Е. А. Белозёрова
методист Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
ст-ца Кущевская
Рейтинговая оценка деятельности преподавателей в Кущёвском медицинском колледже используется с 2000 года. За 12 лет применения этой системы нами накоплен определенный опыт, который будет не безынтересен как на начальном этапе внедрения рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей, так и для обмена опытом. Использование рейтинговой оценки педагогической деятельности позволяет:
- стимулировать устойчивое внедрение инноваций, повышение конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг;
- мотивировать преподавателей к поиску современных образовательных технологий;
- устанавливать ориентиры в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов;
- постоянно анализировать деятельность педагогических кадров для реализации краткосрочных и долгосрочных планов кадровой политики;
- своевременно выявлять и развивать способности преподавателей, содействовать их непрерывному обучению для реализации целей колледжа;
- поддерживать и поощрять участие отдельных преподавателей в мероприятиях по улучшению деятельности колледжа;
- организовать общение и обмен информацией между преподавателями и цикловыми комиссиями по вопросам образовательной деятельности;
-улучшать документирование результатов научной и педагогической деятельности преподавателей.
Конечная цель использования системы рейтинговой оценки преподавателей - повышение эффективности работы и конкурентоспособности педагогического коллектива колледжа и, как следствие, улучшение качества подготовки специалистов.
Рейтинговая оценка - это мощный моральный и материальный стимул для преподавателей колледжа. На основе результатов рейтинга преподавателей по итогам учебного года в колледже определяются:
- Победитель конкурса педагогического мастерства «Преподаватель года»;
- размеры премиальных выплат;
- перспективы развития индивидуальной педагогической траектории преподавателей и всего колледжа в целом.
Приказом директора в колледже создана комиссия для комплексной проверки деятельности педагогических кадров в составе заместителя директора по учебной работе, методиста, председателей цикловых комиссий, председателя Совета трудового коллектива. В соответствии с целями колледжа комиссия определяет приоритетные направления и виды деятельности преподавателей. По каждому направлению принят ряд критериев. Перечень оцениваемых критериев и количественное значение балльной оценки рассматривается на заседаниях цикловых комиссий и, с учетом предложений преподавателей, утверждается Комплексной комиссией. Размер оценки по отдельным видам педагогической деятельности зависит от их сложности и важности в учебно-воспитательном процессе. Опыт показывает, что не стоит стремиться к увеличению количества оцениваемых параметров. Кроме того, список и особенности балльной оценки следует ежегодно корректировать в зависимости от изменений образовательной политики СПО, результатов работы педагогического коллектива и целей колледжа т.к. показатели, используемые при рейтинговой оценке, ориентируют преподавателей на решение основных задач развития, как отдельных подразделений, так и всего колледжа в целом.
Рейтинг рассчитывается как сумма баллов, набранная преподавателем в течение учебного года. Регистрация индивидуальных достижений преподавателей колледжа осуществляется посредством трех параллельных процессов:
- учет собственных индивидуальных достижений ведет каждый преподаватель колледжа;
- консультации, регистрацию и анализ проводит председатель цикловой комиссии;
- консультации, согласование, рецензирование и регистрацию индивидуальных достижений осуществляет методист.
Для регистрации и накопления данных, анализа и самоанализа результатов педагогической деятельности методистом колледжа разработана и внедрена Рейтинговая книжка преподавателя. Это внутренний учетно-отчетный документ. Рейтинговые книжки ведут все преподаватели колледжа, хранятся они в методическом кабинете, где с ними могут работать преподаватели, председатели цикловых комиссий, администрация колледжа. Разделы книжки соответствуют направлениям работы и рейтинговой оценке деятельности преподавателя. Преподаватели заинтересованы в регулярном и своевременном заполнении Рейтинговых книжек. По итогам учебного года преподаватель заполняет сводную таблицу и сдает свою Рейтинговую книжку председателю цикловой комиссии.
Председатели на основе данных Рейтинговых книжек преподавателей, протоколов заседаний цикловых комиссий, журнала учета учебно-методических материалов методиста и других подтверждающих документов (например, скрин страницы сайта педагогического сообщества) заполняют сводную ведомость цикловой комиссии. Эта ведомость включает в себя результаты рейтинга преподавателя среди студентов и замечания по соблюдению трудовой дисциплины (заполнению журналов учебных групп, посещению заседаний педагогического Совета и цикловых комиссий), которые также выражаются в баллах, но уже со знаком «минус».
На заседании Комплексной комиссии колледжа заполняется сводная ведомость и определяется Победитель конкурса педагогического мастерства «Преподаватель года».
Результаты рейтинговой оценки деятельности преподавателей доступны для всех заинтересованных лиц на информационных стендах в методическом кабинете и преподавательской, что является обязательным условием для успешного функционирования рейтинговой системы.
Внедрение рейтинговых книжек облегчает преподавателям решение вопроса о внесении тех или иных результатов своей работы в педагогическое портфолио. Ещё одним немаловажным результатом внедрения рейтинговой оценки является стабильное, а главное качественное выполнение преподавателями индивидуальных планов работы, ответственное отношение к процессу планирования, что связано с повышением мотивации, личной моральной и материальной заинтересованности. За 12 лет применения рейтинговой системы в нашем колледже было всего два случая, когда преподаватель не проводил запланированное мероприятие, и оба случая связаны с весьма уважительными причинами.
Каковы же результаты использования системы рейтинговой оценки деятельности преподавателей в нашем колледже?
В первую очередь, рейтинговая система обеспечивает качество образовательных услуг колледжа, и, как следствие, востребованность наших выпускников на рынке труда. Трудоустройство выпускников колледжа по специальности составляет более 70%. Что касается успеваемости, то здесь следует отметить, что более 59% студентов колледжа учатся без троек, причем 92% учебной нагрузки выполняют штатные преподаватели колледжа, что практически сводит к минимуму стандартное завышение оценок внешними совместителями.
Благодаря рейтинговой оценке деятельности преподавателей созданы фактографической информационная база, всесторонне отражающая деятельность преподавателей колледжа, а также механизм прозрачности достижений, их учета и поощрения на всех уровнях, что обеспечивает стабильность комфортного психологического климата в коллективе.
Использование системы рейтинговой оценки деятельности педагогических работников сформировала психологически комфортную конкурентную среду внутри педагогического коллектива колледжа, что обеспечило решение ряда задач:
- мотивация на достижение качественных результатов в учебной, воспитательной и инновационной деятельности, стимулирование роста квалификации, профессионализма, развитие творческой инициативы, развитие навыков самооценки и анализа своей работы, формирование рейтинговой культуры (высшую квалификационную категорию имеют 37,5% преподавателей колледжа, первую – 21%);
- стимулирование видов деятельности, способствующих повышению рейтинга колледжа в целом (например, в течение 2011 – 2012 учебного года 34% преподавателей стали активными участниками педагогических сетевых сообществ);
определение степени включенности педагогических работников в процесс обеспечения качества образования;
- получение возможности детализированного анализа профессиональных успехов по ряду критериев в определенный момент, на определенной стадии;
- эффективное управление ростом профессионального мастерства, координация управленческой деятельности.
- Здесь еще нет комментариев