ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.).
Данная рабочая программа реализуется на основе следующих документов:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2008 г. (Авторская программа по алгебре
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.)
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
1) Цели изучения курса:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин; решения задач;
- продолжить развивать вычислительные и формально-оперативные алгебраические умения до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов;
- продолжить развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- продолжить учить ясно и точно излагать свои мысли;
- продолжить формировать умение работать по алгоритму;
- продолжить формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы.
2) Задачи курса:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
3) Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
Количество учебных часов:
В год - 102 часа (3 часа в неделю, всего 102 часа)
В том числе:
Контрольных работ – 10 (включая итоговую контрольную работу)
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития (повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий) трудно усваивают программу по математике. В связи с этим в программу внесены некоторые изменения: обучение ведется с широкой опорой на наглядно-графические представления; совершенствование вычислительных навыков учащихся достигается путем включения в курс большого числа задач, связанных с выполнением различного рода вычислений; некоторые труднодоступные темы даются в ознакомительном плане.
Это относится к темам: «Формулы», «Доказательство тождеств», «График функции, абсцисса, ордината», «Линейное уравнение с двумя неизвестными».
С понятием формула учащиеся познакомятся при изучении темы «Выражения с переменными», с доказательством тождеств — при выполнении тождественных преобразований, с графиком функции и понятиями абсцисса и ордината — при непосредственном построении графиков конкретно заданных линейных функций. С линейными уравнениями с двумя переменными знакомство происходит при решении систем линейных уравнений.
Тема «Статистические характеристики», которая должна рассматривается в разделе «Выражения. Тождества, уравнения» изъята из программы полностью (-4 часа), так как она трудна для изучения детьми с ЗПР. В результате появляется возможность добавить время на изучение сложных тем: «Решение уравнений», «Решение задач с помощью уравнений» (4 часа + 1 час за счет сокращения раздела «Формулы сокращенного умножения»).
Авторское примерное планирование учебного материала рассчитано на 5 ч. в неделю в I четверти, 3 ч. в неделю во II – IV четвертях, всего 120 ч. Планирование рабочей программы рассчитано на 3 часа в неделю в I-IV четвертях, всего 102 часа.
В программу внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел |
Количество часов в примерной или авторской программе |
Количество часов в рабочей программе |
1. ВЫРАЖЕНИЯ. ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ |
24 |
21 |
2. ФУНКЦИИ |
14 |
11 |
3. СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ |
15 |
11 |
4. МНОГОЧЛЕНЫ |
20 |
17 |
5. ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ |
20 |
16 |
6. СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ |
17 |
16 |
7. ПОВТОРЕНИЕ |
10 |
10 |
Итого: |
120 |
102 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе.
4) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
5) Формы, методы, технологии обучения
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, игровые технологии.
К наиболее приемлемым формам организации учебных занятий по математике можно отнести:
ü Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.
ü Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
ü Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
ü Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
ü Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
ü Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
ü Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме
6) Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса алгебры 7-го класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- основные термины, связанные с буквенными выражениями, уравнениями, функциями, степенями, правильно употреблять их, понимать в речи учителя, в постановке задачи;
- правила выполнения арифметических операций над многочленами;
уметь
- выполнять действия с рациональными числами, вычислять значения числовых выражений;
- составлять несложные буквенные выражения и формулы по условиям задач, выполнять прямые вычисления по формулам, находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв;
- выполнять действия со степенями с натуральными показателями;
- выполнять сложение, вычитание и умножение многочленов, разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки, применением формул сокращённого умножения;
- решать линейные уравнения и простейшие системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными; решать несложные задачи, сводящиеся к системе двух линейных уравнений с двумя переменными; строить график линейной функции;
- находить значение линейной функции по формуле и по графику; определять принадлежность точки графику функции;
- выполнять тождественные преобразования;
- вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде таблиц, графиков.
7) Содержание учебного предмета
1. ВЫРАЖЕНИЯ. ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ (21 час)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Контрольная работа №1 по теме «Выражения и тождества»
Контрольная работа № 2 по теме «Уравнение с одной переменной»
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5-6 классов.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: понятия числового выражения, выражения с переменными; значение числового выражения и выражения с переменными; строгое, нестрогое неравенство; основные свойства сложения и умножения чисел; тождество, тождественные преобразования выражений; корень уравнения, свойства уравнений; линейное уравнение с одной переменной; овладеть понятием процента.
Уметь: выполнять действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений; составлять несложные буквенные выражения; выполнять прямые вычисления по формуле; решать несложные уравнения и текстовые задачи.
2. ФУНКЦИИ (11 часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Функция y=kx + b и её график. Функция y=kx и её график.
Контрольная работа № 3 по теме «Линейная функция и её график»
Контрольная работа № 4по теме «Степень с натуральным показателем»
Основная цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: понятия «функция», «аргумент», «область определения», «график функции».
Уметь: находить по формуле и по графику значение функции по известному значению аргумента, выполнять обратную задачу; строить график линейной функции; определять принадлежность точки графику.
3. СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (11 часов)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2 и y=x3 и их графики.
Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем»
Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: понятия степени, основания степени, показателя степени; свойства степеней; порядок действий при вычислении значений выражений, содержащих степени; понятия одночлена и его стандартного вида, коэффициент одночлена.
Уметь: выполнять действия со степенями с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
4. МНОГОЧЛЕНЫ (17 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разность многочленов»
Контрольная работа № 6 по теме «Произведение многочленов»
Основная цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: понятия многочлена, стандартного вида многочлена; алгоритмы действий с многочленами.
Уметь: приводить многочлен к стандартному виду; выполнять сложение, вычитание и умножение многочленов; выполнять разложение многочлена на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки.
5. ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (16 часов)
Формулы (a ± b)2= a2±2ab+b2, (a-b)(a+b)= a2-b2, a3±b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»
Основная цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формулу разности квадратов.
Уметь: применять эти формулы для преобразования произведения в многочлен и для разложения многочленов на множители.
6. СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ (16 часов)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Контрольная работа № 8 «Системы линейных уравнений»
Основная цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: алгоритмы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и графически.
Уметь: решать простейшие системы двух линейных уравнений с двумя переменными графически и способом подстановки.
7. ПОВТОРЕНИЕ (2 часа (в начале года) + 8 часов (в конце года))
Повторение ранее изученного материала с целью обобщения и систематизации знаний.
Итоговая контрольная работа.
8) Программное и учебно-методическое оснащение рабочей программы
Класс |
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы |
Реквизиты программы |
УМК обучающихся |
УМК учителя |
||
Федераль- ный компонент |
Региональ-ный компонент |
Школьный компонент |
||||
7 |
3 |
|
|
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвеще-ние», 2008 г. (Авторская программа по алгебре Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.)
|
1. Алгебра. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова (под ред. С.А. Теляковского) – М.: Просвещение, 2006.
|
1. Алгебра. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова (под ред. С.А. Теляковского) – М.: Просвещение, 2006.
|
9) Тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
I четверть |
||
1-2 |
Повторение. Арифметические операции с рациональными числами |
2 |
|
ВЫРАЖЕНИЯ. ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ |
21 |
3-4 |
Числовые выражения |
2 |
5-6 |
Выражения с переменными |
2 |
7 |
Сравнение значений выражений |
1 |
8-9 |
Свойства действий над числами |
2 |
10-11 |
Тождества. Тождественные преобразования выражений |
2 |
12 |
Контрольная работа № 1 по теме «Выражения и тождества» |
1 |
13 |
Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы |
1 |
14-15 |
Уравнение и его корни |
2 |
16-18 |
Линейное уравнение с одной переменной |
3 |
19-21 |
Решение задач с помощью уравнений |
3 |
22 |
Контрольная работа № 2 по теме «Уравнение с одной переменной» |
1 |
23 |
Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы |
1 |
|
ФУНКЦИИ |
11 |
24 |
Координаты точки на плоскости. Что такое функции. Примеры функциональных зависимостей |
1 |
25 |
Вычисление значений функций по формуле |
1 |
26 |
График функций. Графики реальных зависимостей |
1 |
II четверть |
||
27 |
График функций |
1 |
28-30 |
Линейная функция и её график |
3 |
31-32 |
Прямая пропорциональность и её график |
2 |
33 |
Взаимное расположение графиков линейных функций |
1 |
34 |
Контрольная работа № 3. Линейная функция и её график |
1 |
|
СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ |
11 |
35 |
Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем |
1 |
36-37 |
Умножение и деление степеней |
2 |
38-39 |
Возведение в степень произведения и степени |
2 |
40 |
Одночлен и его стандартный вид |
1 |
41-42 |
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень |
2 |
43 |
Функция y=x² и её график |
1 |
44 |
Функция y=x³ и её график |
1 |
45 |
Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем» |
1 |
|
МНОГОЧЛЕНЫ |
17 |
46 |
Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид |
1 |
47 |
Сложение и вычитание многочленов
|
1 |
III четверть |
||
48-49 |
Сложение и вычитание многочленов |
2 |
50-51 |
Умножение одночлена на многочлен |
2 |
52-54 |
Вынесение общего множителя за скобки |
3 |
55 |
Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разность многочленов» |
1 |
56-58 |
Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен |
3 |
59 |
Разложение многочлена на множители способом группировки |
1 |
60 |
Доказательства тождеств |
1 |
61 |
Контрольная работа № 6 по теме «Произведение многочленов» |
1 |
62 |
Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы |
1 |
|
ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ |
16 |
63-65 |
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений |
3 |
66-67 |
Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности |
2 |
68-69 |
Умножение разности двух выражений на их сумму |
2 |
70-72 |
Разложение разности квадратов на множители |
3 |
73 |
Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения» |
1 |
74 |
Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы. Разложение на множители суммы и разности кубов |
1 |
75-76 |
Преобразование целого выражения в многочлен |
2 |
77-78 |
Применение различных способов для разложения многочлена на множители |
2 |
IV четверть |
||
|
СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ |
16 |
79-80 |
Линейное уравнение с двумя переменными |
2 |
81-82 |
График линейного уравнения с двумя переменными |
2 |
83-84 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
2 |
85-87 |
Решение систем линейных уравнений способом подстановки |
3 |
88-89 |
Способ сложения |
2 |
90-93 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
4 |
94 |
Контрольная работа № 8 по теме «Системы линейных уравнений» |
1 |
|
ПОВТОРЕНИЕ |
8 |
95 |
Линейная функция и её график. Линейное уравнение с одной переменной |
1 |
96 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
1 |
97 |
Степень с натуральным показателем. Свойства |
1 |
98 |
Одночлены. Многочлены и действия над ними |
1 |
99 |
Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители |
1 |
100 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
101 |
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала за курс 7 класса |
1 |
102 |
Итоговый зачет |
1 |
|
Итого: |
102 |
- Здесь еще нет комментариев