ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №16
г. Строитель Белгородской области.
Методическое пособие для преподавателей.
«УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
Разработал: преподаватель
обществоведческих дисциплин
Бабынин С.А.
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………3
I. Процесс обучения………………………………………………….....4
1.1. Общие цели образования………………………………………….4
1.2. Структура стандарта образования………………………………..5
1.3. Содержание и функции обучения………………………………...6
1.4. Принципы обучения……………………………………………….6
1.5. Индивидуализация процесса обучения…………………………..7
II. Учебное занятие как основная форма организации учебно-воспитательного процесса……………………………………………..8
2.1. Дидактические требования к учебному занятию………………..8
2.2. Типы учебных занятий…………………………………………….8
2.3. Формы организации учебного занятия…………………………...9
2.4. Организационная структура учебного занятия………………….10
2.5. План учебного занятия…………………………………………….11-15
III. Заключение………………………………………………………….16
IV. Библиографический список……………………………………….17
Введение.
«Легче обнаружить заблуждение,
чем найти истину;
заблуждение лежит на поверхности,
истина – в глубине».
/Гёте/
Материал учебного пособия представлен в форме методических рекомендаций, таблиц и схем, правил, советов, суждений и выводов, в которых отражены основные вопросы методики преподавания и организации учебно-воспитательного процесса на учебном занятии, передовой педагогический опыт.
Это краткий справочник преподавателя, особенно начинающего, который поможет ему глубже овладеть знаниями и методикой обучения для успешного осуществления своих профессиональных обязанностей.
Пособие состоит из двух разделов, имеется предисловие и заключение.
В нём использованы методические материалы ведущих педагогов, в том числе и в области профессионального образования.
Изложение материала пособия в последовательной и лаконичной форме определяет высокую содержательность и логическую взаимосвязь рассматриваемых условий и требований к организации учебно-воспитательного процесса.
Это позволяет выделить главное в содержании, рассматривать раскрываемые положения в определённой системе, что может оказать практическую помощь в работе преподавателя:
- Повысить уровень педагогической эрудиции.
- Непосредственно использовать материалы пособия в своей работе.
- Оценивать собственные действия в педагогической деятельности.
3
I. Процесс обучения.
« Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать самому
- и я научусь! »
1.1. Общие цели образования.
Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособности экономики предъявляет новые, более высокие требования к подготовке, обучающихся в системе НПО, будущих квалифицированных рабочих и специалистов, которые должны уметь быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать высоким профессиональным мастерством, профессиональной мобильностью и компетентностью.
В июне 2007г. в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась Всероссийская конференция преподавателей гуманитарных и общественных наук.
Кульминацией работы конференции стал приём её делегатов Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
« Президент обозначил приоритеты национальной системы образования, цели и направленность государственной образовательной политики по созданию единого образовательного пространства, взаимные обязательства государства и школы. Что должно обеспечить конкурентоспособность российского образования на международной арене, помочь удовлетворению текущих и перспективных потребностей страны в высоко квалифицированных специалистах в различных сферах деятельности- политической, экономической, социальной, духовной». [8.23].
5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обратился с Посланием к Федеральному Собранию РФ по модернизации образования и подготовке Национальной образовательной стратегии- инициативы «Наша новая школа». [8.31]
Её составляющими стали пять основных направлений:
1. Разработка нового поколения образовательных стандартов высокотехнологичного конкурентоспособного содержания.
2. Построение разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей.
3. Разработка системы моральных и материальных стимулов поддержки учителя.
4. Совершенствование материально-технической базы российской школы.
5. Внедрение и развитие здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.
«Наша новая школа» стала широкомасштабной программой развития гуманитарного и профессионального образования, соответствующего
4
научно-техническому прогрессу, обеспечивающего общеобразовательный кругозор, профессиональную мобильность и компетентность». [8.33]
1.2. Структура стандарта образования.
Первостепенную компетентность любого преподавателя определяет его знание нормативно-законодательной базы образования, к которым относятся:
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем нагрузки учащихся, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
ГОС включают в себя несколько компонентов, которые определяют цели образования, обязательный минимум содержания образовательных программ, результат подготовки выпускников, это:
Федеральный компонент – отражает требования к образованию во всех регионах Российской Федерации.
Региональный – отражает национально-региональные требования к содержанию и качеству образования.
Компонент образовательного учреждения – отражает местную специфику образовательного учреждения.
- ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ – перечень основных нормативных документов, определяющих систему образования в Российской Федерации.
К ним относятся:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Закон «Об образовании».
- Национальная доктрина образования РФ до 2025 года.
Для реализации данных программ в современных условиях преподавателям необходимо:
1. Овладевать новыми, более совершенными, информационными
технологиями.
- Активно применять и совершенствовать новые методики, стратегии, технологии для реализации личностно-ориентировочного подхода и информационной компетенции учащихся.
- Работать над самообразованием, личными планами в соответствии с современными требованиями к педагогическому процессу.
- Участвовать в обмене передовым опытом, инновационными технологиями с целью укрепления педагогического сотрудничества.
- Плодотворно участвовать в реализации новых, комплексных программ, стратегий и технологий с целью повышения качества образования.
«Только переосмысление и новые подходы к образовательному процессу смогут дать положительный результат». [10.12]
5
1.3 Содержание и функции обучения.
Дидактические особенности содержания учебных предметов предполагают:
- Многокомпонентную структуру, многообразие изучаемых объектов.
- Органическое сочетание теоретического и фактического материала, связанного с формированием умений применять знания в разнообразных условиях.
- Значительный объём проблемного материала, требующий лабораторного исследования, самостоятельной работы учащихся.
- Вариативность учебного материала, в связи с развивающейся техникой и технологиями, необходимостью отражения «местного» материала.
Учебно-воспитательный процесс несёт в себе определённые функции:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ |
Формирование у учащихся системы научных знаний и умения применять их для решения учебных задач. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ |
Формирование у учащихся научного мировоззрения, высоких нравственных качеств, уважения к труду, социальной компетентности и соблюдения норм и правил социального поведения. |
РАЗВИВАЮЩАЯ |
Формирование у учащихся рациональных приёмов и способов мышления и деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности, культуры учебного труда. |
1.4. Принципы обучения.
Представляют собой определённую систему исходных, основных дидактических положений, требований к учебно-воспитательному процессу, направленных на конечный результат и эффективность обучения.
Общедидактические принципы |
Триединая задача обучения, воспитания и развития учащихся. Доступность и посильность обучения. Наглядность обучения. Сознательность и активность в обучении. Оптимальность различных методов, форм и средств обучения. Результативность обучения. |
Специфика профессионального образования |
Взаимосвязь и взаимодействие с современным производством. Соединение обучения с производительным трудом учащихся. Профессионально-политехническая направленность обучения. |
6
1.5. Индивидуализация процесса обучения.
В настоящее время в педагогической практике широкое распространение получил личностно – ориентированный подход к процессу обучения и воспитания, который выступает как:
- Средство самореализации, самовыражения и самоутверждения обучаемого как личности в изменяющейся социальной среде.
- Средство устойчивости и адаптации будущего работника в условиях рыночной экономики.
Новые Государственные Образовательные Стандарты второго поколения будут направлены именно на его реализацию.
« В основе содержания личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу лежит программа «минимакс» - /дать обучаемому необходимый обязательный минимум знаний и предоставить неограниченные возможности для их пополнения и развития/». [4.64]
Современная педагогическая практика предполагает для этого совершенствование на качественно новом уровне «старых», и широкое внедрение новых высокопродуктивных образовательных стратегий и технологий.
Инновационные методики Интерактивные технологии Педагогическое сотрудничество
личностно – ориентированный подход
Знания навыки умения компетенции
минимакс |
« Реализация личностно-ориентированного подхода должна не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека». [4.76]
Гуманитарным наукам, в данном случае, принадлежит ведущая роль в исполнении общественного заказа социализации личности.
Цель школьного гуманитарного образования – учить гражданственности, приверженности демократическим принципам, гуманистическим идеалам, толерантности, пониманию многообразия мира, умения мыслить самостоятельно и творчески.
7
II. Учебное занятие как основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
«Не для школы, а для жизни мы учимся».
/античный афоризм/
2.1. Дидактические требования к учебному занятию.
Вполне очевидно, что основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся учебное занятие (урок).
К нему на современном этапе образования предъявляются качественно новые, более высокие, чем ранее, критерии и требования:
«1. Высокий уровень учебно-воспитательной результативности - вооружение учащихся осознанными, глубокими и прочными знаниями, а также способами их получения и применения.
2. Высокий уровень познавательной активности учащихся - формирование и развитие познавательных интересов, положительного отношения учащихся к содержанию и процессу обучения, творческого поиска путей эффективного решения познавательных задач, к мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей учебного процесса.
3. Высокий уровень самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности - овладение учащимися приёмами и способами самостоятельной учебной работы на основе осознания ими целей, содержания и методов этой работы, желания и настойчивости в достижении результата.
4. Высокий уровень культуры учебного труда - овладение способами организации и самоконтроля учебной деятельности, умениями работать с учебными пособиями, формирование информационной компетентности учащихся.
5. Высокий уровень индивидуализации процесса обучения - целенаправленное варьирование методическими приёмами деятельности учащихся, чтобы они могли работать в полную силу своих возможностей.
6. Высокий организационно-методический уровень проведения занятия -
комплексное применение разнообразных методов и средств обучения, рациональное структурное построение учебного занятия». [5.31]
2.2. Типы учебных занятий.
« Современный учебно-воспитательный процесс, исходя и дидактических целей, предполагает различные типы учебных занятий, которые на определённом этапе обучения выполняют свою образовательную, воспитательную и развивающую функцию, а в совокупности представляют единое, логически построенное, образовательное пространство - рабочая программа, перспективно-тематическое планирование, организация внеурочной деятельности по предмету». [3.162]
8
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Усвоения новых знаний
|
Восприятие и первичное осмысление нового материала информационного характера. |
Закрепления и совершенствования знаний и умений. |
Достижение прочных знаний и умений путём их воспроизведения, повторения и практического применения. |
Комбинированные
|
Решение комплексных дидактических задач обучения. |
Повторительно-обобщающие. |
Систематизация знаний и умений, коррекция знаний, более глубокое раскрытие основных положений и фактов темы, раздела, курса. |
Контрольно-проверочные
|
Основание для получения оценки успеваемости по теме, разделу, курсу. |
Интегрированные (бинарные). |
Систематизация знаний в комплексе различных учебных дисциплин. |
2.3. Формы организации учебного занятия.
Различные типы учебных занятий предполагают применение разнообразных форм его проведения, которые определяют внутреннее содержание и наполнение учебного занятия.
В современной дидактике их разработано разнообразное множество:
- Лекция.
- Семинар.
- Лабораторное занятие.
- Учебная практика.
- Демонстрация видеоматериалов.
- Тематическая экскурсия.
- Деловая игра.
- Тренинг.
- Консультация.
- Зачёт.
- Конференция.
- Дискуссия.
- Дебаты.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Защита работ учащихся.
Несомненно, этот перечень можно и продолжить, но условно их можно разделить на три основные группы:
- Пассивные /лекция, сообщение, доклад/.
- Активные /беседа, семинар, дискуссия, конференция, деловая игра/.
- Интерактивные /проект, исследование, дебаты/.
9
2.4. Организационная структура учебного занятия.
Состоит из двух составных частей:
МАКРОСТРУКТУРА – основные структурные элементы учебного занятия.
МИКРОСТРУКТУРА – составные части структурных элементов учебного занятия.
Структура (этапы) учебного занятия
(Конструируется в соответствии с типом и формами организации учебного занятия и может включать в себя следующие этапы)
МАКРОСТРУКТУРА |
МИКРОСТРУКТУРА |
Организационный этап |
Приветствие, контроль посещаемости. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. |
Этап проверки домашнего задания |
Возможность оценить самостоятельную (домашнюю) работу учащихся, используя различные формы индивидуальной и групповой работы. |
Этап актуализации темы |
Сообщение темы, целей и задач занятия, характера работы с целью стимулирования мотивации и познавательной активности учащихся. |
Этап первичной проверки понимания новой темы |
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений учащихся. |
Этап изучения нового материала |
Объяснение с помощью различных форм и средств обучения (в том числе ИКТ). |
Этап систематизации знаний |
Промежуточный контроль знаний и умений учащихся с целью проверки их усвоения и ликвидации пробелов. |
Этап комплексного применения знаний и способов деятельности |
Самостоятельная работа учащихся по заданию учителя - лабораторно-практическая работа, карточки-задания, тесты и т. д. (возможна взаимопроверка самими учащимися). |
Этап изучения и анализа источников, дополнительного материала |
Самостоятельная работа учащихся с учебником, дополнительной литературой и другими источниками под контролем учителя. |
Этап закрепления и обобщения новой темы |
Промежуточные и итоговые контрольные вопросы, эвристическая беседа с целью проверки усвоения изучаемого материала. |
Этап контроля и самоконтроля |
Выводы и замечания по ходу учебного занятия. Оценивание работы учащихся на занятии. |
Этап информации о домашнем задании |
Стимулирование самостоятельной работы учащихся по усвоению изучаемой темы. |
Этап рефлексии |
Контроль результативности занятия. |
10
2.5. План учебного занятия.
Является основным обязательным документом присутствия учителя на уроке и выполнения им своих служебных обязанностей и отражает дидактические принципы и структурное построение учебного занятия.
Рассмотрим конкретный пример плана проведения учебного занятия.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по предмету: История России и мира.
Тема учебной программы:
Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX вв.
Тема учебного занятия:
Россия в начале XX века.
Цели и задачи учебного занятия:
1. На основе новейших научных представлений выявить основные тенденции развития России в начале XX века. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.
2. Дать образное представление о влиянии на развитие общества деятельности исторических личностей, исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития.
3. Способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к отечественной истории.
4. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, учащихся при выполнении различных видов деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Учебное занятие - практикум.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация
11
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
№ п/п |
Ход занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы |
Время мин. |
I |
Этап организации занятия. |
2 |
II |
Этап актуализации. |
3 |
III |
Этап закрепления и обобщения темы. |
34 |
IV |
Этап контроля и самоконтроля. |
3 |
V |
Этап информации о домашнем задании. |
1 |
VI |
Этап рефлексии. |
2 |
Ход учебного занятия:
I. Этап организации занятия.
- Проверка списочного состава.
- Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.
II. Этап актуализации.
Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия (слайд №2)
III. Этап закрепления и обобщения темы.
1. История России в цифрах (слайд №3-4).
- Учащиеся должны вставить цифры в текст.
В начале XX века территория России составляла 22 млн. кв. км, или более
16 % обитаемой суши. Население страны составляло 185,2 млн. человек, из которых 121 млн. человек были русские, украинцы и белорусы.
Россия была многонациональной страной, так как на её территории проживало более 100 больших и малых народов.
2. Личность, дата и событие (слайд №5-6).
- Учащиеся должны сделать сопоставление.
1.Николай II 2.П.А. Столыпин 3.А.А. Брусилов 4.Г.А. Гапон 5.С.О. Макаров
А.9.01.1905г. Б.02.03.1917г.В.1916г. Г.1904-1905гг.Д.1906-1911гг.
1.Русско-японская война. 2.Прорыв австрийского фронта.
3. Отречение от власти.4. На посту премьер-министра.
5.Кровавое воскресенье.
Ответ: 1-б-3; 2-д-4; 3-в-2; 4-а-5; 5-г-1
12
3. Исправить исторический текст (слайд №7-8).
- Учащиеся должны найти ошибки в тексте.
Он был высокого роста, всегда носил военную форму и потому выглядел старше своих лет. Его считали способным правителем и называли «человеком среднего масштаба». Последний русский царь был добрым и холодным к чужим людям, но не любил свою семью и был прекрасным семьянином. Если бы он был простым человеком, то прожил бы жизнь полную гармонии - всегда на работе поощряемый начальством.
4. Дополнить фразу (слайд №9-10).
- Учащиеся должны провести ассоциацию.
Одинокий Большая азиатская Брусиловский Кровавое Многонациональное Православное Сельское Мировая Самодержавная Привилегированное |
Прорыв Хозяйство Монархия Реформатор Воскресенье Война Сословие Программа Государство Христианство |
Ответ:
Одинокий реформатор
Большая азиатская программа
Брусиловский прорыв
Кровавое воскресенье
Многонациональное государство
Православное христианство
Сельское хозяйство
Мировая война
Самодержавная монархия
Привилегированное сословие
13
5. Разгадать чайнворд (слайд №11-12).
и |
в |
а |
н |
|
|||
м |
е |
щ |
а |
н |
е |
|
|
п |
ё |
т |
р |
|
|||
е |
р |
м |
а |
к |
|
||
р |
у |
с |
ь |
|
|||
и |
г |
о |
р |
ь |
|
||
я |
п |
о |
н |
и |
я |
|
|
1. Имя Грозного царя.
2. Бедное городское население.
3. Великий император
4. Атаман, покоритель Сибири.
5. Киевская …
6. Князь, по прозвищу «Старый».
7. Главный соперник Росси на Дальнем Востоке.
IV. Этап контроля и самоконтроля.
- Выводы и замечания по ходу занятия.
- Оценка работы учащихся на занятии.
V. Этап информации о домашнем задании (слайд №13).
Сделать сообщение об исторической личности:
«Царевич Алексей (1904-1917)».
VI. Этап рефлексии(слайд №14).
Ответь одним предложением
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- я попробую…
- мне захотелось…
14
Литература:
1. Н.В. Загладин Н.А.Симония История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 4,- Москва, Русское слово,2007г.
2. И.П Зырянов Н.К. Буганов История России часть1,- Москва, Просвещение, 2002г.
3. В.Н. Балязин Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС,
2006г.
4. А.С. Панарин Россия в циклах мировой истории,- Москва, Просвещение, 1999г.
Интернет – ресурсы:
- http://ru.picscdn.com/image/132b54da/
- http://rufoto.eu/domain/vorsma.info/
- http://rulinks.in/keyword
- http://rufoto.eu/keyword
Такое построение учебного занятия даёт возможность преподавателю проследить степень усвоения учащимися изучаемого материала, наметить мероприятия по возможной ликвидации «пробелов» в их знаниях и дальнейшего их воспроизведения и восполнения.
15
III. Заключение.
«Факт сам по себе ничто, важна только
идеальная сторона факта, мысль, из него
вытекающая и им подкрепляемая».
/К..Д. Ушинский/
Учитель в наше время не может работать, руководствуясь только лишь собственной интуицией и опытом.
Мастерство, опыт, качество – есть всегда результат изученного, осмысленного, проверенного на практике.
При изучении передового не нужно «механическое» его перенесение в свою работу. Как правило, в этом случае, вас постигнет неудача.
«Не следует увлекаться «ультрановым» и проходить мимо обычной добросовестной работы учителей, секрет которых в систематическом воплощении в жизнь эффективных дидактических и методических принципов и правил». [5.117]
Учитель, который сам не смог создать нового, но грамотно и умело сумел использовать все передовое и достигнутое, может и должен служить образцом для подражания.
Опираясь на то, что найдено другими, ищите сами. При этом рождается своя система работы, а не скопированная.
Но и двигаясь вперёд, в ногу со временем, не нужно разрушать старого, много раз себя оправдавшего.
«В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».
/Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа»/
16
IV. Библиографический список.
Литература:
1.Фонштейн Н.М. Трансферт технологий и эффективная реализация инноваций,- М., ЦКТ АНХ, 2007г.
2.Фирсов В.А. Международный рынок технологий,- М., «Экономика и коммерция», 2003г.
3.Фоломьев А.Н., Гейгер Э.А. Менеджмент инноваций: теория и практика,- М., Изд. Российской Ак. Гос. Службы, 1998г.
4.Халаджан, Н.Н. Фундаментальный курс творческой ориентации личности, - М., Академия, 2005г.
5.Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов,- М., Академия, 2005г.
6.Бобровников, А.В. Цикличность в динамике инновационного процесса, - М., Просвещение, 2001г.
7.Краюхин Г.А., Шайбаков Л.Ф. Основы государственного управления инновационными процессами,- Санкт-Петербург, Изд. СПб. Гос. инж.-экон. Академии, 2003г.
8. Хуторской А.В. Формы и методы обучения,- М., изд.«Эйдос», 2005г.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии,- М., Владос, 1998г.
10. Занкова Л.В. Развитие школьников в процессе обучения,- М., Просвещение, 1997г.
Интернет-ресурсы:
http://www.detskiysad.ru
http://otherreferats.allbest.ru
http://www.upk.org.ua
17
Рецензия на методическое пособие Бабынина С.А.,
преподавателя истории и обществознания
ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области
по теме: «Учебное занятие как основная форма
организации учебно-воспитательного процесса».
Работа выполнена согласно требованиям и стандартам, предъявляемым к оформлению данной работы: имеется план работы, даны список и характеристика использованной литературы, сноски на испол
- Здесь еще нет комментариев