Шабалина Н.В., учитель начальных классов ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2006г. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.
Учебник « Чтение и развитие речи», авторы—составители: З.Н.Смирнова, Г.М. Гусева.
Урок чтения и развития речи в 3 классе по теме:
В.Катаев Грибы.
Форма проведения урока: передача «Окно в природу».
Цель: Ознакомление учащихся с творчеством писателя, с содержанием рассказа.
Задачи:
1.Учить осознанному и правильному чтению вслух целыми словами, соблюдению нужной интонации и знаков препинания; расширить понятия о грибах.
2. Способствовать коррекции недостатков развития речи путём применения разных видов чтения; развития эмоций на основе чтения по ролям; инсценировки части рассказа.
3. Воспитывать мотивацию к учению путем проведения урока в нетрадиционной форме.
Оборудование: портрет автора; иллюстрации грибов; ребус – таблица; иллюстрация «Журавли»; аудиозапись «Звуки леса»; аудиозапись «Мы корзиночки несём»; математический ребус – таблица; корзиночки с грибами; сигнальные карточки, презентация урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Доклад дежурного.
2. Психологический настрой.
Осень, осень, красота
Что же нам ты принесла?
Ты подумай, не спеши
И приметы расскажи.
Дети называют приметы осени по очереди.
Учитель: У нас сегодня необычный урок чтения – урок-передача «Окно в природу». Мы будем думать, читать, правильно говорить, познакомимся с новым произведением. В нашей передаче мы узнаем много нового, интересного, полезного.
II. Речевая разминка.
Учитель: Открываем мы страницу,
Ох, какой же кавардак!
Мы поставим буквы в ряд
Чтоб скороговорку почитать.
1. Чтение скороговорки:
Звенит звонок, звонок зовёт.
Зоя в класс к себе идёт.
Задания:
- чтение глазами (про себя);
- чтение учителем;
- чтение учащихся с ускорением, индивидуальное чтение.
2. Жужжащее стихотворения «Осень»:
Осень в гости к нам пришла
И подарок принесла.
Кто стихотворение прочитает,
Тот многое узнает.
Дети читают стихотворение «Осень» Н. Некрасова.
Задания:
- жужжащее чтение;
- чтение хором;
- чтение парами;
- чтение девочек (чтение мальчиков).
III. Проверка домашнего задания.
Учитель: Что же дальше видим мы в нашей передаче?
Рассказ «Улетают журавли».
Как вы подготовили домашнее задание?
У учащихся карточки с тестами. Выбирают правильный ответ, озвучивают. Контролируют ответы сигнальными карточками.
1. Тест по разделу «Улетают журавли»:
1) Когда улетают журавли:
а) зимой;
б) летом;
в) весной
г) осенью.
2) Почему улетают журавли:
а) холодно;
б) жарко;
в) не интересно.
3) Как они готовятся к отлёту:
а) собираются стаями в косяк;
б) прощаются с болотом;
в) готовят зимние вещи.
4) Где журавли останавливаются на отдых:
а) в лесу;
б) на краю болота;
в) в гостинице.
Презентация урока. Проверка выполнения тестов по компьютеру.
2. Работа по учебнику, выборочное чтение.
Учитель: Найдите в рассказе, где говорится о том, что тёплые страны находятся далеко и что лететь туда трудно. ( Учащиеся работают с текстом) IV. Сообщение темы урока.
1. Работа с ребусом.
Учитель: Что же будем мы читать
На страницах передачи,
Должны вы ребус разгадать
И нам об этом рассказать.
Презентация урока. На экране ребус – шифровка названия темы урока.
- Решите примеры, поставьте числа в порядке возрастания и узнаете название произведения.
2) 7 + 5 = 12 (Р) Г Р И Б Ы
1) 8 + 3 = 11 (Г) 11 12 13 14 15
3) 20 – 7 = 13 (И)
4) 18 – 4 = 14 (Б)
5) 9 + 6 = 15 (Ы)
Учащиеся работают у доски и за партами.
2. Рассказ В. П. Катаева «Грибы».
Учитель: Мы познакомимся с рассказом В. П. Катаева «Грибы».
Ученик делает сообщение биографии писателя. (Презентация урока. Портрет писателя - иллюстрация на экране)
Учитель: Какие рассказы В. П. Катаева вы читали?
Учащиеся называют рассказы.
V. Подготовка к восприятию.
Учитель: Какие грибы вы знаете? Как нужно собирать грибы?
Презентация урока.
На экране иллюстрации с грибами; иллюстрация гриба с грибницей.
Учитель: Грибы нужно срезать у корешка. Корешок оставлять в земле. Иначе гриб здесь не вырастет. Эти правила нужно соблюдать при сборе грибов.
VI. Основная часть урока.
Учитель: Вот послушала я вас,
Теперь начну читать рассказ.
1. Словарная работа.
Собачьи грибы – это поганки, несъедобные грибы.
Презентация урока – иллюстрация несъедобных грибов.
2. Чтение рассказа учителем.
Дети следят глазами за текстом при чтении учителя.
3. Беседа по первичному восприятию.
- Что вам было непонятно в рассказе?
- Как называется рассказ? Кто автор?
- Как зовут детей?
- Куда ходили дети?
- Ребята, давайте и мы прогуляемся в лес.
VII. Физкультминутка.
1. Упражнение с движением.
Идём в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку. (2 -3 упражнения). Умылись (имитация), оделись. Взяли корзинки и пошли. Идём по лесу. Деревья большие. Раздвигаем ветки (имитация). Чтоб найти гриб, надо наклониться. Увидели, присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше.
Ещё гриб. Наклонились, присели, срезали, положили в корзинку. Полная корзинка.
2. Дыхательная гимнастика.
Учитель: На грибах листочки, иголки от ёлочек. Давайте их сдунем ( Набрать в лёгкие воздух – выдохнуть).
3. Гимнастика для глаз на расслабление глазодвигательных мышц.
Учитель: Закройте глаза, послушаем звуки леса. (Аудиозапись «Звуки леса»).
- Как вы думаете, в какое время года вы слушали звуки леса?
VIII. Работа с книгой.
Учитель: Мы по лесу гуляли
И немножечко устали.
Посидим, отдохнём
И рассказ читать начнём.
1. Чтение учащимися рассказа:
- в полголоса;
- громко;
- шёпотом.
2. Беседа на закрепление по содержанию рассказа:
- Какие грибы собрал Павлик?
- Какие грибы собрала Женя?
- Какие грибы собрала Инночка?
- Кто из ребят лучше всех умел собирать грибы?
Презентация урока.
На экране появляются иллюстрации грибов по мере ответов детей.
3. Чтение по ролям.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем рассказ «Грибы», 2 – ю часть по ролям.
(Чтение учащимися произведения по ролям).
IX. Закрепление.
1. Игра «Я – артист».
Учитель: Ребята, поиграем в игру «Я – артист», покажем небольшой спектакль о нашем рассказе «Грибы».
Инсценировка рассказа «Грибы». Исполнение учащимися песни «Мы корзиночки несём» под музыкальное сопровождение. Рассматривание корзинок с грибами (поганки, мухоморы, съедобные грибы - муляжи).
2. Дидактическая игра «Грибы».
Учитель: Ребята, передача у нас познавательная. Сейчас мы повторим, какие грибы съедобные, какие несъедобные.(Учащиеся расставляют картинки-грибы под карточками «Ядовитые», «Съедобные». Презентация урока – проверка работы детей по компьютеру.
Вопросы:
- Назовите съедобные грибы?
- Почему грибы называются ядовитые? Назовите их?
X. Итог урока.
- В какой передаче мы сегодня участвовали?
- Как нужно правильно собирать грибы?
- Что нового вы узнали из рассказа?
- Что вам понравилось на уроке?
- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?
XI. Домашнее задание.
1.Чтение рассказа по ролям.
2. Ответить на вопросы по произведению
3. Найти загадки, приметы о грибах.
4. Нарисовать грибы.
XII. Оценка деятельности учащихся.
- Кто занимался на уроке активно? Кто грамотно читал?
Оценка деятельности учащихся на уроке.
Анохина Ю.В. написал(а) 3955 дней назад (позитивно) 1Замечательная разработка урока <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-ansi-language:AZ-CYR; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:10.0pt; line-height:115%;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> ! Можно сразу в работу <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-ansi-language:AZ-CYR; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:10.0pt; line-height:115%;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> !
0 очков