Моя практика показала, что цели учителя, какими бы педагогически и методически выверенными они ни были, остаются для учащихся внешними целями и не вызывают желания узнать новое, а следовательно, не сформируют у учащихся ни новых потребностей, ни критического мышления. Чтобы у ученика появилось желание познавать математику, для него сознательно и специально нужно формировать соответствующие потребности через мотивационные цели деятельности.
Традиционные методы обучения не позволяют этого добиться в полной мере, т.к. ученики получают знания непосредственно от учителя, при этом учащиеся часто допускают ошибки в практической деятельности, они не уверены в себе, в своих способностях. Все эти трудности вызывают, как правило, нежелание учиться, пассивность на уроках, безответственность и безнравственность поступков.
«КИМД (коллективно-индивидуальная мыследеятельность) - модель саморазвития человека» помогает организовать такую познавательную деятельность учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Помогает научить ребенка учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, развивая желание узнавать новое, а затем применять на практике. Данная модель воплощается в режиме как индивидуальной, так и коллективной деятельности. Коллектив при этом становится одним из механизмов развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого и направлены на раскрепощение процесса обучения, позволяющего свободно жить в постоянно меняющемся мире. При этом педагог организует такую развивающую среду, которая вызывает у них действовать по нормам общественных отношений:
- Каждый имеет право высказывать свою точку зрения, отстоять ее убедительной аргументацией.
- Каждый обязан выслушать другого, терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное.
- Каждый несет личную ответственность за доверенную часть общего дела.
Свои уроки организую согласно тактам технологии КИМД по следующей схеме:
1-й такт – исследование организуется развивающее пространство, переводящее внешние цели учащихся во внутренние. На этом этапе предлагаю учащимся решить проблемную или учебную задачу, позволяющую выявить проблемы в познаниях, и учителю совместно с учащимися устанавливить цели урока на познание и развитие.
2-й такт – проектирование КИМД создание проекта решения проблемы: учащиеся предлагают программу деятельности на уроке, которую учитель записывает на доске. Создаются микрогруппы, выбираются средства и формы добывания достоверной информации.
Одним из способов добывания информации на уроке является интернет, который, как правило, выбирают если не все, то большинство учащихся класса.
3- й такт – исполнение общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций, выработка алгоритма решения.
Изучив полученную информацию (теорию) учащиеся предлагают алгоритм решения задачи. Приводят примеры. Отрабатывают навыки решения подобных задач при решении заданий в группе и индивидуально.
В случае возникновения «Интеллектуального голода», приостановки процесса познания учитель выдает необходимую информацию.
4-й такт – рефлексия учебной деятельности, постановка новой проблемы после того как учитель оценил деятельность отдельных учащихся на уроке, предлагаю учащимся обратиться к совместной и индивидуальной деятельности – рассказать о неудачах и затруднениях, выявить причины своих ошибок по содержанию и по способу общения. Здесь идет ввод учащихся в новую проблему. Благодаря рефлексии учитель меняет обучение в зависимости от состояния учащихся.
Технология саморазвития человека позволила мне структурно организовать изучение предмета, установить межпредметную интеграцию посредством модульного обучения и введения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения. При этом компьютер выполняет следующие функции: 1) функции учителя - источник учебной информации; тренажер; 2) функции рабочего инструмента: средство подготовки текстов, выступлений.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.
Включение в ход урока информационно–компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Решая, компьютерные тесты учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка.
Свои уроки я провожу в виде:
- лекций с использованием мультимедийного проектора позволяющего расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point, учащимися или найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные для конкретной аудитории;
- использую компьютер в качестве тренажера для развития математических знаний ученика при выполнении практических работ в школе и дома. Помогают мне в этом электронное учебное издание «Математика 5-11», издательства «Дрофа» и фирмы «ДОС», которое включает в себя теоретические и исторические материалы, виртуальную лабораторию и упражнения для самостоятельной работы учащихся, электронный учебник-справочник «Алгебра», который служит ученику справочником, обучающим устройством и тренажером, комплекс « 1С: Репетитор. Математика»;
- использую ресурсы Интернет выполняющего функции учителя как источника учебной информации, приводящего учащихся к выработке алгоритма решения задачи, предлагаю учащимся, пользуясь ресурсами Интернет отобрать материал (в том числе к ЕГЭ), скомпоновать его определенным образом, выделить главное;
- применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что экономит время урока;
- при закреплении изучаемого материала использую компьютерные презентации творческого характера по данной теме, в том числе о жизни замечательных людей;
- активно пользуюсь информацией из Интернета при подготовке КИМов, тренировочных материалов (в том числе ЕГЭ), рефератов, уроков, для проведения внеклассной работы;
- использую видео уроки других учителей, в том числе для подготовки к ЕГЭ.
Компьютерные технологии стали уже неотъемлемой частью жизни многих детей. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Однако не надо забывать, что именно учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.
Существует и ряд проблем, связанных с подготовкой и проведением уроков: сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий, не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе, в школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках, не хватает (или вообще нет) мультимедийных средств и программ. Поэтому считаю, что использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а является сочетанием уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов, дающих возможность учащимся наиболее полно использовать все виды деятельности на уроках для познания новой информации.
Например, при изучении темы «Признаки делимости» предлагаю учащимся (по вариантам) разыскать информацию в интернете самостоятельно и представить проект всему классу. При изучении темы «Иррациональные уравнения», предлагаю (по группам) на выбор поискать ответы в словаре, или в справочнике, или в учебнике, или в Интернете (как правило - выбирают интернет).
Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Все это способствовало повышению уровня математической подготовки учащихся.
Конспект урока алгебры 8 класса
Тема урока: Иррациональные уравнения
Тип урока: Интегрированный урок (алгебра, геометрия, информатика) - изучения нового материала.
Цель урока: Развить знания учащихся по теме: “ Уравнения” на примере решения иррациональных уравнений.
Задачи:
Обучающие: Дать определение и вывести алгоритм решения простейших иррациональных уравнений.
Развивающие: Развитие операций мышления (обобщение, анализа, выделение существенного), внимания, навыков сотрудничества.
Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к изучению математики, стремления к саморазвитию.
Средства обучения: учебники, задачники, справочники, интернет.
Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся должны сами отыскать алгоритм решения простейших иррациональных уравнений, и овладеть навыками решения.
Ход урока.
- 1. Исследование.
Учитель: предлагаю решить задачу по геометрии (работа в группах).
Найдите катеты прямоугольного треугольника, если известно, что один из катетов больше другого на 1 см, а гипотенуза равна 5 см.
Один из возможных вариантов решения (если такого нет, учитель показывает сам)
Пусть (см) - один катет (а), тогда другой - (см). По теореме Пифагора имеем , следовательно, , упростим выражение под корнем, получим . Но такое уравнение мы решать не умеем!
Учитель. А хотите научиться? Предлагаю новую тему «Иррациональные уравнения».
- Проектировочный такт.
Учитель: попробуем сформулировать цели урока, составить программу деятельности.
Цель: научиться решать иррациональные уравнения.
Программа деятельности:
- Выяснить, какие уравнения называются иррациональными;
- Выяснить алгоритм решения;
- Отработать навыки решения иррациональных уравнений.
Учитель. Где мы можем раздобыть эти знания?
Предполагаемые ответы: учебник, учитель, интернет и пр.
Учитель. Предлагаю каждой группе (на выбор) поискать ответы в словаре, или в справочнике, или в учебнике, или в Интернете (как правило все выбирают интернет)
- Испольный такт. (Учащиеся приступают к поиску и выводам).
Учитель: напоминаю вам, чтобы добыть достоверную информацию необходимо: уметь выделять главное, критически относиться к полученной информации, но если вы уверены в её достоверности, - уметь отстоять свою точку зрения, уважать себя, своих одноклассников и учителя внимательно выслушивать их, не перебивая и не навязывая свою точку зрения, если хочешь высказаться или ответить подними руку.
Учащиеся (отчет микрогрупп по результатам проделанной работы)
- Если в уравнении переменная содержится под знаком квадратного корня, то уравнение называют иррациональным (сверить: слайд 1)
- · Алгоритм (вывод учащиеся, слайд 2)
- 1. Возвести обе части в квадрат;
- 2. Решить, полученное уравнение
"Линейное» (повторить алгоритм) "Квадратное" (повторить алгоритм)
- 3. Анализ полученных корней (проверка или по смыслу)
- · Отработка навыков решения по алгоритму (ученик у доски).
Например:
.
Учитель. Предлагаю в группах довести до конца решение геометрической задачи, предложенной в начале урока (сверить: слайд 3)
Ученики. После решения, делают вывод, что один из коней не подходит к условию задачи, т.к. является числом отрицательным.
- 4. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Выставляет оценки за индивидуальную работу. Оценку деятельности остальных учащихся предлагаю обсудить в группах.
Учитель. Смогли вы на сегодняшнем уроке чему- то научится?
Где могут пригодиться эти знания?
Насколько активны вы были на сегодняшнем уроке, как вашу деятельность оценила группа? Согласны вы с этой оценкой? Почему?
Домашнее задание. §30,примеры 1,2,3, 4*
Учитель. Какие из данных уравнений можно решить устно?
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Это еще один метод решения иррациональных уравнений «Метод пристального взгляда» и как вы, наверное, догадываетесь, есть и другие методы решения иррациональных уравнений, но с ними мы познакомимся в 11 классе.
- 5. Постановка новой проблемы: как вы считаете, достаточно хорошо мы научились решать простейшие иррациональные уравнения или стоит отработать навыки решения на следующих уроках? (предполагаемый ответ - продолжить)
Учитель. На следующем уроке мы продолжим отработку навыков решения иррациональных уравнений. Это будет урок-практикум.
Спасибо всем за урок!
- Здесь еще нет комментариев