Е. А. Белозерова
методист ГБОУ СПО «Кущевский медицинский колледж»
ст-ца Кущевская
Информатизация образования в современных социально-экономических условиях развития общества – одно из основных направлений повышения качества образования. В Краснодарском крае работа по компьютеризации школ была начата в 2001 году. Уровень оснащения современной компьютерной техникой за эти годы повысился более чем в 30 раз. В течение последних десятилетий информатизация стабильно определяется, как одна из главнейших задач развития российской системы образования. Для этого есть все предпосылки: спрос на рынке труда, внедрение ИКТ в повседневную жизнь, все возрастающая открытость образовательного пространства. Практически в каждом новом документе Правительства РФ, посвященном перспективам развития образования и страны в целом, обязательно фигурирует вопрос информатизации образования. Например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий». «Мы считаем очень важным использование учителями более активно, чем сегодня, современных электронных образовательных ресурсов, современных педагогических технологий», - отметил В.В.Путин на совещании по модернизации региональных систем общего образования 7 ноября 2012 года.
В связи с переходом учреждений СПО на ФГОС нового поколения в колледжах возникла потребность поиска новых форм организации учебного процесса. В силу своих дидактических свойств, таких как простота использования и доступность, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность Интернет - сервисы способствуют наиболее полному решению проблемы оптимизации организации учебной деятельности. Но для того, чтобы научить студентов самостоятельно «добывать» знания, формировать креативное мышление, уверенность в себе и своих способностях, необходимо чтобы и сами педагоги владели современными технологиями. На сегодняшний момент можно констатировать, что система российского образования переживает период активного обучения педагогов работе как самими ИКТ, так и собственно работе в Интернет.
Развитие информационных и коммуникационных технологий способствует формированию не только новых компетенций, инновационных форм обучения, но и приводит к формированию новых социальных объединений - сетевых профессиональных сообществ. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет. Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Сетевое педагогическое сообщество – это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим не только в нашей стране, но и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Сетевое сообщество позволяет решать следующие вопросы:
- быстрый обмен опытом между педагогами разных ОУ;
- пропаганда педагогами своего передового опыта;
- повышение квалификации педагогов;
- создание единой коллекции мультимедийных занятий, отдельных модулей, проектов, статей и других материалов;
- организация обучения в таких формах как дистанционные курсы, сетевые тематические семинары, конференции, образовательные проекты, сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, сетевые консультации.
Успеху социально-педагогической сети способствует ряд факторов:
- постоянные нововведения, поддерживающие интерес к активностям сети;
- использование популярных и удобных сервисов;
- наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения;
- поощрение, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников.
В созданных в настоящее время сообществах педагогов отражены все сферы деятельности педагога – методическая подготовка к занятиям, решение педагогических ситуаций, консультации профессионалов, самообразование, участие в Интернет-конкурсах, проведение методических семинаров.
Среда сетевых сообществ дает нам возможность обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web-конференции, форумов и чатов, помогает нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Здесь можно получить адекватную оценку своих материалов и своей профессиональной деятельности без предвзятостей, предубеждений. А это очень мощная психологическая поддержка, способствующая профессиональному росту. Ведь не секрет, что педагогу самому нужна мотивация. И работа в глобальной сети является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации, так как, идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода в образовании.
Профессиональные сообщества предполагают не просто пассивный просмотр материалов и ресурсов, а активное общение на профессиональной почве. Внутри сообщества единомышленников создана плодородная почва для профессионального самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит, более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить квалифицированную практическую помощь, а опытные – поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в различных проектах и конкурсах, инициированных сообществом.
Одна из проблем, препятствующих активному освоению Интернет-пространства преподавателями колледжей – недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Информационный бюллетень «Использование информационных и коммуникационных технологий в профессиональном образовании» за 2012 год приводит данные о том, что на работе пользовались ПК 64 % опрошенных преподавателей системы СПО России. Что касается Интернета, то его, в соответствии с цифрами бюллетеня, на работе используют 48 % преподавателей колледжей. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ. Использование новых сервисов социального обеспечения (блоги, форумы, сетевые конференции и мастер-классы) упрощают процесс освоения ИКТ.
Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет» убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80% активной аудитории портала – имеют первую и высшую квалификационной категории, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Размещая свои материалы, педагог получает квалифицированную помощь и оценку коллег. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста.
Еще одна проблема, на которую часто ссылаются педагоги - нехватка времени для профессионального общения. Сетевое педагогическое сообщество помогает в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.
В настоящее время можно говорить о более чем трех десятках относительно успешных крупных и средних Интернет-площадках, в значительной степени отвечающих указанным выше критериям и являющихся, по сути, уже сложившимися сетевыми педагогическими сообществами.
По данным мониторинга ККИДППО в 2011 году наиболее популярны среди пользователей Краснодарского края:
|
Хочу остановиться на обзоре сайта «Сетевого образовательного сообщества RusEdu», созданного в 2004 году и входящего в группу образовательных сайтов RusEdu, которая включает в себя множество сайтов образовательной и педагогической тематики. Это виртуальный методический комплекс, где педагоги могут обменяться опытом, показать себя и узнать других. Здесь можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат-клуб, архив учебных программ, методическую копилку.
Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру является частью информационно-образовательного портала RusEdu. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение. Данный сервис - это большой шаг в использовании ИКТ в образовательной деятельности. Он сочетает в себе элементы социальной сети с обширными мультимедийными возможностями и предназначен для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации. Есть форум, творческие группы (тематические площадки), блог, диспуты, чат. Сообщество на сегодняшний день содержит в себе 96 творческих групп различной тематики и направления - администрация, классные руководители, предметники, группы по интересам и многое другое. Презентации, программы, разработки занятий внутри каждой группы. Каждая разработка содержит комментарий автора с описанием. Есть возможность обсудить работу внутри группы, оценить ее или пообщаться с автором. Много аудио- и видео файлов в свободном доступе. Можно опубликовывать собственные материалы, и даже создавать группы. Преимущества данного педагогического сообщества:
- практически все материалы находятся в свободном доступе;
- великолепное администрирование;
- значительное количество участников-преподавателей системы СПО;
- бесплатные сертификаты за размещение материалов и участие в конкурсах.
Членом сообщества Методисты.ру я являюсь с февраля 2012года. За это время присоединилась к ТГ «НПО& СПО», приняла участие в конкурсе, освоила многие сервисы сообщества, нашла единомышленников во всех уголках России от Мурманска до Уссурийска, и, самое главное, в октябре 2012 года организовала ТГ «Медицинский колледж». Сначала группа была авторской, а уже 4.01.2013г приобрела статус официальной. Наша группа еще молода и пока немногочисленна, но думаю, что будущее группы в наших руках. Я приглашаю присоединиться к нам всех преподавателей медицинских колледжей, имеющих желание научиться чему-то новому, поделиться своим опытом, принять участие во всероссийских конкурсах, пополнить портфолио или разместить его в группе. Возможностей много. Жизнь группы зависит только от энтузиазма ее участников, так как в сетевых сообществах работает принцип добровольности и личной заинтересованности.
Давно известна истина о том, что получение вузовского диплома не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый преподаватель сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Я лишь позволю себе процитировать В.В.Путина:
- Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.
- Здесь еще нет комментариев