Урок музыки в 4 классе
Тема урока: «Выразительность и изобразительность в музыке»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: через понятия «изобразительность и выразительность» раскрыть художественную ценность музыкальных произведений.
Задачи:
- Расширить представления детей об изобразительности и выразительности в музыке;
- Переводить художественные образы с языка одного вида искусства на другой;
- Анализировать воплощение музыкальных образов в интонациях, жанрах и средствах музыкальной выразительности;
- Познакомить с фортепианным циклом М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»;
- Показать работу с различными видами информации: текстовая, презентационная, музыкальная, художественная.
Методические принципы:
- Целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии;
- Освоение музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, звуковой;
- Освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода.
План урока:
1 блок: через знания о средствах музыкальной выразительности, выбор эпиграфа к уроку - выйти на тему урока.
2 блок: раскрытие темы урока. Определить назначение изобразительности и выразительности для музыкальных образов. Ответить на вопросы: Существуют ли произведения только выражающие, и только изображающие? Являются ли средства музыкальной выразительности и средствами музыкальной изобразительности?
Знакомство с фортепианным циклом «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского (история создания).
Анализ музыкальных образов через работу с музыкальной информацией, художественной информацией, презентационной.
3 блок: закрепление изученного, обобщение темы урока – вывод о единстве изобразительности и выразительности в музыке, об их художественном значении для музыкальных образов.
Оборудование для проведения урока: компьютер, проектор, экран, музыкальный материал, раздаточный материал (высказывания о музыке), презентация.
Ход урока
Орг.момент – приветствие.
1 блок:
Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с удивительным миром музыки. Но сегодня мне бы хотелось, что бы вы сами определили тему нашего урока. Посмотрите на доску (кластер). Перечислите то, что отмечено: тембр, темп, динамика, лад, регистр, длительности, штрихи. Что это? Что это за средства? (СМВ). Зачем они нужны композитору? Что бы сделать музыку выразительной, понятной для нас. А что музыка может выражать? (чувства, мысли, настроение). Хорошо. А музыка только умеет выражать? (если дети не называют изобразительность, то на примере р.н.п. «Вниз по матушке по Волге», где я исполняю голосом – дети отвечают, какие чувства выражает песня, и что она изображает). Итак, музыка может быть выразительной и изобразительной. Назовите тему сегодняшнего урока: «Выразительность и изобразительность в музыке», молодцы. А сейчас обратите внимание на карточку №1 у вас на столах. В ней вы найдете три высказывания о музыке. Выберите тот, который станет эпиграфом к нашему уроку, т.е. будет соответствовать теме урока. Работайте в парах, обсудите и придите к единому выбору. (работают)
Итак, эпиграфом к нашему уроку будет чье высказывание? Дети зачитывают Музыка - это язык души; это область чувств и настроений; это - в звуках выраженная и красиво нарисованная жизнь души. (А.Н.Серов). Молодцы. Раскрывается доска, где записан эпиграф и три вопроса.
2 блок:
Ближайшие уроки мы с вами будем говорить о выразительности и изобразительности в музыке. И нам необходимо ответить на три вопроса:
- В чем назначение изобразительности и выразительности для музыкальных образов?
- Существуют ли произведения только выражающие, и только изображающие?
- Являются ли средства музыкальной выразительности средствами музыкальной изобразительности?
И на основе произведений М.П.Мусоргского мы постараемся ответить на эти вопросы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Зимой 1874 года в Санкт-Петербурге состоялась посмертная выставка акварели, рисунков и проектов художника В.А. Гартмана. М.П. Мусоргский к тому времени собирался посвятить памяти друга какое-либо свое сочинение. И под впечатлением от выставки Мусоргский задумал написать несколько фортепьянных пьес в форме сюиты под названием «Картинки с выставки».
«Картинки с выставки» - это сюита из десяти пьес, каждая из которых озвучивает одну из работ художника. Есть ли в данной информации вам слова, понятия которых вам неизвестны? (сюита – даем определение)
Скажите, а как можно музыкой оживить произведения живописи? Чем музыкальная картина будет отличаться от изобразительной? - Для того чтобы создать звуковую картину необходимо, чтобы персонаж заговорил или запел, необходимо чтобы персонаж начал двигаться, чтобы в музыке нашли выражение его жесты, мимика, пантомимика, походка.
И вот здесь самое важное место отводится выразит-ти и изобразит-ти музыки.
Я предлагаю вам послушать одну тему и определить ее героя, какой он, где находится.
- Слушаем «Прогулка». Анализ.
С помощью наводящих вопросов дети по музыке определяют героя произведения - бодро шагающий доброжелательный мужчина средний лет.
По размашистости мелодии можно понять, что герой находится в довольно объемном помещении, он находится в начале пути, прогуливается в предвкушении чего-то очень хорошего. Благодаря каким средствам это удалось передать? (тембр, темп, лад и т.д.)
Тема этого героя будет звучать на протяжении всего произведения, т.к. наш герой передвигается по выставке от одной картины к другой. А как вы думаете, его образ будет всегда таким, каким мы его описали? Почему? Узнаем, когда прослушаем всю сюиту.
А сейчас, давайте познакомимся с первой картиной (на слайде «Гном»)
На рисунке В.Гартмана была изображена елочная игрушка - щипцы для колки орехов в виде маленького гнома. Рассмотрите рисунок гнома и попытайтесь сами озвучить рисунок. Здесь главное - смоделировать возможные движения маленького гнома.
Как щипцы могут выглядеть? - Ручка может быть в виде ног гнома, а колка в голове. Может ли гном ходить? - Поступательно не может, ноги скреплены, гном может на своих ногах только подскакивать и прыгать. Может ли гном кружиться на одном месте?
- Может кружиться, а двигаться только скачками. Как это будет выражено в музыке?
Какие звуки мы слышим в момент колки ореха? - Два момента: закрепление ореха, и раскалывание ореха, один звук слабенький, а второй - длинный и сильный. Гном может кружиться, раскачиваться, быть на одном месте или передвигаться скачками.
Давайте послушаем пьесу Мусоргского и попробуем охарактеризовать образ гнома, созданный композитором.
- Слушаем «Гном». Анализ. Находим общее моделировании детей и воплощением замысла композитора. Делаем акцент на СМВ.
Скажите пожалуйста, можем ли мы уже сейчас ответить на поставленные в начале урока вопросы? Отвечаем.
Молодцы. Домашнее задание – выписать в тетрадь определение – сюита, и узнать, чей образ композитор изобразил в пьесе «Прогулка».
Спасибо за урок.
- Здесь еще нет комментариев