Коршун Лилия Васильевна
БОУ ОО СПО «Омский авиационный колледж
им. Н.Е.Жуковского»
руководитель студенческого творческого центр
г.Омск
Студенческий творческий центр, как фактор формирования свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности в условиях ОУ СПО.
Наряду с основной задачей образовательных учреждений системы СПО – дать студентам профессиональное образование, стоит не менее важная проблема, подготовить молодое поколение к деятельности, творчеству, воспитать основы высокой духовности и нравственности.
Проблемой нынешнего поколения по-прежнему остается упадок социальной активности ребят, обеднение эмоциональных чувств и нравственная глухота, задача педагога – помочь студентам в определении выбора жизненных позиций, научить общению друг с другом, ориентировать в стремлении к самоопределению, как личности, так и человека.
Бесспорно, учебные занятия являются ключевым в реализации выше поставленных задач. Но не стоит забывать и о досуге студентов. Ведь именно в сфере свободного времени можно в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние стихийных факторов воспитания на основе интенсивной деятельности подростков по интересам, развития их творческих способностей, расширение и обогащение личного опыта, общественной коллективной жизни и нравственных отношений.
В настоящее время у студентов Омского авиационного колледжа им. Н.Е.Жуковского появилась уникальная возможность посещать Студенческий творческий центр (СТЦ), цель которого, выявление творческих способностей студентов и развитие их для реализации каждого студента через систему межсузовских, городских, областных, региональных, всероссийских мероприятий и смотров-конкурсов.
Целесообразно отметить, что создание СТЦ является одной из форм внеклассной работы, где задачами руководителя и педагогов являются:
- организация творческого, позитивного досуга студентов, направленного на формирование общей культуры личности, интеллектуального, эстетического и нравственного развития;
- создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее творческого потенциала;
- выявление и развитие творческой направленности студентов;
- создание оптимальных условий для развития творческого потенциала студентов через систему творческих мероприятий;
- развитие у студентов умения сочетать учебную, творческую и активную общественную деятельность.
Следует так же определить принципиальные положения, которыми следует руководствоваться при планировании работы:
- системность работы, единство учебно-воспитательного процесса, когда воспитание и обучение тесно связаны друг друга и взаимно обогащают друг друга);
- аксиологичность – формирование и развитие системы духовно-нравственных, социально-значимых ценностей;
- педагог и студент – главные субъекты воспитательного процесса;
- выразительность, яркость, красочность каждого мероприятия;
- утверждение самоуверенности человеческой личности, его жизненных позиций;
- создание здоровой, гуманной, творческой среды воспитания.
Формами работы СТЦ являются:
- организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности коллективов, проведение мероприятий, направленных на развитие духовности, нравственности, творческих начал в эстетическом воспитании, пропаганды здорового образа жизни молодежи;
- проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов;
- организация работы разнообразных консультаций и лекториев, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности;
- организация досуга студентов, в том числе проведение вечеров отдыха, дискотек, карнавалов, игровых и других культурно-развлекательных программ.
«Духовный рост подростка, развитие его личностных качеств неразрывно связаны с коллективной творческой деятельностью, обретение личностных духовных ценностей невозможно без соприкосновения с миром других людей, без взаимного обмена ценностями. Обретение своего духовного «я» - процесс длительный, многофакторный; взаимодействие «коллектив-личность» предполагает и влияние коллектива на личность, и вклад личности в коллектив» - считает Т.К. Крикунова, с которой мы полностью согласны.
Поэтому педагогической находкой в системе дополнительного образования студентов Омского авиационного колледжа им. Н.Е.Жуковского является создание и организация работы межвозрастных коллективов, которые формируются из числа студентов колледжа. Еще А.С.Макаренко обоснованно утверждал, что в разновозрастном коллективе жизнь проходит более сложно, более ярко, способствует познанию себя и окружающих людей, способствует взаимовлиянию и взаимообагащению.
Подобный опыт межвозрастного общения мы считаем эффективным и необходимым в развитии и становлении молодого человека. Поскольку такое общение в СТЦ создает дополнительные возможности для самореализации личности.
Такая организация на макроуровне (в масштабе одного учебного заведения) предусматривает ряд условий: добровольность вхождения в общение; постепенное усложнение и многообразие форм деятельности, ее творческий характер, регулярность, систематичность общения; наличие воспитательной системы в учебном заведении, духовность жизни коллектива.
На сегодняшний день в СТЦ созданы и успешно реализуют свою работу творческие коллективы:
- Агитбригада «Разбор полетов»;
- Ансамбль эстрадного танца «Ривьера»,
- Вокальный коллектив «Музыкальное созвездие»;
- Школа ведущих «Волшебное слово»;
- Команда КВН «От винта».
Спецификой творческих мероприятий Омского авиационного колледжа им. Н.Е.Жуковского является активное взаимодействие СТЦ с творческими коллективами города и области, а так же включенность в коллективные творческие дела педагогов колледжа. Совместная творческая деятельность позволяет студентам, педагогам, школьникам формировать такие личносто-значимые качества, как эффективная коммуникация, толерантность, личная взаимная ответственность, осознанная причастность к коллективу.
Результат подобной работы показал новый уровень личностного роста студентов и их познавательной активности, расширение использования своего нравственного потенциала, ориентация на культивирование духовности, как качества человека, расширение информационной базы и свободы выбора, а так же устремленность к самопознанию. Систематическое и разностороннее воспитание в рамках кружковой работы СТЦ формирует у студентов Омского авиационного колледжа им. Н.Е.Жуковского отношение с окружающими людьми в условиях различных социумов и типов межвозрастных групп, а так же оказывает положительное воздействие на формирование ценностно - нравственно-ориентационного единства в коллективе.
Литература:
1. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. – М.: Флинта, 1998 г.
2. Крикунова Т.К. Практическая педагогика. Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении. – М.: Академия, 1999 г.
3. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1983 г.
4. Плинтер Я.Т. Воспитание личности в коллективе. – М.: 2000 г.
5. Подвинцева Т.С. Основные направления воспитательной работы на младших курсах среднего специального образования. 1996 г., № 2.
- Здесь еще нет комментариев