С. Е. Фирсенков
МБОУ «Лицей им. Г. Ф.Атякшева» г. Югорск, ХМАО-Югра
Тема «Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике в условиях организации урочной деятельности выпускников»
Для подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ существуют 4 общепринятых способа: самостоятельная подготовка, работа с частным педагогом, подготовка на курсах при выбранном вузе и обучение в центрах дополнительного образования. Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике в условиях организации урочной деятельности выпускников – способ не менее актуальный и востребованный сегодня.
Изначально руководствуюсь основными трудностями, с которыми сталкиваются обучающиеся при подготовке к ЕГЭ по математике.
ü нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются;
непредсказуемость содержания заданий;
ü насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта;
ü расхождение демонстрационных материалов с реальными вариантами ЕГЭ.
При этом также понимаю, что решение только тестов - это самая большая ошибка. «Натаскивание» на тесты - это тренировка интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, у которых хорошие базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ, что подтверждает мой опыт подготовки к экзамену.
ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.
В своей преподавательской практике я использую годами апробированную систему подготовки выпускников к ЕГЭ, включающую три основных этапа реализации:
Первый этап (подготовительный)
- тщательное изучение учителем демоверсии ЕГЭ, с целью понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году
- оценку готовности учащихся к ЕГЭ, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика; проводятся входной контроль в форме ЕГЭ ,а также диагностические работы в форме ЕГЭ
- формирование на основе подготовленного аналитического материала понимания у обучающихся специфики ЕГЭ,
- планирование работы по развитию навыков выполнения первой части аттестационного задания;
- помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий.
Второй этап (организация повторения)
На этом этапе разрабатывается план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения.
Оформление наглядной агитации:
Основное содержание стенда "В помощь выпускнику 11 класса":
- Демо варианты экзаменационных работ, кодификатор, спецификация экзаменационной работы;
- "Положение о проведении ЕГЭ-11 ";
- образцы заполнения бланков;
-планы и графики - консультаций по подготовке к ЕГЭ-11;
-телефоны и адреса, по которым можно обращаться за помощью ("горячая линия", ресурсные и методические центры, базовые школы, сайты);
- график проведения диагностических работ;
- график проведения пробного и репетиционных экзаменов
- графики проведения олимпиад и конкурсов.
Работа с родителями
Формы и методы организации учебной деятельности
Фронтальная устная работа на уроке (до 5 минут)
Самостоятельная письменная работа на уроке (до 5 минут)
Консультации (индивидуальные, групповые)
Самоподготовка учащихся по плану, предложенному учителем
Формы контроля
Оперативный промежуточный письменный контроль
Индивидуальный систематический контроль
Итоговый контроль
Самоконтроль
Составление листов учёта ошибок.
Третий этап (организация и проведение мониторингов)
Работа профильной смены по подготовке к ЕГЭ во время каникул;
Работа мобильных групп учителей по предметам;
- диагностические работы в форме ЕГЭ
- пробные экзамены в форме ЕГЭ
- срезы знаний
- контрольные работы базовой школы
Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определённых тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.
Акценты при реализации системы подготовки к ЕГЭ в рамках урочной деятельности:
ü своевременно выявляю учащихся, имеющих слабую математическую подготовку, диагностика доминирующих факторов их неуспешности.
ü для учащихся, имеющих мотивацию к ликвидации пробелов в своих знаниях, организую специальные профильные группы: 1)учащиеся с низким уровнем подготовки, 2)учащиеся, имеющие неплохой уровень базовой математической подготовки, но не намеренные поступать в ссузы и вузы на математические специальности, 3)учащиеся, имеющие достаточный уровень базовой математической подготовки, планирующие использовать результаты ЕГЭ по математике для поступления в вуз;
ü обращаю внимание на отработку безошибочного выполнения несложных преобразований и вычислений (в том числе на умение найти ошибку) практически всеми группами учащихся;
ü уделяю внимание выполнению практико-ориентированных заданий значительной частью выпускников.
ü создаю условия для повышения уровня геометрической (особенно стереометрической) подготовки выпускников путем развития пространственных представлений выпускников, а также формирования умения правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять полученные знания для решения практических задач, повышать наглядность преподавания, уделять больше внимания формированию конструктивных умений и навыков.
ü на уроках уделяю внимание целостному и качественному прохождению курса математики.
ü при изучении начал математического анализа создаю условия для устранения имеющегося перекоса в сторону формальных манипуляций, уделяю больше внимания пониманию основных идей и базовых понятий анализа (геометрический смысл производной и др.), практико-ориентированным приложениям, связанным с исследованием функций.
И в заключение мне бы хотелось отметить: какой бы способ подготовки не выбрал обучающийся, задача учителя - привить ребенку уверенность в собственных силах и контролировать его образовательный процесс.
Приложение
Диагностическая карта подготовки к итоговой аттестации по математике
ученика (цы) 11 класса
Ф.И._______________________________________________ 2014/15 учебный
Проверяемые навыки |
||||
|
Решение задач |
|||
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
1 3
|
Целые числа |
Дроби |
Проценты |
|
|
|
||
|
|
|
||
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
2
|
Представление данных |
||
Табличное |
Графическое |
Интерпретация результата |
||
|
|
|
|
|
Уметь решать уравнения и неравенства |
|
Решение уравнений и неравенств |
||
6 15 |
Квадратные |
Рациональные |
Иррациональные |
|
|
|
|
||
Тригонометрические |
Показательные |
Логарифмические |
||
|
|
|
||
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
|
Планиметрия |
||
4 7
|
Величина угла и длина дуги |
Треугольник, окружность, круг |
Тригонометрические функции в треугольнике |
|
|
|
|
||
9 12 16 |
Стереометрия |
|||
Площади фигур |
Объёмы фигур |
|
||
|
|
|
||
Уметь выполнять вычисления и преобразования |
|
Тождественные преобразования выражений |
||
10 |
алгебраических |
иррациональных |
степенных |
|
|
|
|
||
тригонометрических |
логарифмических |
|
||
|
|
|
||
Уметь выполнять действия с функциями |
8 14 |
Геометрический и физический смысл производной |
Уравнение касательной к графику функции |
Применение графика производной к исследованию функции |
|
|
|
||
|
Применение производной к исследованию функции на отрезке |
|||
|
|
|
||
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
11 |
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учёт реальных ограничений |
||
|
|
|
||
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
5 13 |
|
|
|
Диагностическая карта выполнения тренировочных работ по математике
____________________________________________
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
балл |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература.
1.И. В.Ященко, А.Л.Семёнов, И.Р.Высоцкий. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ);
2. И. В.Ященко, А.Л.Семёнов, И.Р.Высоцкий. 10 вариантов ЕГЭ 2015 по математике : самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ
3. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов Базовый уровень ЕГЭ 2015 по математике. практикум по выполнению экзаменационных тестов / Издательство «Экзамен» Москва 2014г
- Здесь еще нет комментариев