Психолого-педагогический проект «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющими аллергопатологию) в рамках реализации ООП ДОУ».
Я хочу представить Вашему вниманию психолого-педагогический проект «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющим аллергопатологию)».
В связи с тем, что в нашем учреждении воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (с аллергопатологией), для нас обязательно наличие коррекционной работы для таких детей с акцентом на их социализацию. Дети с аллергопатологией имеют большие ограничения в употреблении продуктов питания, ограничения во взаимодействии с окружающей средой, имеют характерные внешние проявления: дерматит, конъюнктивит, поллиноз, нейродермит. Помимо внешних проявлений, такие дети чаще всего имеют истощенную нервную систему: стрессово и эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению.
Такие особенности ведут к некоторой изолированности и неприятию их другими детьми. В связи с этим существует проблема их успешной социализации.
Результатом усвоения Программы, в соответствии с ФГТ, будет являться развитие у ребенка интегративных качеств, формирование которых невозможно без воспитания у ребенка толерантного самосознания. Задача нашего учреждения – создать условия для организации благополучного взаимодействия в детском коллективе в духе дружбы, согласия и миролюбия.
В исследованиях отмечается, что любое ограничение потенциальных возможностей человека ведет к нарушениям взаимодействия со средой, к вторичным личностным деформациям. Ранняя коррекционно-педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике отклонений в развитии и положительно влияет на становление личностных качеств ребёнка, формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации.
Только лишь нахождение ребенка в интегративной среде не всегда делает его толерантным к детям с ОВЗ. Важно целенаправленно воспитывать толерантное самосознание.
В связи с тем, что потенциал ДОУ используется недостаточно для формирования толерантности детей, мы решили разработать и реализовать проект: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющим аллергопатологию)».
Цель данного проекта: создание системы воспитательно-образовательной работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях интегративной среды.
Основные задачи проекта:
1. Повысить уровень психического здоровья воспитанников с аллергопатологией.
2. Расширить знания воспитанников об окружающем мире, себе и ближайшем социуме.
3. Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
4. Сформировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии со сверстниками с ОВЗ.
5. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.
Конечным результатом успешной реализации проекта должно стать наличие толерантного самосознания у дошкольников к сверстникам и успешная социализация детей с аллергопатологией
Содержательная часть проекта включает в себя различные формы работы и мероприятия, направленные на решение задач во всех образовательных областях. Участниками проекта являются педагоги, родители и воспитанники. Планируемая работа во многом опирается на сотрудничество педагогов и родителей, так как отношение детей к особенностям друг друга очень зависят от отношения взрослых к особенностям детей. С целью повышения заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами, планируется предварительная работа, включающая в себя различные формы и методы по раскрытию значимости данной проблемы для каждого участника проекта.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На каждом этапе решается ряд задач для достижения цели данного этапа. Итогом достижения цели каждого этапа будет являться достижение цели проекта.
Основной этап включает в себя 6 задач, каждая из которых решается через частные задачи всех образовательных областей.
Вот эти 6 задач:
1. Содействовать формированию представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной и неповторимой личности.
2. Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
3. Воспитать позитивное отношение к различиям между людьми.
4. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
5. Содействовать осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения, воспитать толерантное самосознание.
6. Организовать взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Посмотрим на примере решения одной из задач, как и какие частные задачи решаются в каждой образовательной области.
Например, задача «Воспитать позитивное отношение к различиям между людьми».
Образовательные области |
Задачи
|
Мероприятия и формы проведения
|
Ожидаемый результат |
Организация образовательной среды |
Физическая культура |
Развивать положительное отношение к достижениям сверстников. |
НОД, соревнования, подвижные игры и упражнения, беседы. |
Умение искренне радоваться и огорчаться успехам товарищей. |
Инициирование обсуждения результатов данных мероприятий в атмосфере дружбы и поддержки. |
Здоровье |
Обращать внимание детей на отсутствие товарищей, объяснять причину их отсутствия (по болезни), вызывать сочувствие к товарищам. Учить детей сопереживать и оказывать посильную помощь друг другу при возникновении травм и плохом самочувствии. |
Беседы, чтение литературы, валеологические занятия, решение проблемных ситуаций. |
Умение сопереживать другим и оказывать посильную поддержку. |
Наличие художественной литературы по теме, наглядных пособий, создание проблемных ситуаций. |
Безопасность |
Познакомить детей с возможностями и ограничениями различных людей (в движении, питании, во взаимодействии с окружающей средой и т. д.) для предотвращения ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей. Формировать позитивное отношение к различному образу жизни людей. |
Беседы |
Сформированность представлений детей о различных образах жизни. Позитивное отношение к проявлению различных потребностей людей, обусловленных ОВЗ. |
Инициирование обсуждения в кругу сверстников необходимости вести различный образ жизни. |
Социализация |
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. |
Беседы, чтение художественной литературы, театрализованные представления, изучение иностранного языка, танцев и песен других народов. |
Сформированные уважительные отношения к людям различных национальностей |
Наличие наглядных пособий, дидактических игр, альбомов для рассматривания. Художественная литература по теме. |
Труд |
Формировать уважительное отношение к любому посильному для человека труду. |
Беседы. Трудовые поручения с учетом с разных возможностей здоровья. |
Позитивное отношение к любой трудовой деятельности. |
Создание атмосферы понимания и дружбы при организации трудовой деятельности детей с ОВЗ. |
Познание |
Развить представление ребенка о том, что каждый человек индивидуален. Сформировать у ребенка гибкую систему оценок достижений сверстников в зависимости от их возможностей. |
Беседы, чтение художественной литературы. |
Осознание неповторимости и уникальности каждого человека. Умение видеть в недостатках достоинства. Умение не воспринимать достижения других как свое поражение. |
Наличие художественной литературы. |
Коммуникация |
Помочь ребенку наладить продуктивные взаимоотношения со сверстниками, имеющими сложности в общении, обусловленные здоровьем. |
НОД, самостоятельная деятельность. |
Приобретение ребенком положительного опыта отношений на основе взаимного обогащения опыта толерантности. |
Создание ситуаций, требующих взаимодействия с другими детьми. |
Чтение художественной литературы |
Подготовить ребенка к возможному взаимодействию с людьми, отличающимися друг от друга по национальному, культурному, классовому признаку, а также по внешним и внутренним характеристикам. Научить ребенка принимать их такими, какие они есть. |
Чтение художественной литературы. Беседы о прочитанном. |
Готовность ребенка к положительному взаимодействию с другими людьми. |
Наличие художественной литературы разного характера в соответствии с возрастом детей. |
Художественное творчество |
Сформировать доброжелательное и уважительное отношение к различиям в творческих работах сверстников. |
НОД, беседы. |
Умение воспринимать различия в творческих работах сверстников как проявление их индивидуальных особенностей. |
Наличие материалов для продуктивной деятельности. Создание доброжелательной атмосферы при обсуждении продуктов творческой деятельности. |
Музыка |
Знакомить детей с элементами танцевальных движений, музыкальными произведениями, отличающимися по построению, мелодике, движениям, от традиционных, уже известных детям. |
НОД. Использование нетрадиционных танцев, музыкальных произведений в развлечениях и праздниках. |
Уважительное отношение к музыкальным традициям других народов |
Наличие музыкальных инструментов, аудиозаписей, костюмов, необходимых для танцев атрибутов. |
Проект реализуется во время основной образовательной деятельности детей и не требует дополнительного времени. Его реализация происходит за счет интеграции задач всех образовательных областей в разных видах и формах деятельности с привлечением всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, воспитателей, специалистов, обслуживающего персонала).
Таким образом, воспитывая толерантность, мы расширяем представления детей, формируем их отношение к различным явлениям окружающей действительности, а, значит, развиваем интегративные качества, которые являются показателем развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Здесь еще нет комментариев