Урок по химии
в 9 классе по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Металлы и их соединения».
Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.________________________________________________
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа._________
3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме»._____________________________________
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.__________
Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____
Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом из алюминия, три мини лаборатории, три кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария.____________________________________
Ход урока. |
Методич. приемы. |
I. Организационный момент. Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово учителя. 1. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться три команды. 2. Деление класса на три команды. 3. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.
III. Игра «Брейн-ринг» Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки. Итак, 1 тур «Вопрос – ответ». За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим. 1. Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь). 2. Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные). 3. Какой металл самый легкий? (литий). 4. Как называется сплав меди с оловом? (бронза). 5. Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность). 6. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия). 7. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина). 8. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия). 9. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия). 10. Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо). 11. При грунтовке потолков и стен используют раствор медного купороса. Можно ли его готовить и хранить в железных ведрах? (нет, т.к. железо более активный металл, чем медь и будет вытеснять её из раствора медного купороса). 12. Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды). 13. Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнетит или магнитный железняк). 14. Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз). 15. Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).
2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу). Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu Для 1 и5 указать переход электронов, окислителя, восстановителя Для 2 и 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.
3 тур. Конкурс капитанов. (3 хима). Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу: Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?
Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг 16 кг х кг Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe 1 к/моль 2к/моль 160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг. Ответ: 5,4 кг.
Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку. «Черный ящик»: в этом ящике находится предмет, выполненный из металла, который вам необходимо угадать. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу этот металл, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный металл команда получит 5 химов. Подсказки: 1. Этот металл называют металлом ХХ века, хотя он известен еще с античных времен. 2. Еще недавно считалось, что этот достаточно активный металл не встречается в природе в свободном виде, как, например, золото, серебро или медь. Однако в 1978 г в породах Сибирской платформы был обнаружен этот металл в самородном виде. 3. Существует легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию (14-27 гг. н.э.) чашу из этого металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы. 3. Менделеев называл этот металл - металлом квасцов или глинием. 4. На всемирной выставке в Париже на этот металл смотрели как на драгоценность, в то время килограмм этого металла стоил 1200 долларов, дороже золота.
Проверка решений задачи на доске капитанов.
И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом». Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 – хлорид бария, в склянке №2 – гидроксид натрия, в склянке №3 – хлорид алюминия).
IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок. V. Домашнее задание: Повторить §§ 4-14 к контрольной работе. Стр. №5, стр. № |
2 мин.
1-2 мин.
30 мин.
Устно с места команды отвечают на вопросы
По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.
Капитаны решают задачу на доске.
Команды угадывают металл по подсказкам.
Команды выполняют опыты по распознава- нию в-в.
3 мин. 1 мин.
|
Кабанова Н.Н. написал(а) 3623 дней назад (нейтрально) 0Здорово! Понравилось, все оччень продумано!
0 очковАлексеева Н.В. написал(а) 3662 дней назад (позитивно) 1Очень интересный необычно построенный урок. Обобщение по плану, но во время игры. На обычном повторении и обобщении, чаще всего, ученик слабой подготовки будет "прятаться под парту". А вот не участвовать в интересной игре он не захочет. таким образом максимальное участие, лучше усваивается и запоминается материал. Мне очень понравилсч Ваш урок-игра, Светлана Вячеславовна, успехов!
0 очков