Карточка публикации
Информация об авторе публикации ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Яковлевский политехнический техникум г. Строитель Белгородской области". , Строитель Белгородской области
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 04.12.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15775
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
От Москвы до Рейхстага
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 


Профессиональное училище №16

г. Строитель

Яковлевского района Белгородской области

 

 

 

«От Москвы до Рейхстага.

Великая Отечественная война –

подвиг нашего народа». 

/ ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ №22 II КУРС

«МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ» 14.04.2010г /

 

 

 

 

 

                            Разработал:

                            Бабынин Сергей Анатольевич –

                            преподаватель истории

                            и обществознания ГОУ НПО ПУ №16

                            г. Строитель Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

2010.

 

Тема учебного  занятия:

 

 От Москвы до Рейхстага (Великая Отечественная война – подвиг нашего народа). /Посвящается 65-летию Великой Победы/.- 2 часа.

 

Цели и задачи учебного занятия:

1. На основе новейших научных представлений выявить основные этапы Великой Отечественной войны; сущность каждого из них; показать решающий вклад СССР в победу во второй мировой войне.

2. Показать отечественный характер войны, стойкость и мужество народа в борьбе с фашистскими захватчиками.

3. Раскрыть роль личности в истории на примере полководцев и героев Великой Отечественной войны.

4. На основе изучаемого материала способствовать воспитанию у обучающихся чувства любви к Родине, патриотизма и гражданского долга.

5. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности, гражданской и личной позиции в понимании исторического значения Великой Отечественной войны.

 

Основные понятия и положения:

Отечественная война, вероломное нападение; стратегическая инициатива, коренной перелом, Великая Победа.

 

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.

 

Формы проведения учебного занятия:

 Учебное занятие - конференция.

 

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Видеоролик «От Москвы до Рейхстага».

Карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».

Таблица «Периодизация Великой Отечественной войны».

Таблица-памятка «30 знаменательных дат».

Документы Великой Отечественной войны.

Доклады и сообщения обучающихся.

Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Давыдкина Г.А.

Звукозаписи песен времён Великой Отечественной войны.

Дидактический материал.

 

Внутрипредметные  и  межпредметные  связи:

1. История – «Отечественная война 1812г.».

2. Краеведение – «Третье поле русской боевой славы»,

3. Право– «Священный долг гражданина Российской Федерации».

4. Литература – М.Ю. Лермонтов «Бородино».

 

Эпиграф занятия:

«На том стоит святая Русь,

 Что в трудный час и лихолетье

 Её сыны идут на смерть,

Чтоб обрести навек бессмертье».

 

 Ход учебного занятия:

 

I. Этап организации занятия.

 

- Проверка списочного состава.

- Проверка у обучающихся  наличия  рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.

 

II. Этап актуализации:

- Учителем сообщается:

1.Тема учебного занятия: «Великая Отечественная война – подвиг твоего народа.

 

2. Эпиграф урока: «На том стоит святая Русь,

                                 Что в трудный час и лихолетье

                                 Её сыны идут на смерть,

                                 Чтоб обрести навек бессмертье».

 

Обучающийся зачитывает выдержку из Конституции Российской Федерации:

Статья 59.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

 

3. План закрепления и обобщения знаний, умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности при изучении заданной темы /Таблица «Периодизация Великой Отечественной войны»/:

 

Период

Хронологические рамки

Основное содержание

1

22.06 - декабрь 1941г.

Период отступления и эвакуации. Развёртывание партизанской войны.

2

декабрь 1941г.- ноябрь 1942г.

Период неустойчивого равновесия. Поражение противника под Москвой. Оборона Сталинграда.

3

19.11.1942г.- конец 1943г.

Период коренного перелома.

Разгром немецкой армии под Сталинградом. Курская битва. Битва за Днепр.

4

1944г.- 09.05.1945г.

Завершающий этап Великой Отечественной войны. Освобождение Европы. Разгром и капитуляция Германии.

5

09.08.- 02.09.1945г.

Завершающий этап второй мировой войны. Разгром и капитуляция Японии.

 

 4. Цели и задачи занятия:

- На основе новейших научных представлений выявить основные этапы Великой Отечественной войны; сущность каждого из них; показать решающий вклад СССР в победу во второй мировой войне.

- Показать отечественный характер войны, стойкость и мужество народа в борьбе с фашистскими захватчиками.

- Раскрыть роль личности в истории на примере полководцев и героев Великой Отечественной войны.

-На основе изучаемого материала придти к пониманию понятий: чувство любви к Родине; патриотизм и гражданский долг; гражданская и личная позиция понимания исторического значения Великой Отечественной войны.

 

5. Актуальность изучаемой темы в современной действительности:

- Какую знаменательную дату мы будем отмечать в 2010 году?

- Почему эта война называется Великой Отечественной?

- Сколько Отечественных войн было в истории России?

 

Обучающийся читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

 

III. Этап закрепления и обобщения знаний и способов деятельности:

 Звучит мелодия «Священная война», на экране плакат «Родина-мать зовёт!», на её фоне вступительное слово учителя:

  • ·        В числе первых стоит вопрос о предпосылках и виновниках развязывания войны. С учетом новейших достижений отечественной и зарубежной историографии следует показать, что виновником развязывания войны стала Германия вместе с союзными ей странами.                                                      В вопросе о характере войны также ничего не изменилось и не может измениться. Это была Великая Отечественная война советского народа за свободу и независимость своей страны, одна из самых героических страниц отечественной истории.
    Предмет особого внимания — причины временных неудач Красной Армии в годы войны. Однако с причинами субъективного толка следует, на мой взгляд, разобраться в мотивах действий политического и военного руководства страны.
    С учетом фальсификаций последних лет следует отметить решающую роль Советского Союза в разгроме фашизма и его союзников и завершении второй мировой войны.

И так повернём колесо истории вспять и попытаемся дать свою оценку событиям минувшей войны.

 А) Битва за Москву:

- Карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».

 - Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» /первый эпизод/.

-  Документ «ИЗ  ДНЕВНИКА КОМАНДУЮЩЕГО ГРУППОЙ АРМИЙ «ЦЕНТР» ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА Ф. ФОН БОКА. 7.12.1941 г.».

  Ужасный день. Правое крыло 3-й танковой группы начало ночью отступать. Вклинения противника на севере этой танковой группы неприятны. На правом фланге 9-й армии противник тоже значительно расширил свой прорыв...
      В полосе 4-й армии противник тоже стал вести себя беспокойнее, а именно против 4-й танковой группы...
      Танковая армия терпит неудачу у Михайлова, который, неся немалые

потери в технике, приходится сдать. В остальном же отход танковой армии происходит планомерно.
      2-я армия, несмотря на все предостережения, пробивается дальше на восток, ввязывается в кровопролитные бои с сильным врагом. Начинаются потери от мороза.
      В ошеломляюще короткий срок русский снова поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта новые — из Сибири, Ирана и с Кавказа и стремится заменить свою потерянную артиллерию множеством ракетных орудий. Сегодня перед фронтом группы армий стоят на 24 (в основном доукомплектованных) больше дивизий, чем 15 ноября. В  противоположность этому сила немецких дивизий в результате непрерывных боев и наступившей суровой зимы уменьшилась более чем наполовину; боеспособность танковых войск стала и того меньше. Потери офицерского и унтер-офицерского состава пугающе велики и в настоящее время могут быть пополнены меньше, чем потери в рядовых.

 

 Вопрос: Какие фрагменты в документе показывают истинные причины поражения немецких армий под Москвой?                                                                                                             

Вывод: Сообщение обучающегося «28 героев-панфиловцев».

Б) «Волжская твердыня»:

 

- Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» /второй эпизод/.

- Воспитательный блок «Дом Павлова-памятник интернационального боевого братства» - нас разделила политика, но не память.

 

В) «Огненная Дуга»:

 

- Работа с датами и понятиями «1943год» - «Цитадель»; «Концерт»; 5 июля; 12 июля; 23 июля; 5 августа; Коренной перелом.

- Историческая справка «Экипаж машины боевой»:                                                 Лучшей боевой машиной времён Великой Отечественной войны стал средний советский танк Т-34.                                                                            Эта уникальная машина была создана на Харьковском паровозостроительном заводе группой конструкторов под руководством М.И. Кошкина и принята на вооружение в начале 1939г.                                                                                                        Т-34 имел следующие характеристики:                                                                 Боевая масса – 26 тонн.                                                                               Экипаж – 4 человека.                                                                           Вооружение – пушка 76,2мм; два пулемёта 7,62мм.                              Лобовая броня – 45мм.                                                                     Максимальная скорость – 55км/ч.                                                                      

 

Броня танка изготовлялась из катаных броневых листов, а её высокая надёжность достигалась за счёт их рационального наклона. Высокие ходовые качества машины определялись применением мощного дизельного двигателя и широкого гусеничного полотна. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки, установленной на танке, был способен на расстоянии в 500м пробить броню до 70мм. Технологичность конструкции Т-34 позволила в короткие сроки наладить его производство на семи различных машиностроительных заводах. До появления в 1943г. танков «Тигр» и «Пантера» немцы не имели аналогов такой бронетехники. Танк Т-34 стал легендарным символом Великой Отечественной войны.

 

- Сообщение обучающегося «Памятники Курской битвы на Белгородской земле».

 

Г) Великая Победа:

- Звучит мелодия «День Победы» /целесообразно предложить обущающимся спеть эту песню/.

- Исторический портрет «Маршал Победы Г.К. Жуков».

- Воспитательный блок: Выдержки из эссе учащихся «Мы этой памяти верны».

 

 

Кузьменко Денис: группа №12, курс №1

Прошло 65 лет после того, как закончилась война.

Сейчас многое в нашей жизни изменилось, Россия стала сильной и процветающей страной. И очень хорошо, что сейчас нет войны.

Но вот когда приходит праздник 9 мая, то война как бы вновь возвращается к нам, и потому хочется  вспомнить о тех, кто отдал жизнь за нашу Родину.

Они мужественно сражались с врагом, и потому мы победили.

Когда я вижу ветерана с орденами и медалями на груди, и он рассказывает нам о войне, не скрывая своих слёз, я думаю – какое это было суровое и тяжёлое время. И мы, молодые, всегда должны помнить это героическое время и знать, какой ценой досталась нам наша мирная жизнь.

И ещё я думаю, смог бы я также мужественно защищать Родину, как наши ветераны?

Думаю, что смог бы, потому что долг каждого мужчины, защищать свой дом и свою землю.

 

Глухов Юрий: группа №24, курс №2

Я считаю, что наши ветераны – это живая история Великой Отечественной войны. Именно они защитили нашу Родину от разорения. Когда я слышу от молодых людей, какие - то пренебрежительные слова по отношению к ветеранам, мне становится стыдно. Ведь пройдёт немного времени и не кому будет рассказать нам о той страшной войне. Поэтому мы должны беречь ветеранов и помогать им во всём.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. На борьбу с врагом поднялись все советские люди, поэтому эту войну называют Великой Отечественной.

Советские люди проявили массовый героизм и не только на фронте, но и в тылу. Там остались подростки, старики и женщины, но они не жалели сил, чтобы снабжать фронт всем необходимым. Наравне с взрослыми с врагом сражались и дети, наши сверстники, многие из которых стали героями.

Россия не забывает своих героев, создаются музеи, мемориальные памятники, которые ведут летопись войны. Такой музей есть и в нашем училище, и мне очень нравится, когда там проходят уроки, встречи с ветеранами войны. Потому что, нельзя забывать то, что связано с Великой Отечественной войной.

 

Швецгебель Сергей:  группа №11, курс №1

Мне трудно судить о том, что такое война. Сейчас о войне мы узнаём только от ветеранов. Именно они пережили все её ужасы - боль, разочарования, смерть.

Кто был виноват в том, что началась война? Конечно фашисты, именно они напали на нашу землю, хотели превратить русских людей в рабов. В начале войны мы терпели поражения и вынуждены были отступать. Но русский народ держался достойно и сражался с врагом, не жалея себя.

И мы победили, дошли до самого логова врага и разгромили его.

Прошло 65 лет, и люди не только с ужасом, но и с гордостью в сердце вспоминают ту войну. Ветераны рассказывают нам о войне, а мы восторгаемся – какое у русского человека большое сердце, и как оно заполнено любовью к Родине.

Люби свою Родину и знай, ты должен стать её надеждой и опорой.

 

- Выступление ветерана Великой Отечественной войны Давыдкина Г.А.

 

IV. Этап контроля и самоконтроля:

 - Итоги и выводы по ходу занятия.

 - Оценивание работы учащихся.

 

V. Этап информации о домашнем задании:

Таблица-памятка «30 знаменательных дат».

1

01.09.1939-02.09.1945гг.

Вторая мировая война

2

22.06.1941-09.05.1945гг.

Великая Отечественная война

3

01 сентября 1939г.

Нападение фашистской Германии на Польшу. Начало второй мировой войны.

4

22 июня 1941г.

Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны /план «Барбаросса»/.

5

08.09.1941-27.01.1944гг.

900 дней блокады Ленинграда.

6

30.09.1941-02.01.1942гг.

Битва за Москву /Немецкая операция «Тайфун»/.

7

07 ноября 1941г.

Парад защитников Москвы на Красной площади.

8

05 декабря 1941г.

Контрнаступление советских войск под Москвой. Провал немецкого плана «Барбаросса» и операции «Тайфун».

9

17.07.1942-02.03.1943гг.

Сталинградская битва.

10

02 февраля 1943г.

Завершение операции «Уран» по окружению немецких войск под Сталинградом.

11

05.07.-25.08.1943г.

 Битва на Курской дуге. Немецкая операция «Цитадель»

12

12июля 1943г.

Танковое сражение под Прохоровкой.

13

05 августа 1943г.

Освобождение Орла и Белгорода. Первый победный салют.

14

25 августа 1943г.

Освобождение Харькова /операция «Полководец Румянцев»/. Завершение Курской битвы.

15

06 ноября 1943г.

Форсирование Днепра и освобождение Киева.

16

Ноябрь-декабрь 1943г.

Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции.

17

06 июня 1944г.

Союзники открыли второй фронт.

18

23.06.-10.10.1944

Операция «Багратион». Восстановление границ СССР.

19

август 1944-апрель 1945

Освобождение Восточной Европы.

20

29 января 1945г.

Советские войска вступили на территорию Германии.

21

04-11 февраля 1945г.

Крымская конференция в Ялте.

22

16.04-02.05 1945г.

Битва за Берлин. Знамя Победы над рейхстагом.

23

25 апреля 1945г.

Встреча с союзниками на реке Эльбе.

24

08 мая 1945г.

Капитуляция Германии.

25

09 мая 1945г.

Освобождение Праги. Великая Победа.

26

24 июня 1945г.

Парад Победы в Москве, на Красной площади.

27

17.07-02.08.1945г.

Потсдамская конференция стран - победительниц.

28

08.08-24.08.1945г.

Разгром японских войск в Маньчжурии.

29

06 и 09.08.1945г.

Американцы сбросили атомную бомбу на японские города Хиросима и Нагасаки.

30

02. сентября 1945г.

Капитуляция Японии. Окончание второй мировой войны.

 

 

VI. Этап рефлексии:

« Я приду на следующее занятие, потому что…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1. Загладин Н.В.  Симония Н.А.  История России и мира в XX- начале XXI века,- Москва, Русское слово, 2008.

 

2. Данилов А.А.   Косулина Л.Г. История России. XX век,- Москва, Дрофа, 2002.

 

3. Великая Отечественная война 1941-1945гг.,Книга 1 и Том1-2,- М., Воениздат, 2005.

 

4. Мировые войны XX века, кн. 3-4,- М., Дрофа, 2002.

 

5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. — М., Воениздат, 1990.

Интернет- ресурсы:

 

http://www.mamba.ru

 

http://900igr.net/fotografii/istorija

 

http://ria.ru

 

http://www.grandars.ru/shkola/istoriya

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев