель истории
и обществознания ГОУ НПО ПУ №16
г. Строитель Белгородской области
2010.
Тема учебного занятия:
От Москвы до Рейхстага (Великая Отечественная война – подвиг нашего народа). /Посвящается 65-летию Великой Победы/.- 2 часа.
Цели и задачи учебного занятия:
1. На основе новейших научных представлений выявить основные этапы Великой Отечественной войны; сущность каждого из них; показать решающий вклад СССР в победу во второй мировой войне.
2. Показать отечественный характер войны, стойкость и мужество народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
3. Раскрыть роль личности в истории на примере полководцев и героев Великой Отечественной войны.
4. На основе изучаемого материала способствовать воспитанию у обучающихся чувства любви к Родине, патриотизма и гражданского долга.
5. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности, гражданской и личной позиции в понимании исторического значения Великой Отечественной войны.
Основные понятия и положения:
Отечественная война, вероломное нападение; стратегическая инициатива, коренной перелом, Великая Победа.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Учебное занятие - конференция.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Видеоролик «От Москвы до Рейхстага».
Карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».
Таблица «Периодизация Великой Отечественной войны».
Таблица-памятка «30 знаменательных дат».
Документы Великой Отечественной войны.
Доклады и сообщения обучающихся.
Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Давыдкина Г.А.
Звукозаписи песен времён Великой Отечественной войны.
Дидактический материал.
Внутрипредметные и межпредметные связи:
1. История – «Отечественная война 1812г.».
2. Краеведение – «Третье поле русской боевой славы»,
3. Право– «Священный долг гражданина Российской Федерации».
4. Литература – М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Эпиграф занятия:
«На том стоит святая Русь,
Что в трудный час и лихолетье
Её сыны идут на смерть,
Чтоб обрести навек бессмертье».
Ход учебного занятия:
I. Этап организации занятия.
- Проверка списочного состава.
- Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.
II. Этап актуализации:
- Учителем сообщается:
1.Тема учебного занятия: «Великая Отечественная война – подвиг твоего народа.
2. Эпиграф урока: «На том стоит святая Русь,
Что в трудный час и лихолетье
Её сыны идут на смерть,
Чтоб обрести навек бессмертье».
Обучающийся зачитывает выдержку из Конституции Российской Федерации:
Статья 59.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. План закрепления и обобщения знаний, умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности при изучении заданной темы /Таблица «Периодизация Великой Отечественной войны»/:
Период |
Хронологические рамки |
Основное содержание |
1 |
22.06 - декабрь 1941г. |
Период отступления и эвакуации. Развёртывание партизанской войны. |
2 |
декабрь 1941г.- ноябрь 1942г. |
Период неустойчивого равновесия. Поражение противника под Москвой. Оборона Сталинграда. |
3 |
19.11.1942г.- конец 1943г. |
Период коренного перелома. Разгром немецкой армии под Сталинградом. Курская битва. Битва за Днепр. |
4 |
1944г.- 09.05.1945г. |
Завершающий этап Великой Отечественной войны. Освобождение Европы. Разгром и капитуляция Германии. |
5 |
09.08.- 02.09.1945г. |
Завершающий этап второй мировой войны. Разгром и капитуляция Японии. |
4. Цели и задачи занятия:
- На основе новейших научных представлений выявить основные этапы Великой Отечественной войны; сущность каждого из них; показать решающий вклад СССР в победу во второй мировой войне.
- Показать отечественный характер войны, стойкость и мужество народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
- Раскрыть роль личности в истории на примере полководцев и героев Великой Отечественной войны.
-На основе изучаемого материала придти к пониманию понятий: чувство любви к Родине; патриотизм и гражданский долг; гражданская и личная позиция понимания исторического значения Великой Отечественной войны.
5. Актуальность изучаемой темы в современной действительности:
- Какую знаменательную дату мы будем отмечать в 2010 году?
- Почему эта война называется Великой Отечественной?
- Сколько Отечественных войн было в истории России?
Обучающийся читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
III. Этап закрепления и обобщения знаний и способов деятельности:
Звучит мелодия «Священная война», на экране плакат «Родина-мать зовёт!», на её фоне вступительное слово учителя:
- · В числе первых стоит вопрос о предпосылках и виновниках развязывания войны. С учетом новейших достижений отечественной и зарубежной историографии следует показать, что виновником развязывания войны стала Германия вместе с союзными ей странами. В вопросе о характере войны также ничего не изменилось и не может измениться. Это была Великая Отечественная война советского народа за свободу и независимость своей страны, одна из самых героических страниц отечественной истории.
Предмет особого внимания — причины временных неудач Красной Армии в годы войны. Однако с причинами субъективного толка следует, на мой взгляд, разобраться в мотивах действий политического и военного руководства страны.
С учетом фальсификаций последних лет следует отметить решающую роль Советского Союза в разгроме фашизма и его союзников и завершении второй мировой войны.
И так повернём колесо истории вспять и попытаемся дать свою оценку событиям минувшей войны.
А) Битва за Москву:
- Карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».
- Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» /первый эпизод/.
- Документ «ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДУЮЩЕГО ГРУППОЙ АРМИЙ «ЦЕНТР» ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА Ф. ФОН БОКА. 7.12.1941 г.».
Ужасный день. Правое крыло 3-й танковой группы начало ночью отступать. Вклинения противника на севере этой танковой группы неприятны. На правом фланге 9-й армии противник тоже значительно расширил свой прорыв...
В полосе 4-й армии противник тоже стал вести себя беспокойнее, а именно против 4-й танковой группы...
Танковая армия терпит неудачу у Михайлова, который, неся немалые
потери в технике, приходится сдать. В остальном же отход танковой армии происходит планомерно.
2-я армия, несмотря на все предостережения, пробивается дальше на восток, ввязывается в кровопролитные бои с сильным врагом. Начинаются потери от мороза.
В ошеломляюще короткий срок русский снова поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта новые — из Сибири, Ирана и с Кавказа и стремится заменить свою потерянную артиллерию множеством ракетных орудий. Сегодня перед фронтом группы армий стоят на 24 (в основном доукомплектованных) больше дивизий, чем 15 ноября. В противоположность этому сила немецких дивизий в результате непрерывных боев и наступившей суровой зимы уменьшилась более чем наполовину; боеспособность танковых войск стала и того меньше. Потери офицерского и унтер-офицерского состава пугающе велики и в настоящее время могут быть пополнены меньше, чем потери в рядовых.
Вопрос: Какие фрагменты в документе показывают истинные причины поражения немецких армий под Москвой?
Вывод: Сообщение обучающегося «28 героев-панфиловцев».
Б) «Волжская твердыня»:
- Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» /второй эпизод/.
- Воспитательный блок «Дом Павлова-памятник интернационального боевого братства» - нас разделила политика, но не память.
В) «Огненная Дуга»:
- Работа с датами и понятиями «1943год» - «Цитадель»; «Концерт»; 5 июля; 12 июля; 23 июля; 5 августа; Коренной перелом.
- Историческая справка «Экипаж машины боевой»: Лучшей боевой машиной времён Великой Отечественной войны стал средний советский танк Т-34. Эта уникальная машина была создана на Харьковском паровозостроительном заводе группой конструкторов под руководством М.И. Кошкина и принята на вооружение в начале 1939г. Т-34 имел следующие характеристики: Боевая масса – 26 тонн. Экипаж – 4 человека. Вооружение – пушка 76,2мм; два пулемёта 7,62мм. Лобовая броня – 45мм. Максимальная скорость – 55км/ч.
Броня танка изготовлялась из катаных броневых листов, а её высокая надёжность достигалась за счёт их рационального наклона. Высокие ходовые качества машины определялись применением мощного дизельного двигателя и широкого гусеничного полотна. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки, установленной на танке, был способен на расстоянии в 500м пробить броню до 70мм. Технологичность конструкции Т-34 позволила в короткие сроки наладить его производство на семи различных машиностроительных заводах. До появления в 1943г. танков «Тигр» и «Пантера» немцы не имели аналогов такой бронетехники. Танк Т-34 стал легендарным символом Великой Отечественной войны.
- Сообщение обучающегося «Памятники Курской битвы на Белгородской земле».
Г) Великая Победа:
- Звучит мелодия «День Победы» /целесообразно предложить обущающимся спеть эту песню/.
- Исторический портрет «Маршал Победы Г.К. Жуков».
- Воспитательный блок: Выдержки из эссе учащихся «Мы этой памяти верны».
Кузьменко Денис: группа №12, курс №1
Прошло 65 лет после того, как закончилась война.
Сейчас многое в нашей жизни изменилось, Россия стала сильной и процветающей страной. И очень хорошо, что сейчас нет войны.
Но вот когда приходит праздник 9 мая, то война как бы вновь возвращается к нам, и потому хочется вспомнить о тех, кто отдал жизнь за нашу Родину.
Они мужественно сражались с врагом, и потому мы победили.
Когда я вижу ветерана с орденами и медалями на груди, и он рассказывает нам о войне, не скрывая своих слёз, я думаю – какое это было суровое и тяжёлое время. И мы, молодые, всегда должны помнить это героическое время и знать, какой ценой досталась нам наша мирная жизнь.
И ещё я думаю, смог бы я также мужественно защищать Родину, как наши ветераны?
Думаю, что смог бы, потому что долг каждого мужчины, защищать свой дом и свою землю.
Глухов Юрий: группа №24, курс №2
Я считаю, что наши ветераны – это живая история Великой Отечественной войны. Именно они защитили нашу Родину от разорения. Когда я слышу от молодых людей, какие - то пренебрежительные слова по отношению к ветеранам, мне становится стыдно. Ведь пройдёт немного времени и не кому будет рассказать нам о той страшной войне. Поэтому мы должны беречь ветеранов и помогать им во всём.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. На борьбу с врагом поднялись все советские люди, поэтому эту войну называют Великой Отечественной.
Советские люди проявили массовый героизм и не только на фронте, но и в тылу. Там остались подростки, старики и женщины, но они не жалели сил, чтобы снабжать фронт всем необходимым. Наравне с взрослыми с врагом сражались и дети, наши сверстники, многие из которых стали героями.
Россия не забывает своих героев, создаются музеи, мемориальные памятники, которые ведут летопись войны. Такой музей есть и в нашем училище, и мне очень нравится, когда там проходят уроки, встречи с ветеранами войны. Потому что, нельзя забывать то, что связано с Великой Отечественной войной.
Швецгебель Сергей: группа №11, курс №1
Мне трудно судить о том, что такое война. Сейчас о войне мы узнаём только от ветеранов. Именно они пережили все её ужасы - боль, разочарования, смерть.
Кто был виноват в том, что началась война? Конечно фашисты, именно они напали на нашу землю, хотели превратить русских людей в рабов. В начале войны мы терпели поражения и вынуждены были отступать. Но русский народ держался достойно и сражался с врагом, не жалея себя.
И мы победили, дошли до самого логова врага и разгромили его.
Прошло 65 лет, и люди не только с ужасом, но и с гордостью в сердце вспоминают ту войну. Ветераны рассказывают нам о войне, а мы восторгаемся – какое у русского человека большое сердце, и как оно заполнено любовью к Родине.
Люби свою Родину и знай, ты должен стать её надеждой и опорой.
- Выступление ветерана Великой Отечественной войны Давыдкина Г.А.
IV. Этап контроля и самоконтроля:
- Итоги и выводы по ходу занятия.
- Оценивание работы учащихся.
V. Этап информации о домашнем задании:
Таблица-памятка «30 знаменательных дат».
1 |
01.09.1939-02.09.1945гг. |
Вторая мировая война |
2 |
22.06.1941-09.05.1945гг. |
Великая Отечественная война |
3 |
01 сентября 1939г. |
Нападение фашистской Германии на Польшу. Начало второй мировой войны. |
4 |
22 июня 1941г. |
Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны /план «Барбаросса»/. |
5 |
08.09.1941-27.01.1944гг. |
900 дней блокады Ленинграда. |
6 |
30.09.1941-02.01.1942гг. |
Битва за Москву /Немецкая операция «Тайфун»/. |
7 |
07 ноября 1941г. |
Парад защитников Москвы на Красной площади. |
8 |
05 декабря 1941г. |
Контрнаступление советских войск под Москвой. Провал немецкого плана «Барбаросса» и операции «Тайфун». |
9 |
17.07.1942-02.03.1943гг. |
Сталинградская битва. |
10 |
02 февраля 1943г. |
Завершение операции «Уран» по окружению немецких войск под Сталинградом. |
11 |
05.07.-25.08.1943г. |
Битва на Курской дуге. Немецкая операция «Цитадель» |
12 |
12июля 1943г. |
Танковое сражение под Прохоровкой. |
13 |
05 августа 1943г. |
Освобождение Орла и Белгорода. Первый победный салют. |
14 |
25 августа 1943г. |
Освобождение Харькова /операция «Полководец Румянцев»/. Завершение Курской битвы. |
15 |
06 ноября 1943г. |
Форсирование Днепра и освобождение Киева. |
16 |
Ноябрь-декабрь 1943г. |
Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции. |
17 |
06 июня 1944г. |
Союзники открыли второй фронт. |
18 |
23.06.-10.10.1944 |
Операция «Багратион». Восстановление границ СССР. |
19 |
август 1944-апрель 1945 |
Освобождение Восточной Европы. |
20 |
29 января 1945г. |
Советские войска вступили на территорию Германии. |
21 |
04-11 февраля 1945г. |
Крымская конференция в Ялте. |
22 |
16.04-02.05 1945г. |
Битва за Берлин. Знамя Победы над рейхстагом. |
23 |
25 апреля 1945г. |
Встреча с союзниками на реке Эльбе. |
24 |
08 мая 1945г. |
Капитуляция Германии. |
25 |
09 мая 1945г. |
Освобождение Праги. Великая Победа. |
26 |
24 июня 1945г. |
Парад Победы в Москве, на Красной площади. |
27 |
17.07-02.08.1945г. |
Потсдамская конференция стран - победительниц. |
28 |
08.08-24.08.1945г. |
Разгром японских войск в Маньчжурии. |
29 |
06 и 09.08.1945г. |
Американцы сбросили атомную бомбу на японские города Хиросима и Нагасаки. |
30 |
02. сентября 1945г. |
Капитуляция Японии. Окончание второй мировой войны. |
VI. Этап рефлексии:
« Я приду на следующее занятие, потому что…»
Библиографический список:
1. Загладин Н.В. Симония Н.А. История России и мира в XX- начале XXI века,- Москва, Русское слово, 2008.
2. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX век,- Москва, Дрофа, 2002.
3. Великая Отечественная война 1941-1945гг.,Книга 1 и Том1-2,- М., Воениздат, 2005.
4. Мировые войны XX века, кн. 3-4,- М., Дрофа, 2002.
5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. — М., Воениздат, 1990.
Интернет- ресурсы:
http://www.mamba.ru
http://900igr.net/fotografii/istorija
http://ria.ru
http://www.grandars.ru/shkola/istoriya
- Здесь еще нет комментариев