Сценарий урока по химии
в 10 классе по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды».
«Генетические ряды углеводородов».
Цели урока:
1. Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).
2. Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.
3. Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.
4. Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.
5. Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе. [1]
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Методы: решение качественных и расчетных задач, самостоятельная работа.
Оборудование: Модели всех представителей углеводородов, таблицы генетической
взаимосвязи углеводородов, мультимедийная аппаратура, компьютер, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку. Объявление темы сегодняшнего урока. (Слайд №1).
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.(Слайд 2).
Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.
Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ. [1]. (Слайд №3).
III. Работа по теме урока.
1. Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав, классификация и номенклатура углеводородов.
Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:
(Слайд №4)
Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.
Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)
Изомеры: в) и г); д)з) и е)
[2]
2. Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.
Вопросы классу:
· Какое явление называется изомерией?
· Какие виды изомерии бывают?
· Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
· Какие углеводороды проявляют изомерию классов?
· Какие вещества называются гомологами?
Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров. (Слайд №4)
3. Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.
Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова. [3]
Решение цепочек превращений, отражающих
генетическую взаимосвязь углеводородов.
1. Два человека решают две цепочки за досками: (цепочки превращений записаны на доске)
С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н6Сl6; 1 – учащийся
[4] 2- учащийся
2. Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:
[5]
3. Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:
СаСО3 → СаО → СаС2 → С2Н2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3 A
H2, Ni Y H2O, H3PO4 B [6]
Проверка цепочек за досками №1, №2, №3. (Слайды №5,6,7)
4. При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.
Решение качественных задач.
1) Два человека за досками решают качественные задачи, оформленные в виде индивидуальных карточек:
Карточка 1.
В двух емкостях находятся пропан и пропин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.
Ответ: Пропустить оба вещества через бромную или йодную воду. Где находился пропин-бромная вода обесцветится.
Карточка 2.
В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Ответ: Распознать можно по характеру пламени при сжигании каждого газа. Этан горит бесцветно-синим пламенем, этилен ярким желтым, ацетилен – коптящим пламенем.
2) Все остальные (желающие) решают качественную задачу на основной доске с поддержкой класса:
Карточка 3.
В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции.
Ответ. Через газовую смесь пропускают бромную воду:
Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком:
Чистый пропен выделяется в виде газа. [7]
Проверка решений задач из карточек 1 и 2. (Слайд №8)
Решение расчетных задач.
1) Два человека за досками решают задачи по карточкам:
Карточка 1.
Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.
Карточка 2.
Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.
2) Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:
Карточка 3.
При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22. [8]
Проверка решений задач из карточек 1 и 2. (Слайд №9)
IV. Анализ оценок за урок.
V. Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды» + решить цепочку превращений: CO2
↑
СН4 → С2Н2 → С6Н6 +HNO3 A (Слайд №10)
↓ H2SO4
C6H5Cl [6]
- Здесь еще нет комментариев